• Авторизация


Фаринелли-кастрат 31-05-2013 20:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ХХ1 век проходит под знаком расцвета искусства мужчин-сопранистов. Интерес широкой публики к этому удивительному явлению громадный.
Контртенор красавец Филипп Жарусски во Франции не просто звезда, это супер-звезда. Великолепный Андреас Шольц, Анжело Манзотти, Майкл Чанс , Фернандо Лима,Яцек Лашчковский ... привлекают новым непривычным звучанием.
Еще совсем недавно в ХХ веке "брючные" партии в операх исполняли женщины. А сегодня контртенора стремительно завоевывают свое место. Цветы Творца. Похоже, происходят глубинные процессы , повлиявшие на появление в наше время плеяды прекрасных природных сопранистов.

Кастрация мальчиков для сохранения у них высокого голоса была в Европе делом обычным до 1887г.
Средневековая Европа без особого энтузиазма относилась к пению женщины в храме, - партии высоких голосов исполняли мальчики. Однако содержать хор мальчиков - дело хлопотное, вскоре после достижения достаточно высокого профессионального уровня у них начинает ломаться голос. А певцы-кастраты сохраняли свой голос до преклонных лет.
Хотя кастрацию изобрели не в Европе, именно здесь ее стали наряду с сольфеджио включать в процесс подготовки профессиональных певцов. Первыми официально признанными певцами-кастратами были Пьетро Паоло Фолиньято и Джироламо Россини, которые в конце XVI века пели в соборах Рима.
Позиция католической церкви по отношению к певцам-кастратам была весьма двусмысленной. С одной стороны, запрещая женщинам петь в общественных местах, церковь вроде бы заботилась об общественной морали, а с другой - допускала выступления певцов, чья естественная природа была изменена хирургическим путем. Искусство певцов-кастратов XVII-XVIII вв. - уникальный феномен, возникший как бы сам по себе на заре оперного искусства, противоречивший всем социальным и религиозным нормам, однако втихую поощрявшийся папой и обладавший невиданной в театральном мире популярностью. Современники воспринимали певцов-кастратов как "не совсем людей".

В 1780 году в Риме официально насчитывалось более 200 кастратов.
Современный человек не может себе представить, как звучал голос кастрата. В начале XX века были сделаны граммофонные записи пения последних кастратов, однако не известна точная скорость, с которой эти записи надо прослушивать, а даже небольшое замедление или ускорение сильно искажает звук.
Опираясь на свидетельства тех, кому удалось услышать кастратов, можно предположить, что голоса их несравненно превосходили любые варианты женского вокального искусства и по диапазону, и по ровности звукоизвлечения, и по уровню импровизационных навыков.





Выдающимся исполнителем XVIII века был Карло Броски по прозвищу Фаринелли (1705—1782).
Зрители приходили в экстаз, падали в обморок и называли его «божественным Фаринелли». Возможно,
термин " belcanto " (прекрасное пение) тогда и возник, поскольку относился прежде всего к необычайно сильным и красивым голосам кастратов, иные из которых, как Фаринелли, легко покрывали три с половиной октавы.

Впервые мощно тема "мужчины поюшего женским голосом" была поставлена в фильме о легендарном певце "Farinelli, il castrato "(Фаринелли-кастрат) , 1994г.
Вся история - воспоминания Фаринелли, победившего, наконец, самого себя и порвавшего с братом после того, как певец случайно узнал о том, что именно он, старший брат Риккардо, с юности сочиняющий оперы (такой крохотный Сальери), отдал младшего, Карло, на кастрацию, дабы сохранить его дивный мальчишеский голос ради собственной будущей славы.
В историю дружбы-вражды братьев Броски вклинивается придающая картине подлинный драматизм история их по первой видимости победоносной, но, по сути, изначально обреченной на поражение борьбы за первенство с великим Генделем.
эпизод
ария



эпизод




"Верните нам солнце, Фаринелли" - просит испанский король
Своим пением Фаринелли в течение многих лет спасал от депрессии испанского короля Филиппа V, помочь которому не мог ни один врач.
эпизод
ария Ациса " Alto giove" из оперы Николо Порпоры "Полифен"





Уникальный голос,который синтезировали с помощью компьютерных технологий из двух:мужского (контртенор Derek Lee Ragin ) и женского (Ева Меллас-Годлевска) для фильма -отдельный персонаж,заслуживающий внимания.

ролик о наложении голосов
(в обычной жизни обаятельнейший темнокожий обладатель ангельского голоса Дерек Ли говорит низким "богатым" мужским голосом)




Фаринелли приобрел при испанском дворе влияние, сравнимое разве только с влиянием Распутина при дворе последнего российского императора, впрочем, влияние Фаринелли было и более благотворным, и более длительным. Бывший оперный певец обратил свои усилия на решение таких проблем, как осуществление и строительство каналов в болотистой местности у реки Тахо и использование их для орошения или приобретение лошадей в Венгрии для улучшения испанских пород. Фаринелли проживший долгую и большей частью вполне благополучную жизнь не только потому, что обладал божественной красоты и силы голосом, который берег и развивал, но и потому, что, в отличие от других, был очень умным человеком, умевшим бороться с собственными страстями. Десятки лет он, оставив сцену на взлете творческих возможностей, пел для одного слушателя - испанского короля Филиппа V, постепенно вытеснив в его не совсем здоровом сознании других придворных. Со смертью короля певец не потерял расположения наследников, при Фердинанде VI дослужился до министра и лишь когда на трон взошел Карл III, покинул Испанию и вернулся на родину, где и жил до глубокой старости в полном достатке, лишь для собственного удовольствия давая изредка уроки юным дарования.

Арии из фильма можно послушать на диске Aria for Farinelli

Для самих кастратов, как их не называй - сопранистами или фальцетистами, проблема их физической неполноценности достаточно быстро переставала быть действительной проблемой, уступая место иной проблематике исключительно эстетического характера.

Вот несколько любопытных фактов из истории. Александр Македонский приказал остановить разгром персидской столицы, услышав пение хора мальчиков-кастратов.
В начале XVII века кардинал Ришелье специально приглашал во Францию знаменитого итальянца Парелли, чтобы наслаждаться его дивным голосом.
В середине XVII века католическая миссия преподнесла в подарок царю Алексею Михайловичу певца-кастрата. Узнав о насилии, совершенном над его человеческим естеством, царь от «подарка» отказался.
Указом папы римского Льва ХIII в 1887 году кастрация была запрещена.
С этой даты и следует начать отсчет контртеноровой культуры. Кастраты ушли со сцены оперных театров в начале XIX века. Этому событию способствовало много причин.
С одной стороны, последовательным противником кастратов был Наполеон, присоединивший к своим владениям большую часть территории Италии. Французские наместники беспощадно преследовали всех, кто был причастен к кастрации. Меломаны всего мира осуждали Наполеона как разрушителя великой оперной школы. Даже такой поклонник Бонапарта, каким был Стендаль, не мог не упрекнуть своего кумира за то, что по его вине приходит в упадок музыкальная жизнь Италии.
Однако это не было единственной причиной. Виртуозному пению кастратов просто не нашлось места в искусстве XIX века: наступала эпоха романтизма, воспевавшая простоту и естественность. Условности оперы XVIII века вышли из моды и казались анахронизмом. Искусственность вокальной манеры кастратов находила все меньше поклонников. На смену восхищению приходили недоумение и ирония.
Уйдя с оперной сцены, певцы-кастраты продолжали петь в католических храмах. Таких певцов было можно услышать еще в начале XX века. Последним известным певцом-кастратом был профессор Алессандро Морески, вышедший в отставку в 1913 году.
Природа контртенора
Ошибочно представлять их как " мужчин поющих женскими голосами".
У контртеноров широкий природный диапазон- от баса до регистров женского сопрано, состоит в умении управлять фальцетным регистром так называемым head voice или "головным голосом". При пении в верхнем регистре задействуются лишь части голосовых связок, которые позволяют им вибрировать бистрее и извлекать более высокие звуки чем при пении в нижнем регистре.
Это кардинально иное звукоизвлечение, чем у женщин. Часто контренора меняют регистр с контренора на тенор , с баритона на бас. Или используют оба регистра поочередно.Способность к постановке контртенора обнаруживается чуть ли не у каждого первого баса и не у каждого второго баритона и тенора. Но лишь единицы решаются развить эти способности в силу сложившихся академических и социальных стереотипов. Яркий пример- срыв баса на voice break (петуха) . Давал "петуха" на сцене и великий Шаляпин.

Контртенор Филипп Жарусски о священнике Вивальди и его барочныых ариях для кастратов


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
ameli44 01-06-2013-00:35 удалить
Спасибо, Ирина. Очень понравился пост. Забрала.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Фаринелли-кастрат | Guardian60 - Дневник Guardian60 | Лента друзей Guardian60 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»