
Во времена Храма на исходе первого дня праздника главы народа Израиля выходили на одно из полей в окрестностях Иерусалима («потому что омер приходит только из удела Йегуды») и в праздничной обстановке сжинали охапку ячменя, обмолачивали его, мололи муку и просеивали ее в тринадцати ситах. Мука эта должна была быть высшего качества. Омер (ок. 2480 см3) этой муки доставляли в Храм. С того момента, как омер ячменя приносили в дар Вс-вышнему, весь новый урожай становился разрешенным для всех." (<<Сфират аомер>> — счет омера — читать онлайн | Рав Исроэль-Меир Лау | Иудаизм и евреи на Toldot.ru)
Йешуа - это "первенец", "первый плод": «... первенец Мессия (Христос)...» (1 Кор. 15:23)
"Вполне вероятно, что Мессия Йешуа воскрес в Праздник Первых Плодов. Сказано, что Мессия Йешуа воскрес "на третий день". Пейсах начинается вечером четырнадцатого нисана. Праздник Первых Плодов - шестнадцатого нисана. Итак, мы имеем часть четырнадцатого числа, целиком пятнадцатое и третий день, шестнадцатое. Возможно, в тот самый день, когда первосвященник приносил первые плоды жатвы ячменя, Бог воскрешал Мессию из мертвых, как первый плод искупленного человечества. Праздник Первых Плодов является истинным библейским днем Воскресения. Мне бы очень хотелось, чтобы христианская Церковь приняла этот праздник с его Богом данным символизмом воскресения, а не заменяла его пасхальными яйцами, кроликами и жареными окороками." (Лорен Джейкобс. Йешуа в еврейских праздниках 404 - Ошибка: 404)
Как важно нам, верующим в Йешуа, благодарить Б-га за избавление еврейского народа из Мицраима (Египта) и за искупление Израиля и всего человечества в Мессии Йешуа! "На иврите слово «тода» происходит от корня «знать» и имеет два значения: признание и благодарность. «Тода» – это еще и просто «спасибо». «Надлежит благодарить» прежде всего значит «надлежит понимать и признавать». Благодарность – чувство, которое можно и нужно в себе развивать. И не в последнюю очередь потому, говорят мудрецы, что тот, кто отрицает добро, сделанное ему ближним, в конце концов приходит к неблагодарности по отношению к Б-гу." (http://www.toldot.ru)
ПОДГОТОВКА К ПЕСАХУ
«... с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.» (Исх. 12:15)
Что такое хамец?
«Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Мессия (Христос), заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.» (1 Кор. 5:6-8)
Вы наблюдали, как заквашивается тесто? Оно поднимается , "вспучивается". Так и гордость, тщеславие и другие пороки и лукавство "вспучивают" человека. Потому нам нужно с Божьей помощью избавляться от этих качеств.
Как выглядит маца (опресноки)? Она ровная. Так и смиренный человек не превозносит себя над другими.
Тесто начинает заквашиваться спустя 18 минут. О чем это говорит? Если мы не наблюдаем за собой, можем закваситься. С кем мы общаемся? Где проводим свободное время? Какой жизнью живем? Малая закваска может заквасить все тесто. Праведник может превратиться в гордеца, льстеца, живущего по плоти.
В Талмуде говорится, что после прочтения Амиды раби Александри обычно добавлял: «Владыка Вселенной, Ты хорошо знаешь, что мы хотим исполнять волю Твою. Что мешает нам поступать так? Закваска в тесте...» (Брахот 17а)
Хамец как символ тягомотины
- Почему такие cтрасти вокруг хамеца? Его ищут по всему дому, его сжигают, его продают… Зачем? И почему надо есть мацу?
- Хамец, поднимающийся и увеличивающийся в размерах во время заквашивания теста, символизирует воспаленный эгоизм, гордость и самомнение.
Плоская маца, напротив, является символом смирения и самоотверженности. Именно поэтому Тора называет мацу «хлебом бедности»: ведь бедный человек смиренен, ему не свойственно высокомерие.
Хамец также является воплощением лени. Ведь, чтобы тесто взошло, хозяйка надолго оставляет его стоять в покое. Напротив, для того, чтобы изготовить мацу, нужна энергия и неустанный труд: весь процесс изготовления мацы должен занять не более 18 минут. Иначе тесто заквасится и станет хамецом. Маца преподает нам важнейший урок: «Не ленитесь! Ценна каждая секунда!»
Маца воплощает собой бережное отношение ко времени, а хамец – это символ «тягомотины». (Главный раввин С.-Петербурга М.-М. ПевзнерОшибка 404! Документ не найден - Еврейский Петербург)
Прививка от гордости
Любой еврейский праздник, и особенно Песах, дает нам возможность отдохнуть от будних и подготовиться к контакту с обыденной реальностью. Она, эта реальность пропитана хамецом, он способен проникнуть почти во все наши мысли и поступки.
Ощущение “Я есть”, стремление возвыситься, слова “Я”, “Мне”, наполняют человеческие будни. От частого повторения они становятся второй натурой, и рождают мысли: ”это правильно”, “так устроен мир”, “невозможно по-другому”…
Но Всевышний ждет, чтобы мы исправляли свою природу и не дали “Большому Я” захватить над собой власть. Прививкой от гордости являются дни Песах, и, конечно, маца, которая, оставаясь плоской, дает еврейской душе витамины скромности, помогая принимать и исполнять волю Б-га.
Законы и обычаи Песах имеют аналог в нашей душе. Еврей обязан делать “бдикат хамец”, т.е. искать элементы гордости и высокомерия, которые он “приютил” под своей крышей. Затем нужно найти силы и мужество совершить “биур хамец” – выкинуть их из своего сердца, отказавшись от мыслей и привычек, заставляющих наше “я” вспухать и подниматься.
В законах Песах есть выражение “хамец бе-машеу” – крошечная толика хамец в пище уже является нарушением запрета квасного. В отличие от Песах, который длится неделю, беречь свой дом, и души своих близких от вируса гордости нужно весь год. Чтобы набраться сил, евреи в дни праздника вдоволь едят мацу, чтобы набраться сил, набраться скромности, и выйти, наконец, из-под власти своего животного начала… (Из бесед Любавичского ребе ezrahovkin: «Я есть» под запретом)
Хамец и маца
"Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות , расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая, будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В противном случае — это уже хамец." (Подробнее:Хамец и маца — читать онлайн | Мирьям Климовская | Иудаизм и евреи на Toldot.ru)
Каждый человек состоит из двух частей — Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает, и выходит, что все полученное только повредило ему.
В Песах у нас есть возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от гордыни.
— Пусть же человек приучит свой язык говорить об Учении и о страхе пред Всевышним и наставлять людей, и наказывать своим детям оберегать и исполнять, и утешать скорбящих, и поддерживать бедных, говорить им добрые слова утешения, и говорить правду, и приучится воспевать и прославлять Всевышнего, — тогда будет он любим людьми и мил Всевышнему, а наградой ему будет великое благо, сохраняемое для праведников.
(http://toldot.ru/tora/articles/articles_3535.html)
«Нужно давать милостыню тайно, насколько это возможно. Если возможно дать ее таким образом, чтобы сам дающий не знал, кому он ее дает, а берущий не знал бы, от кого он ее принимает — это очень хорошо. И уж во всяком случае не следует человеку гордиться тем, какую он дает милостыню.» (Кицур Шульхан Арух, законы милостыни)
Из комментария Давида Стерна
"Хамец, др.-евр. слово, обозначающее «закваску». Вечером, накануне Песаха, евреи должны удалить старый хамец (находящийся в хлебе, изделиях из теста и спиртных напитках, сделанных из злаков). Последние остатки хлеба, содержащего хамец, следует сжечь на следующее утро (в иврите «избавление от квасного» и «сожжение квасного» - это биур-хамец).
Вечером этого дня, после захода солнца, вся семья празднует Седер (см. ком. к Мат. 26:17), принимая участие в специальной трапезе, в течение которой читается Агада (литургия, напоминающая об Исходе из Египта). Во время этой трапезы и всю последующую неделю Песаха разрешается есть только мацу (пресный хлеб; см. ком. к Мат. 26:17), в соответствии с заповедями в Исх. 12:15-20, 13:3-7 и Втор. 16:3. Нужно отметить, что нарушение этих заповедей карается так же, как и половые отношения мужчины со своей мачехой, а именно отсечением от народа (Исход 12:19; ср. ст. 1-5 и ком.).
Даже в наши дни многие евреи, не считающие себя религиозными, тем не менее, едят только мацу во время Пасхи или, по крайней мере, во время Седера в первый Пасхальный вечер.
В Новом Завете хамец часто символизирует собой нечестие и зло (Мат. 16:6-12, Map. 8:15, Лук. 12:1), в то время как маца несёт в себе символ чистоты и истины. Это согласуется и с Танахом, и с еврейской традицией, как объясняет А. Дж. Колач в книге «Еврейский вопросник»:
'Маца использовалась в системе жертвоприношений в Храме. Приношения должны были быть идеально чистыми, а всё квасное (хамец) считалось нечистым, поскольку успело забродить, либо скиснуть. (Слово хамец буквально означает «кислый».) Маца, пресный хлеб, с другой стороны, была символом чистоты. Талмуд говорит: «закваска символизирует собой злые побуждения сердца»' (The Jewish Book of Why У Middle Village, NY: Jonathan David Publishers, Inc., 1981, p. 187)
В Книге Левит 2:4-11 мы находим требование, чтобы всё печёное, приносимое в Храм, было пресным. Колам сопоставляет это требование с отрывком в Талмуде:
'После прочтения Амиды раби Александри обычно добавлял: «Владыка Вселенной, Ты хорошо знаешь, что мы хотим исполнять волю Твою. Что мешает нам поступать так? Закваска в тесте...»' (Брахот 17а)
Перевод Сончино комментирует: «закваска» - это «злые побуждения, производящие брожение в сердце». Другой еврейский автор так поясняет это:
'Некоторые еврейские мыслители в заквашивающем хамец видят символ тех склонностей в человеке, которые побуждают его ко злу. Они видят во всём процессе поиска хамец и его уничтожения напоминание о том, что человек должен исследовать свои поступки и очищать свои дела. Простого отречения от своего несовершенного прошлого, своего хамец, недостаточно; его следует уничтожить. Кусочки хамец, раскладываемые повсюду в доме перед ритуальным поиском, таким образом, должны напоминать нам о том, что «нет в мире человека, творящего лишь добро и не согрешающего»' [Екклесиаст 7:20] («Пасха», под. ред. М. Кляйна (Passover, Jerusalem: Keier Books, 1973, p. 38))
Поговорка «Немного хамеца может заквасить целый замес теста» появляется в похожем контексте в Гал. 5:9; здесь же она напоминает коринфянам о том, что верующим необходимо не только не допускать грех в своей жизни, но и удалить из своей среды распутного грешника, называющего себя братом (см. 9-10), чтобы не позволить всей мессианской общине заразиться грехом.
С оставшимся хамец. Хамец следовало давно уничтожить после поисков - не просто поисков физического присутствия хамец в доме, но после внутреннего, символического поиска греховных побуждений и стереотипов поведения, сохранившихся от прежней жизни без Бога. Грех недостоен тех, в ком нет квасного, ибо мы уже очищены Мессией, нашим пасхальным ягнёнком. Подобный частый переход от буквального значения к образному, от видимого к невидимому, является неотъемлемой частью еврейских праздников; именно так духовные истины раскрываются каждому человеку и всему обществу." (Давид Стерн. Комментарий к Еврейскому Новому Завету 1-е Коринфянам 5 глава http://kifa.kz/bible/stern/stern_1-e_korinfyanam_05.php)
ЭЛЕМЕНТЫ МЕССИАНСКОГО ПАСХАЛЬНОГО СЕДЕРА
ЧЕТЫРЕ ЧАШИ
Первая чаша символизирует освящение: «Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из - под ига Египтян...» (Исх. 6:6)
Вторая - избавление: «... и избавлю вас от рабства их...» (Исх. 6:6)
Третья - искупление: «... и спасу вас мышцею простертою и судами великими» (Исх. 6:6)
Четвертая - чаша хвалы - hаллел: «и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из - под ига Египетского» (Исх. 6:7)
ТРИ МАЦЫ
Маца - это "хлеб бедности": «Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедности (бедствия), ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;» (Втор. 16:3)
Три мацы символизируют Триединство Б-га: Абба (Отец), Бен (Сын, Мессия Йешуа), Руах hа-Кодеш (Святой Дух).
Средняя маца разламывается, и часть мацы (афикоман) обвертывается в салфетку и прячется (афикоман находит кто-то из детей перед третьей чашей).
«"Афикоман" знаменует окончание вечерней трапезы. На арамейском "афикоман" означает "достали хлеб"…» (http://www.judaicaru.org/luah/pesach_hahana_main.html)
«По-моему, нынешний обычай наличия трёх кусков мацы, разламывание и разделение средней мацы (афикоман) символизирует то же хлебопреломление у христиан, Вечерю, которую заповедал Господь «творить в Его воспоминание». Первые верующие в Иешуа были евреями и отмечали праздник Песах каждый год точно так же, как и другие евреи, вспоминая при этом о пасхальной трапезе, которая была у Господа с Его учениками. Так они по Его указанию включили в процесс трапезы символ «Тела Его, за них ломимое», и они делали это с тремя мацами, назвав среднюю «афикоман» – «Я пришёл». В течение 40 лет до разрушения Иерусалима этот обычай каким-то образом прокрался в порядок проведения пасхального праздника к евреям-иудеям и остался с тех пор важной частью еврейского торжества.. Это, действительно, поразительно, что евреи из года в год едят разломанную мацу – «афикоман», не зная, что этим они вспоминают Того, Кто пришёл, и чьё Тело было «ломимо за них». (Мессианский журнал «Оазис»http://webcache.googleusercontent.co...2010/03/29/%29
Дальше будет...