• Авторизация


Е. Л. Кубель НАРОДНЫЙ ТЕАТР МАСКАРАБОЗОВ В КАРАКАЛПАКИИ. Часть 2 21-10-2021 09:48 к комментариям - к полной версии - понравилось!


84 Е. Л. Кубель. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. 

    https://sbornikimae.kunstkamera.ru/files/sborniki_mae/LXVI/kubel.pdf

[700x519]


Исследователи отмечали, что «от других зональных театров хорезмский

театр отличался прежде всего сравнительно хорошей сохранностью цикла
представлений хатарли уйин и наличием оригинального жанра тукма. Боль-
шое место в его представлениях отводилось пантомимам, изображающим жи-

вотных, и картинам народной жизни» (Кадыров 1985: 97).
Маскарабозы Хорезма, как правило, не имели больших самостоятельных
трупп и работали вместе с музыкантами, танцорами, канатоходцами. На фото-

графиях А. Л. Мелкова мы видим выступление канатоходца на большой пло-

щади (рис. 3), а также актера на ходулях (МАЭ И 1381-292).
В представлениях актеров большую роль играли инструментальная музы-
ка, песня, танец, акробатика, пантомима. Актеры выходили на сценическую

площадку прямо из среды зрителей, а после исполнения номера присоединя-

лись к ним. Парики изготавливались из козьей шкуры или бараньего меха,

вместо грима употреблялась сажа или мел. Режиссер народного театра обычно
являлся и директором театра, нанимавшим весь коллектив. Особое внимание

режиссеры уделяли репетициям. Они никогда не ставили спектакли без осно-

вательной подготовки к ним. Репетиции могли длиться неделями. Особенно

продолжительной была подготовка актеров, которые выступали с акробатиче-

скими номерами, составлявшими первую часть программы. Из пьес самыми

популярными были пьесы сатирической направленности, а также комические

сценки из народной жизни. Известно, по крайней мере, 50 таких пьес и сценок

(Пирназаров 1966: 70). Пьесы обычно длились не более часа и представляли со-

бой вольную импровизацию на традиционную тему. Имеющиеся записи пьес

 

85.
исполнявшихся маскарабозами, составляют лишь канву сюжета, дополняемую
различными вставками импровизациями актеров. Комический эффект
представления усиливался за счет костюмов. Актеры надевали шогирме (мехо-

вую шапку) очень большого размера и разные сапоги. Например, на одной фо-

тографии актер наряжен в свободное платье с непомерно широкими рукавами,

а на голову надет нелепый головной убор с двумя обглоданными косточками

какого-то небольшого животного (МАЭ И 1381-285). Судя по всему, маскара-

боз изображает старуху, героиню цикла небольших пьес, в которых высмеива-

лись человеческая глупость, мелочность и жадность.
Кроме коротких пьес, в репертуаре каждого маскарабоза было много раз-
личных шуток, скороговорок, сатирических песенок и рассказов. Этим особен-

но славился знаменитый каракалпакский маскарабоз Клыч-бай, выступавший

часто в Хиве вместе со своим другом — маскарабозом Абыл-Васин-оглы. Не-
которые из этих текстов приводит в своей книге А. Н. Баскаков (Баскаков 1984:

38–47).
В своих фотоматериалах, посвященных теме народного театра в Каракалпа-
кии, А. Л. Мелков зафиксировал последний этап существования этого тради-

ционного рода деятельности. В 1926 г. началось формирование современной

европейской каракалпакской драматургии и театра. Этот процесс шел доволь-

но трудно, так как на первом этапе, примерно до 1930 г., каракалпакские режис-

серы, выходцы из народной среды, не имевшие специального образования, при

постановке пьес на злободневную тему пользовались привычными им худо-

жественными приемами, что выглядело неорганичным в театре европейского

типа.
Список источников и литературы
Абидов Т. «Хатарли уйин» — многочастное представление масхарабозов Хорезма // Теат-
ральное и хореографическое искусство Узбекистана. Ташкент: Фан, 1966. С. 116–132.
Абидов Т. Смейтесь, земляки! // Наука и религия. 1981. No 4. С. 47–48.

Баскаков А. Н. Народный театр Хорезма. Ташкент: Фан, 1984. 128 с.

Кадыров М. Х. Своеобразие школ узбекского театра масхарабозов и кизикчи // Фольклор-
ный театр народов СССР. М.: Наука, 1985. С. 87–105.
Марр Ю. Н. Кое-что о Пеhлэван кэчэле и других видах народного театра в Персии // Иран.
Вып. II. Л.: АН СССР, 1928. С. 75–88.
Пирназаров А. Режиссура в народном (площадном) театре // Вестник Каракалпакского фи-
лиала АН УзбССР. Нукус, 1966. No 4. С. 65–68.
Троицкая А. Л. Ферганская театральная экспедиция // Советская этнография. 1937. No 1.
С. 163–164.
Троицкая А. Л. Из истории народного театра и цирка в Узбекистане // Советская этнография.
1948. No 3. С. 71–89

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Е. Л. Кубель НАРОДНЫЙ ТЕАТР МАСКАРАБОЗОВ В КАРАКАЛПАКИИ. Часть 2 | Lida_T - Дневник Lida_T | Лента друзей Lida_T / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»