• Авторизация


Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина 02-10-2013 21:50 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1.

Старшая Эдда содержит Речи Высокого. В них Один излагает основные правила жизни, которым нужно следовать, чтобы быть достойным членом общества. Большая часть их и сейчас применима для людей.

Первая часть Речей (1-46) посвящена тому, как себя следует вести, чтобы избавиться от ненужных проблем – а точнее, не создать их себе.

Вторая (47-89) – это сборник притч, поясняющих изложенные в первой части правила в доступной и понятной, более развернутой форме.

Третья часть (90-110) – это Песнь песней, рассказ о том, как следует строить отношения с женщинами.

А четвертая, заключительная, больше похожа на автобиографию Одина, которую он излагает некоему Лоддфафниру в виде советов. Причем делится эта часть на сами советы в быту (111-137) и на эзотерический опыт самого Одина, связанный с постижением им магической мудрости и рун (138-164).

Первая часть призывает жить мудро, руководствуясь высокими моральными принципами. Здесь Один основной упор делает на то, чтобы слушатель понял, что главное в жизни – не внешняя мишура, а обретение мудрости и друзей, которые не предадут. Особо оговаривается проблема, связанная с потреблением спиртного – пить рекомендуется немного, основной упор на пирах делать не на выпивку, а на общение с более опытными людьми, запоминая их рассказы. Даже наедаться Один советует не в гостях, а дома, потому что:



19 Пей на пиру,

но меру блюди

и дельно беседуй;

не прослывешь

меж людей неучтивым,

коль спать рано ляжешь.



20 Без толку жадный

старается жрать

себе на погибель;

смеются порой

над утробой глупца

на пиршестве мудрых.



33 Рано поешь,

а в гости сбираясь,

есть надо плотно:

или голодным

будешь в гостях —

не сможешь беседовать.



И не менее полезными оказываются советы по правилам поведения в гостях:



21 Знают стада,

что срок наступил

покинуть им пастбища;

а кто неумен,

меры не знает,

живот набивая.



22 Кто нравом тяжел,

тот всех осуждает,

смеется над всем;

ему невдомек,

а должен бы знать,

что сам он с изъяном.



27 Муж неразумный

на сборище людном

молчал бы уж лучше;

не распознать

в человеке невежду,

коль он не болтлив,

но невежда всегда

не видит того,

что болтлив он безмерно.



29 Кто молчать не умеет,

тот лишние речи

заводит нередко;

быстрый язык

накличет беду,

коль его не сдержать.



30 Насмешливых взглядов

не надо бросать

на гостей приглашенных

не спросишь иного —

он мнит, что разумен,

и мирно пирует.



31 Доволен глумливый,

коль, гостя обидев,

удрать ухитрился;

насмешник такой

не знает, что нажил

гневных врагов.



34 Путь неблизок

к другу плохому,

хоть двор его рядом;

а к доброму другу

дорога пряма,

хоть далек его двор.



35 Гость не должен

назойливым быть

и сидеть бесконечно;

даже приятель

станет противен,

коль долго гостит он.



40 Добра не жалей,

что нажито было,

не скорби о потере;

что другу обещано,

недруг возьмет —

выйдет хуже, чем

думалось.



41 Оружье друзьям

и одежду дари —

то тешит их взоры;

друзей одаряя,

ты дружбу крепишь,

коль судьба благосклонна.



42 Надобно в дружбе

верным быть другу,

одарять за подарки;

смехом на смех

пристойно ответить

и обманом – на ложь.



43 Надобно в дружбе

верным быть другу

и другом друзей его;

с недругом друга

никто не обязан

дружбу поддерживать.



44 Если дружбу ведешь

и в друге уверен

и добра ждешь от друга, —

открывай ему душу,

дары приноси,

навещай его часто.



С теми же, в чьем добром отношении человек усомнился, Один советует поступать адекватно:



45 Но если другому

поверил оплошно,

добра ожидая,

сладкою речью

скрой злые мысли

и лги, если лжет он.



46 Так же и с теми,

в ком усомнишься,

в ком видишь коварство, —

улыбайся в ответ,

скрывай свои мысли, —

тем же отплачивай.



Как видим, из приведенного, это достаточно четкое руководство к действию по поведению человека в обществе. Причем вне зависимости от того – среди своего народа ты или среди чужих людей.

Вторая часть – это уже философское обоснование ранее сказанного, основанное на личном опыте. Вот что Один говорит о разумном поведении и общении:



57 Головня головне

передать готова

пламя от пламени;

в речах человек

познает человека,

в безмолвье глупеет.



63 Вопросит и ответит

умный всегда,

коль слыть хочет

сведущим;

должен один

знать, а не двое, —

у трех все проведают.



64 Силу свою

должен мудрец

осторожно показывать;

в том убедится

бившийся часто,

что есть и сильнейшие.



65 Бывает, ты слово

скажешь другому,

а после поплатишься.



А также о тех «друзьях», которых много, когда у тебя имеются материальные ценности и которые исчезают, если с тобой приключается какая-нибудь беда:



67 Повсюду меня

приглашали бы в гости,

но только без трапез

иль если бы, окорок

съевши у друга,

я два отдавал бы.


Источник: http://runegun.ucoz.ua/publ/0-0-0-0-1
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Речи Высокого как Моральный Кодекс Гражданина | berkutu - Дневник berkutu | Лента друзей berkutu / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»