84 Е. Л. Кубель. ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
https://sbornikimae.kunstkamera.ru/files/sborniki_mae/LXVI/kubel.pdf
Исследователи отмечали, что «от других зональных театров хорезмский
театр отличался прежде всего сравнительно хорошей сохранностью цикла
представлений хатарли уйин и наличием оригинального жанра тукма. Боль-
шое место в его представлениях отводилось пантомимам, изображающим жи-
вотных, и картинам народной жизни» (Кадыров 1985: 97).
Маскарабозы Хорезма, как правило, не имели больших самостоятельных
трупп и работали вместе с музыкантами, танцорами, канатоходцами. На фото-
графиях А. Л. Мелкова мы видим выступление канатоходца на большой пло-
щади (рис. 3), а также актера на ходулях (МАЭ И 1381-292).
В представлениях актеров большую роль играли инструментальная музы-
ка, песня, танец, акробатика, пантомима. Актеры выходили на сценическую
площадку прямо из среды зрителей, а после исполнения номера присоединя-
лись к ним. Парики изготавливались из козьей шкуры или бараньего меха,
вместо грима употреблялась сажа или мел. Режиссер народного театра обычно
являлся и директором театра, нанимавшим весь коллектив. Особое внимание
режиссеры уделяли репетициям. Они никогда не ставили спектакли без осно-
вательной подготовки к ним. Репетиции могли длиться неделями. Особенно
продолжительной была подготовка актеров, которые выступали с акробатиче-
скими номерами, составлявшими первую часть программы. Из пьес самыми
популярными были пьесы сатирической направленности, а также комические
сценки из народной жизни. Известно, по крайней мере, 50 таких пьес и сценок
(Пирназаров 1966: 70). Пьесы обычно длились не более часа и представляли со-
бой вольную импровизацию на традиционную тему. Имеющиеся записи пьес
85.
исполнявшихся маскарабозами, составляют лишь канву сюжета, дополняемую
различными вставками — импровизациями актеров. Комический эффект
представления усиливался за счет костюмов. Актеры надевали шогирме (мехо-
вую шапку) очень большого размера и разные сапоги. Например, на одной фо-
тографии актер наряжен в свободное платье с непомерно широкими рукавами,
а на голову надет нелепый головной убор с двумя обглоданными косточками
какого-то небольшого животного (МАЭ И 1381-285). Судя по всему, маскара-
боз изображает старуху, героиню цикла небольших пьес, в которых высмеива-
лись человеческая глупость, мелочность и жадность.
Кроме коротких пьес, в репертуаре каждого маскарабоза было много раз-
личных шуток, скороговорок, сатирических песенок и рассказов. Этим особен-
но славился знаменитый каракалпакский маскарабоз Клыч-бай, выступавший
часто в Хиве вместе со своим другом — маскарабозом Абыл-Васин-оглы. Не-
которые из этих текстов приводит в своей книге А. Н. Баскаков (Баскаков 1984:
38–47).
В своих фотоматериалах, посвященных теме народного театра в Каракалпа-
кии, А. Л. Мелков зафиксировал последний этап существования этого тради-
ционного рода деятельности. В 1926 г. началось формирование современной
европейской каракалпакской драматургии и театра. Этот процесс шел доволь-
но трудно, так как на первом этапе, примерно до 1930 г., каракалпакские режис-
серы, выходцы из народной среды, не имевшие специального образования, при
постановке пьес на злободневную тему пользовались привычными им худо-
жественными приемами, что выглядело неорганичным в театре европейского
типа.
Список источников и литературы
Абидов Т. «Хатарли уйин» — многочастное представление масхарабозов Хорезма // Теат-
ральное и хореографическое искусство Узбекистана. Ташкент: Фан, 1966. С. 116–132.
Абидов Т. Смейтесь, земляки! // Наука и религия. 1981. No 4. С. 47–48.
Баскаков А. Н. Народный театр Хорезма. Ташкент: Фан, 1984. 128 с.
Кадыров М. Х. Своеобразие школ узбекского театра масхарабозов и кизикчи // Фольклор-
ный театр народов СССР. М.: Наука, 1985. С. 87–105.
Марр Ю. Н. Кое-что о Пеhлэван кэчэле и других видах народного театра в Персии // Иран.
Вып. II. Л.: АН СССР, 1928. С. 75–88.
Пирназаров А. Режиссура в народном (площадном) театре // Вестник Каракалпакского фи-
лиала АН УзбССР. Нукус, 1966. No 4. С. 65–68.
Троицкая А. Л. Ферганская театральная экспедиция // Советская этнография. 1937. No 1.
С. 163–164.
Троицкая А. Л. Из истории народного театра и цирка в Узбекистане // Советская этнография.
1948. No 3. С. 71–89