• Авторизация


Его называли "принцем акварели"...Peter Nilus 21-12-2021 08:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Alexandra-Victoria Оригинальное сообщение

Его называли "принцем акварели"...Peter Nilus

 

«Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму» (П. А. Нилус)


«На скачках», 1912 г. Одесский художественный музей

Пётр Александрович Нилус

Peter Alexandrovich Nilus (Ukrainian, 1869-1943

АукционноЖанровоБытовое


Разговор на берегу озера в заснеженном парке
Piotr Nilus - 40 Self Portrait with Hat-1935 (400x486, 89Kb)
Пётр Александрович Нилус (8 (20) февраля 1869—23 мая 1943, Париж) — русский живописец, художественный критик, писатель.
Родился 8 (20) февраля 1869 года в усадьбе Бушены в Подольской губернии в обрусевшей швейцарской семье.
Его дед был генералом — участником войны 1812 года. Исследователь «Протоколов сионских мудрецов» оберштурмбанфюрер СС Грегор Шварц-Бостунич утверждал о родственной связи двух Нилусов с одинаковым отчеством — Сергея Александровича и Петра Александровича. Однако один, антисемит, происхождением связан с Мценским уездом Орловской губернии; другой, принявший участие в литературно-художественном сборнике «В пользу еврейских детей, осиротевших во время октябрьского погрома в Одессе» и женатый на еврейке Берте Соломоновне, связан с самой южной околицей Российской империи — Балтский уезд Подольской губернии.

«Кафе» 1901 г., Днепропетровский художественный музей

С 1876 года Пётр Нилус жил в Одессе, учился в Реальном училище Святого Павла. В 6-м классе, по предложению своего учителя Г. Ладыженского, который только что закончил Петербургскую Академию художеств, Нилус поступил в Одесскую рисовальную школу: на протяжении 1883—1889 годов его преподавателем был К. Костанди, а другом — Евгений Буковецкий. С 1889 года продолжил обучение в Петербургской Академии художеств у И. Е. Репина, который рекомендовал молодому художнику побыстрее начать выставочную деятельность и вернуться в родной город, где мощно заявило о себе Товарищество Южнорусских художников.


Улица в Париже

В Одессе Нилус стал одной из центральных фигур местного художественного сообщества; с 1890 года принимал участие в выставках Товарищества, с середины 1890-х годов был его секретарём, вместе с Буковецким в 1894 году составил устав Товарищества. Нилус не терял связи с выставочной жизнью столицы: с 1891 года он был экспонентом, а с 1899 — членом Товарищества передвижных художественных выставок. Летом 1898 года в Одессе состоялось знакомство Нилуса с И. А. Буниным.


«Отдых». 1896 год, Национальный художественный музей Украины, Киев

В 1890-е годы он писал главным образом жанровые картины на общественно-значимые темы. Об этом времени П. А. Нилус вспоминал: «Был правоверным передвижником целых 13 лет. Затем началась эволюция от крайнего реализма к индивидуализму». В первом десятилетии XX века, после зарубежных поездок и знакомства с новым современным искусством, художник отошёл от бытового жанра и социальной проблематики, отдавая предпочтение пейзажу и импрессионистической живописной манере.

Следующий период в творчестве Нилуса — «символико-романтический» или «ретроспективный»: художник писал галантных кавалеров и дам, прогуливающихся в парках или встречающих рассвет.


Couple en promenade, watercolour and gouache over pencil on paper (Сотбис)


Хорошо знал Нилуса К. Чуковский: он следил за развитием этого незаурядного дарования, восхищался им. Но в 1904 году, в «Одесских новостях» высказался очень резко: «… у нас есть два П. А. Нилуса — один настоящий, другой ненастоящий». «Настоящим» для критика был тот художник, у которого «великолепное мастерство рисунка», «ясные краски», «законченная манера»; «ненастоящим» был автор, который позволил привнести в собственные произведения «модные» напевы и настроения. В обозначенных Чуковским недостатках Нилуса присутствуют узнаваемые в ту пору приметы «декадентства» — это «тонкие, хрупкие деревья, жалобно тянущиеся к стилизованным тучам», это «сооружённое (то есть искусственно созданное, не имеющее отношения к реальности) настроение», это «символические позы женщин» и «модернизированные» складки их одежд.


С визитом (аукцион)

В 1915 году в Одессе состоялась его персональная выставка. И. Е. Репин писал И. А. Бунину:

Нилус, наш художник прекрасный, — ах, если бы мне его краски!

Революцию 1917 года П. А. Нилус принял благосклонно, но вскоре это отношение изменилось. С приходом отрядов Добровольческой армии А. И. Деникина он поддержал их серией антибольшевистских плакатов. В 1919 году вынужден покинуть страну. С 1923 года жил в Париже — в одном доме с И. А. Буниным, который называл своего друга, Петра Нилуса, поэтом живописи и посвятил ему одно из самых проникновенных своих стихотворений «Одиночество».
В период эмиграции прошло 11 его выставок — в Софии, Белграде, Загребе, Вене, Париже.



В 1930-е годы Нилус отошёл от символико-романтических сюжетов, которые пришлись по душе французской публике. Основными в его творчестве стали виды городов, пейзажи французской провинции, натюрморты, которые он создавал своеобразными сериями. Особую известность получила так называемая «белая серия», а среди живописцев выражение «белое Нилуса» стало нарицательным.

Первые персональные выставки П. А. Нилуса в Париже состоялись в 1925 году в престижных галереях Ж. Пти и Ж. Шарпантье. Большой успех имела последняя прижизненная выставка Нилуса в галерее Zak (1934).


(Кликабельно)

К середине 1930-х годов Нилус стал отдавать предпочтение психологическому портрету.

Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Одесском художественном музее, Одесском литературном музее, в Государственном Литературном музее (Москва), в Областном художественном музее им И. Н. Крамского (Воронеж), в Днепропетровском Художественном Музее, в частных коллекциях.

В 1995 году значительная часть творческого наследия художника парижского периода — 73 произведения живописи, графики, а также личные вещи, фотографии, письма, выставочные каталоги — по решению падчерицы живописца, В. Л. Голубовской, были переданы из Парижа в Воронеж для Художественного музея им. И. Н. Крамского и литературного музея (для будущего музея И. А. Бунина).


Портрет И.А. Бунина

Талантливый современник И. Бунина и его одесский друг – Пётр Александровичи Нилус был одновременно писателем и замечательным художником. Творческое общение, личная дружба связывали семьи И. Бунина и П. Нилуса в России до революции 1917 года и после революции – в эмиграции, во Франции.

Революционное время (имеется в виду октябрьская революция 1917 года) Иван Алексеевич и Вера Николаевна Бунины провели в Москве, изредка Иван Алексеевич появлялся в Петрограде. В начале июня 1918 года Бунины прибыли в Одессу. С сентября 1918 года Бунины снимали. комнаты в особняке художника Е.И. Буковецкого. П.А. Нилус с женой в это время жил в этом же доме.


В доме художника Буковецкого

«Интерьер в квартире Е. Буковецкого», Национальный художественный музей Украины, Киев

Бунины, Буковецкие и Нилусы находились между собой в тесной дружбе. В Одессе тогда уже было неспокойно. Только, в пригороде, на дачах летом 1918 года можно было отдохнуть. Этим и воспользовались Иван Алексеевич и Вера Николаевна. Они гостили у своих друзей, на даче под Одессой. В одной из комнат того загородного дома Пётр Александрович Нилус и писал Бунина красками во весь рост.

Портрет И.А. Бунина писан с натуры, т.е. Иван Алексеевич позировал художнику. П.А. Нилус назвал свою работу «И.А. Бунин у окна».



Хорошо видно, что писатель изображён во весь рост, он стоит у окна. Одет писатель в тёмно-синий костюм со светлым жилетом и рубашку с цветным тёмным галстуком. В левой руке у Ивана Алексеевича сигара, а правую руку он держит в кармане. Справа от писателя на стекле сидит бабочка.
Можно предположить, что в левом верхнем углу портрета находится часть иконы, православного образа.
С перечисленными деталями портрета удивительно перекликаются образы короткого стихотворения Бунина, которое он написал в 1916 году:

«Настанет день – исчезну я,
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
цветная бабочка в шелку –
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дню
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой».

И.А.Бунин и П.А. Нилус были не просто добрыми друзьями на протяжении многих лет. Два талантливых человека прекрасно знали творчество друг друга. Поэтому так перекликаются между собой образы стихотворения Бунина и портрета, работы Нилуса.



«Прошу выдать визу моему ближайшему другу Петру Нилусу», – писал одному высокопоставленному французскому чиновнику уже известный писатель Иван Бунин. Именно его он считал своим лучшим другом. Нилус частично стал прототипом капитана в бунинском рассказе «Сны Чанга». Именно ему он посвятил известное стихотворение «Одиночество», конец которого помнит каждый:

Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
Хорошо бы собаку купить.

Кстати, Нилус был и живописцем, и писателем. По словам буниноведа Владимира Бойкова, именно Иван Бунин стал его «крестным отцом» в литературе: увидев в нем прекрасного рассказчика, писатель поощрял писать его рассказы. И даже вносил корректуру в книгу Нилуса – сборник рассказов «На берегу моря». Кстати, в Париже они жили на одной лестничной площадке, в доме на улице Жака Оффенбаха, 1.

.
Работы Петра Александровича Нилуса неоднократно выставлялись на аукционах по цене реализации от 145 до 135 680 долларов. С 2009 года рекордная цена этого художника на аукционе составляет 135 680 долларов США за картину выше "La promenade des élégants au Bois, Париж", проданную в Aguttes, Neuilly в 2010 году.


Вечеринка в саду

Петр Нилус постепенно прошел эволюцию от реализма до романтического модерна. Свои живописные образы сам художник называл «кринолинами».

Персонажи этого периода – романтические барышни в кринолинах эпохи периода второй империи Наполеона III. Эти картины у него хорошо покупались в Париже в 1920-е годы.

Он писал на эти темы до 1927-1928 годов. «Живопись кринолинов» пришлась по душе и французской публике.


Le Bal




Прогулка





















Шоссе де ля Мюэтт. 1942 г.

Картины, которые художник написал в оккупированном Париже, – как ни странно, необыкновенно излучают свет. Одна из самых солнечных работ художника – «Шоссе де ля Мюэтт», которую он создал за год до своей смерти. По своему настроению картина напоминает уголок детства, где и деревья большие, и трамвайчики яркие, и непуганые голуби что-то клюют. Ни намека на войну.

– Шоссе де ля Мюэтт находится буквально в пяти минутах ходьбы от дома, где жили Иван Бунин и Петр Нилус. – Это 16-й округ Парижа, район Пасси, который когда-то был пригородом. Именно здесь селились русские эмигранты, которые работали на заводах «Ситроен» и «Рено». Когда русский русского спрашивал, где тот живет, он нередко отвечал: «На Пассях».

Кстати, когда умер Бунин, одна парижская газета написала: «Умер гражданин Пасси».


Площадь Республики

Париж

"Щелкунчик". Покупка билетов, 1901

Музейное


«Прогулка в весеннем парке», Воронежский областной художественный музей

«На мостике. Лето» 1898 год. Одесский художественный музей

«Чтение телеграммы о Цусимском бое», 1904 год. Одесский художественный музей

«Встреча». 1911 год, Николаевский художественный музей им. В.В.Верещагина, Украина

«Осень» 1893 год. Одесский художественный музей

«Свидание». 1901 год, Национальный художественный музей Украины, Киев

Натюрморты (аукцион)



Нилусовские натюрморты будто одухотворены присутствием людей, которые, кажется, на минуту вышли из комнаты. История этого натюрморта замечательна в своей простоте:

– Дом Нилуса был хлебосольный, – говорит Владимир Бойков. – Жена Нилуса, Берта Соломоновна, чудесно готовила, была прекрасной хозяйкой. Весь уют дома вытекал из кончиков ее пальцев. Когда заканчивался обед, она начинала убирать со стола. В один из таких моментов ее муж оказался рядом и, мгновенно увидев «картинку», сказал ей: «Стой, остановись! Не убирай», и начинал писать. Это композиция была создана в пространстве столовой.



Русские эмигранты очень любили Берту Нилус за ее отзывчивость и доброту. Примечательно, что в молодости, когда она была в партии эсеров, ее мать говорила про свою дочь: «Взгляды у нее грабительские, но нуждающемуся она отдаст последнюю рубашку».

Кстати, Берта Соломоновна была первым человеком, к которому Вера Бунина пришла сообщить о смерти мужа – двери их квартир были друг против друга.















Умер Петр Нилус 23 мая 1943 года в оккупированном Париже; похоронен на кладбище Банье.

Семь фактов о Нилусе

1) По линии отца Петр Нилус родом из шведов, его дед был генералом – участником войны 1812 года.

2) По воспоминаниям жены Ивана Бунина, Веры Николаевны Муромцевой-Буниной, Нилус любил петь и даже насвистывал целые симфонии.

3) В отличие от своего друга, писателя Ивана Бунина, Нилус поначалу сотрудничал с большевиками, которые пообещали оказать поддержку искусству и науке.
Художник создал цикл картин на революционные сюжеты под названием «Манифестации», а в 1918 году был избран депутатом горсовета.
За это Бунин упрекал своего друга. Однако именно лояльность к советской власти сыграла на руку писателю: Нилус добился особой «охранной грамоты» на жизнь, имущество и личную неприкосновенность Ивана Алексеевича.
Через два года, когда в Одессу вошла Добровольческая армия Деникина, художник резко меняет политические взгляды, поддерживая белогвардейцев. В декабре 1919 года он эмигрирует в Париж.

4) В Париже, в одном доме с Буниным и Нилусом на улице Жака Оффенбаха, 1, некоторое время жил писатель Александр Куприн.

5) Жена Петра Нилуса, Берта Голубовская, была вдовой эсера Лазаря Голубовского, расстрелянного чекистами в Харькове, в 1919 году. Спасаясь от преследований, она с дочерью на руках бежала в Грузию, а потом добралась до Европы. С Петром Нилусом Берта Голубовская познакомилась в Австрии.


«Портрет А.П.Чехова», Государственный Литературный музей

6) Петр Нилус – один из тех, кому посчастливилось написать портреты Бунина и Чехова. Вообще-то Антон Павлович не любил позировать, поэтому художнику добиться с ним встречи было слишком сложно.
Но Нилусу повезло – с драматургом и писателем его познакомил друг Иван Бунин. Это произошло в 1901 году на чеховской даче в Ялте. Позировать писатель согласился далеко не сразу, встречи оттягивал. Но Нилус был настойчив. В 1902 году он начал работу над портретом писателя.
Редкие встречи с писателем продолжались в течение двух лет, но картину художник закончить так и не успел – Чехов умер в 1904 году.

7) Троюродный брат Петра Нилуса – Сергей Нилус – черносотенец и издатель скандально известного манифеста антисемитов – «Протоколов Сионских мудрецов», с которым он не поддерживал никаких отношений. Сохранилось упоминание Петра Нилуса о дальнем родственнике как о не совсем нормальном человеке.


Википедия
https://riavrn.ru/projects/nilus/
http://turgenevmus.ru/portret-i-a-bunin-hudozhnik-p-a-nilus-1918-g-odessa/
 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Его называли "принцем акварели"...Peter Nilus | natalie-v-k - Дневник natalie-v-k | Лента друзей natalie-v-k / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»