Вроде бы недавно, а получается — вроде как давно. Почти полвека назад по стране начали ходить кассеты хулиганствующего рок-менестреля с ироничными, простыми, колкими, а порой душевными до пронзительности песнями. Которые в сравнении с официальной эстрадой выгодно отличались жизненностью и точностью — порой до физиологичности — авторских наблюдений.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
Эти песни было легко разучить на гитаре и спеть во время дружеских посиделок. Они легко ложились на ухо, мгновенно запоминались — и гарантировали успех в любой компании. По стилю это было нечто на стыке дворовой лирики, бардовской песни, кантри и рока, порой с глуповатыми синтезаторными аранжировками, но неизменно ёмко, честно и прямо в цель.
За кассетой с «Путешествием в рок-н-ролл» и «Концертом для друзей» стоял Юрий Лоза — выходец из «Интеграла», успевший хлебнуть лихого гастрольного опыта автор-исполнитель с багажом собственных песен, ищущих выхода, в которых пелось про маргиналов брежневской эпохи — и обычный каждодневный абсурд, не замечаемый на большой эстраде и в газетных передовицах.
«Концерт для друзей» был записан в 1984 году при участии барабанщика Геннадия Гордеева, клавишника Александра Белоносова и басиста Алексея Червякова. Альбом разлетался по стране на многократно переписанных кассетах: такой канал распространения позволял познакомиться с неформатными вещами.
Юрий Лоза на тот момент точно не вписывался в официальные форматы. В своих виршах он живописал позднесоветскую жизнь хоть и с сатирической ухмылкой, но без прикрас. Рассказывал, например, про бродячего папу-алиментщика или девушку, ставшую жертвой обстоятельств в мире без любви («Ты мне десятку на комоде оставил, как заведено»).
На концерте уже в 1988 году Юрий Лоза представил «У моей зазнобы» в качестве запрещённой за несколько лет до этого. И после исполнения объясняет мотив запрета: неправильно выявлен положительный герой. А какой там герой вообще положительный? Разве что работящий мужик Илья, который так куёт, что аж душа поёт. Остальные — не положительные и не отрицательные, а просто живые. Пусть и приземлённые, но настоящие.
В «Концерте для друзей» много юмора с чернушным и где-то пикантным оттенком. Какая жизнь — такие и песни! «Над деревней Клюевкой» — стёб над умильной деревенской лирикой от заслуженных композиторов. «Визит» — история о драматичной встрече цивилизаций в лице инопланетного зелёного человечка и трёх сильно пьющих советских шоферов. Издевательский фанкец «Гнусная песня» с лихвой оправдывает своё название, собрав воедино приметы тотального морального разложения.
Наконец, особое место занимает «Новый год» — хулиганская сага о главном празднике в стране, сопряжённым с непрерывным употреблением спиртного под калейдоскоп смешных ситуаций с пуганием унитаза, потасовками родственников, тазами с пельменями и прыжками с шестого этажа.
И здесь же через запятую — трогательное посвящение «Памяти Высоцкого», стилизованное под «Мою цыганскую». Или музыкантские откровения «Так я устроен» («Ничего мне не надо, раз со мною гитара и ты») и почти детское кантри-веселье с «Жигулями».
Для огромного числа слушателей «Концерт для друзей» стал своим в доску альбомом — вечным напоминанием о временах, когда не так важно было качество исполнения и записи, сколько связь с реальностью, авторский юмор и ощущение причастности к чему-то неподконтрольному и настоящему.
Надеюсь, вам понравилось! Буду рад, если вы поддержите материал лайком, комментарием и подпиской!