
Комментарии из уроков учителя рава Ури Амоса Шэрки, которые он в течение многих лет дает в Махон Меире - институте изучения иудаизма в Иерусалиме.
Тексты из Торы приводятся в современном переводе редакторов Йоны Левин и Ури Линец, максимальном приближенном к оригиналу и очищенному от многослойных христианских искажений.
Глава ТЕЦАВЭ 28
2. И сделаешь одежды выделенности для Аарона, брата твоего - для почета и великолепия.
"Одежды выделенности" - выделенность предмета (места, действия, человека и т.д) - предназначенность его Всевышнему. Одежды коэна("для почета и великолепия"), в которых он служит Творцу, призваны воздействовать на воспаленное воображение неидеальных людей, у которых оно командует разумом. У идеальных людей наоборот - разум управляет воображением.
4. И эти одежды, которые сделают: хошен и эфод, и меиль, и ктонэт ячеистый, мицнэфет и авнэт. И сделают одежды выделенности для Аарона, брата твоего, и для сыновей его, чтобы служить ему Мне.
"Хошен" - нагрудник с драгоценными камнями, на которых выгравированы имена колен Израиля. Он используется для выяснения сложных вопросов и призван нейтрализовать судебные извращения.
"Эфод" - фартук - элемент одежды идолопоклонников, одевавших его на грудь. Коэны унижают его, надевая эфод ниже пояса и, тем самым, воздействуют на склонность человека к идолопоклонству.
"Меиль" - мантия с колокольчиками по подолу, нейтрализующая склонность к злословию (язычок колокольчика напоминает язык).
"Ктонэт" - длинная рубаха из льна. Воздействует на склонность человека к убийству, т.е. широкая свободная одежда неудобна для кровопролития.
"Мицнэфет" - головной убор, ослабляющий склонность человека к гордыне ("надо мной кто-то есть..."): отсюда еврейский обычай покрывать голову.
"Авнэт" - пояс длиной 15 метров для тотального разделения "верха" и "низа": разум должен управлять половым инстинктом, а не наоборот.
5. И они возьмут золото и тхэлет, и аргаман, и червленицу, и шэш.
Материалы для одежды коэна наиболее дорогие, как для завеса в Мишкане.
"Тхэлет" - шерсть, окрашенная кровью определенного молюска в цвет, близкий к синему.
"Аргаман" - шерсть, окрашенная в пурпурный цвет.
"Червленица" - в красный.
"Шэш" - согласно Раши - лен.
12. И положи два камня на наплечники эфода, камни памяти для сынов Исраэля - и будет носить Аарон имена их перед Ашем на двух плечах своих для памяти.
Имена сынов Израиля на плечах Аарона обращены в сторону неба - память для Ашем.
16. Квадратным будет, двойным, мизинец длина его и мизинец ширина его.
"Мизинец" здесь - расстояние между максимально раздвинутыми концами большого пальца и мизинца руки: примерно 20-22 сантиметра. "Двойным" - двойной слой ткани удерживает золотые оправы камней.
17. И наполни его наполнением камня - четыре ряда камня. Ряд одэм, питэда и барэкет - ряд первый.
Хошен состоит из четырех рядов камней. Счет рядов сверху вниз. Названия камней не всегда можно точно идентифицировать. По некоторым мнениям, камни первого ряда: рубин, топаз, изумруд.
18. И ряд второй: нофэх, сапир и яалом.
Камни второго ряда: бирюза, сапфир и алмаз.
19. И ряд третий: лэшем, шево и ахлама.
Камни третьего ряда: опал, агат и аметист.
20. И ряд четвертый: таршиш и шоам, и яшфэ - оправленные золотом будут в наполнении их.
Камни четвертого ряда: хризолит, оникс и яшма.
21. И камни будут по именам сынов Исраэля - двенадцать, по именам их, резьбой печати, Муж по имени его будут для двенадцати колен.
На каждом камне вырезано имя одного из родоначальников колен ("Муж по имени его...") в порядке их рождения: на рубине - Реувен и т.д.

29. И понесет Аарон имена сынов Исраэля в хошене суда на сердце своем при входе его в Кодэш - для памяти перед Ашем всегда.
"Кодэш" - первое отделение Мишкана. В отличие от наплечников, где все имена сынов Израиля - на двух камнях, здесь каждое имя - на отдельном: наплечники - общая память Творца о народе Израиля, а хошен - о каждом колене. Главное условие существования справедливого общества это праведный суд, выражением идеи которого являются золотые элементы конструкции хошена ("в хошене суда на сердце своем при входе его в Кодэш...всегда").
30. И дашь в хошен суда урим и тумим, и будут на сердце Аарона при входе его перед Ашем - и понесет Аарон суд сынов Исраэля на сердце своем перед Ашем всегда.
"Урим и тумим" - согласно Раши - надпись с одним из Имен Творца, необходимым для правильного понимания хошена: когда царь спрашивает Всевышнего, загораются буквы в именах на камнях. Урим и тумим помогают сложить из них правильный ответ. Урим - от слова "ор" - свет, тумим - от слова "там" - цельный, совершенный. "И дашь в хошен суда" - вложишь надпись с этим Именем в складки хошена.
35. И будет на Аароне, чтобы служить, и будет слышен голос его при входе его в Кодэш перед Ашем, и при выходе его - и не умрет.
При входе и выходе слышен голос колокольчиков, как напоминание Аарону (и будущим Главным Коэнам): "помни, куда входишь и зачем!").
36. И сделаешь циц золота чистого, и вырежешь на нем резьбой печати: Кодэш для Ашем.
"Циц" - пластинка из золота с надписью: "Кодэш (Выделенный) для Ашем".
37. И поместишь его на нить тхэлет, и будет на мицнэфете - к лицу мицнэфета будет.
Циц одевается на головной убор коэна. "К лицу" - в передней части. Циц нейтрализует склонность человека к дерзости, которая проявляется на лбу.
38. И будет на лбу Аарона, и понесет Аарон вину отделений, которые отделят сыны Исраэля во всех дарах отделений их - и будет на лбу его всегда для желанности для них перед Ашем.
"Отделения" - жертвы и подарки: например, отделяют часть скота для Жертвенника или Мишкана. Не всегда жертва конкретного человека приносится с чистыми намерениями. Циц Главного Коэна делает жертвы желанными для Ашем.

40. А сынам Аарона сделай ктонэты, и сделаешь им авнэты, и мигбаот сделаешь им для почета и для великолепия.
Вышеуказанные элементы одежды предназначены для Аарона (в дальнейшем для Главного Коэна - "Коэн А-Гадоль"). Сейчас описывается одежда сыновей Аарона (рядовых коэнов). "Мигбаот" - головные уборы, менее роскошные, чем мицнэфет Главного Коэна, но также предназначенные "для почета и для великолепия".

42. И сделай им михнасаим льна, чтобы покрыть плоть эрвы - от поясницы до бедер будут.
"Михнасаим" - короткие брюки (мн.ч.). Они прикрывают половые органы, т.е нейтрализуют склонность человека к половому разврату.
Эрва - половые органы. Михнасаим не упоминались отдельно для Главного Коэна, который борется с пороками выдающихся людей: дерзость (против которой - циц), идолопоклонство (против которого - эфод), злословие (против которого - меиль) и искажение суда (против которого - хошен). Остальные элементы одежды (рядовых коэнов) нейтрализуют недостатки простых людей: склонность к убийству (ктонэт), половому разврату (минасаим), гордыне (мигбаот), склонность покоряться своим инстинктам (авнэт). Итого у рядового коэна - четыре элемента одежды, у Главного - восемь (он одевает и те и другие).
* * *