Михаил Аркадьев
Н.Эскина
Н.Эскина
Как вкратце рассказать читателю об искусстве полифонии – о том, что составляет сердце музыкального искусства, чему посвящены многотомные монографии и учебники? Попытаемся представить дайджест истории и теории полифонии:
Традиционно история полифонии делится на строгий и свободный стиль. Граница пролегает между XVI и XVII вв., между ренессансом и барокко. Строгий стиль сформировался в эпоху ренессанса в результате приблизительно шестисотлетнего развития и трансформации разных жанров хоровой церковной музыки. Оба подчеркнутых прилагательных значимы, оба определяют характер и стилевые нормы музыки католического богослужения. Интонационная основа строгого стиля – одноголосный грегорианский хорал, с его плавным ведением мелодии, мягкими, пластичными мелодическими ходами. Полифония строгого стиля ориентирована на удобство вокального интонирования, на хоровое исполнительство. Следовательно, в мелодии не встречается ничего слишком «субъективного», исключаются яркие, напряженные интонации, экспрессивные диссонансы. Это соответствует и требованиям, предъявляемым к церковной музыке. Строгостильные композиции отличаются возвышенно-объективным характером звучания.
Строгий стиль обращен более к разуму и духу, к высокой молитвенной медитации, а не к душе, ее страстям и, тем более, не к телесной жизни слушателя. Месса строгого стиля содержит своей моделью пифагорейско-христианское устройство мира, числовые законы, по которым запущен и функционирует колоссальный механизм Вселенной.
В недрах строгого стиля сформировалась разветвленная система сложнейших технологических приемов, зачастую не воспринимаемая уже нами на слух, но только в анализе. Работа с музыкальной материей предпринимается композитором не для того, чтобы поразить или развлечь праздный человеческий слух, а для того, чтобы глубже, в том числе через умное экстатическое созерцание, пережить молитвенное прикосновение к трансценденции.
Композиторы, работавшие в рамках строгого стиля:
Окегем,
Обрехт,
Жоскен Депре,
Серия сообщений "Музыканты рассказывают":
Часть 1 - Рассказы о музыке:Андрей Гаврилов -"Концерт в Зальцбурге"(фрагменты из книги)
Часть 2 - Рассказы о музыке:Соломон Волков и Александр Генис вспоминают о Лернарде Бернстайне и Рудольфе Нуриеве
...
Часть 26 - Рассказы о музыке:Дирижёр, пианист, композитор и директор оркестров Майкл Тилсон Томас - Музыка и эмоции через призму времени
Часть 27 - Рассказы о музыке:"Сати.Нескучная классика"(Разговор с Евгением Нестеренко и Дмитрием Вдовиным)
Часть 28 - Рассказы о музыке:О музыкальной полифонии для тайных ее любителей и просто интересующихся.Часть 1.