В ДЕНЬ ПАМЯТИ...
В начале 1772 года вскоре после возвращения из второй итальянской поездки,Вольфганг Амадей Моцарт создал три дивертисмента для струнных инструментов (KV 136 — 138).
В этих обаятельных, по-юношески светлых сочинениях явственно ощущается связь с квартетами Моцарта, возникшими тоже в Италии в 1772 — 1773 годах (KV 155 — 160).
В обеих сериях ансамблей, образно родственных друг другу, отразились итальянские впечатления Моцарта, некоторые приемы инструментального письма итальянских композиторов, сказавшиеся, например, в типичных мелодических оборотах начальных тем, широком использовании «барабанного» баса (длительное повторение одного звука в басу), подвижности и прозрачности фактуры (особенно в быстрых честях), господстве первой скрипки. Как и квартеты KV 155 — 160((2 скрипки, альт, виолончель), дивертисменты построены трехчастно (по типу ансамблей итальянских авторов). В Дивертисменте си-бемоль мажор медленная часть вынесена на первое место, в двух других ансамблях она помещена в середину.
Однако в дивертисментах уже чувствуется индивидуальный почерк и самого Моцарта, который проявляется прежде всего в изысканности и поэтичности звучания, тонкости гармонических деталей, смелом введении контрастов и взволнованных минорных эпизодов (первая часть Дивертисмента ре мажор, KV 136).
Отразилась в этих сочинениях и любовь Моцарта к веселым выдумкам.
В 1952 году А. Гофман, издавший дивертисменты в Вольфенбюттеле, назвал их «эальцбургскими симфониями», ссылаясь на то, что Моцарт играл дивертисменты с миланским оркестром, для которого, «вероятно, они были написаны». И хотя гипотеза эта не доказана, на концертной эстраде утвердилось оркестровое исполнение дивертисментов, гораздо реже они звучат в квартетном виде.
текст Г. Жданова