Это цитата сообщения
Ольга-В Оригинальное сообщениеРусалки в живописи.
К. Маковский. Русалки. 1879
«Водные глубины. Омут» (1907 г)Иван Дженеев
Архетипичная русалка представляет собой изящную молодую женщину с рыбьим хвостом вместо ног. У нее густые длинные волосы, прекрасное лицо и обнаженный торс. Часто встреча с русалкой не сулит для человека ничего хорошего: ее красота и голос способны очаровать и свести с ума, а сил хватит для того, чтобы утянуть моряка на дно.
Называть описанных выше существ русалками — не совсем правильно. Русалки появились в мифологии восточных славян и напоминают скорее духов природы вроде античных нимф и нереид. По разным поверьям, стать русалкой могли покойники (например, утопленницы) или женщины под действием проклятья.
Внешне они почти не отличаются от людей, у них нет хвоста и плавников. Благодаря этому русалки не привязаны так сильно к водной среде и часто обитают в лесу. В описании внешности русалок особый акцент делается на распущенных волосах, которые крестьянки обычно прятали под платок.
Как видно из описания, на «классических» русалок они не совсем похожи. Зато похож персонаж западноевропейской мифологии — морская дева (mermaid). В англоязычной литературе славянских русалок так и называют — rusalka. Такое расхождение возникло из-за того, что один образ слился с другим под влиянием западной литературы в XIX веке. В тексте мы используем оба термина, но речь будет идти именно о морских девах.
Морская дева — правильное название для существ с хвостом рыбы и телом женщины. Автор картины: Д.У. Уотерхаус.
Прообраз современных русалок появился около 6-7 тысяч лет назад в шумерской мифологии. Существо по имени Оан или Оаннес было посланником верховного божества мудрости, пресных вод и подземного мира. Согласно преданиям, днем Оаннес выходил из вод Персидского залива и учил людей наукам, ремеслам и законам, а ночью возвращался в морскую пучину.
Поскольку шумерскому Прометею нужно было и ходить по земле, и жить под водой, черты человека и рыбы в нем сильно смешались.
Облик Оаннеса ассоциируется с семитским богом Дагоном, который тоже учил людей мудрости (слева).
Женская версия появилась чуть позже. Ею стала ассирийская богиня плодородия Атаргатис. Согласно одному из мифов, богиня влюбилась в простого смертного и родила от него дочь. Атаргатис устыдилась связи с человеком и приказала утопить возлюбленного, а новорожденную — выбросить в пустыню. Поняв всю чудовищность поступка, она бросилась в воды озера, чтобы утопиться, но превратилась в рыбу.
Так женщина морского народа стала ассоциироваться с опасностью и непостоянством натуры. Она способна отнять жизнь, даже если сама будет об этом сожалеть. Не исключено, что история о несчастной любви Атаргатис стала основой для сказок и историй, которыми вдохновлялся Андерсен при написании «Русалочки».
Если Атаргатис навредила человеку под действием эмоций, то сирены из мифов Древней Греции губили мореходов ради забавы и пропитания. Изначально их изображали как птиц с торсом и головой женщины. Пением сирены заманивали корабли на скалы и убивали моряков, которые не устояли перед их голосом.
Джон Уотерхаус изобразил сцену из легенды об аргонавтах с каноничными сиренами. Под картиной — скульптуры сирен Древней Греции.
В средние века сирен стали изображать с рыбьими хвостами. И хотя в бестиариях можно найти рисунки, где у них, помимо чешуйчатого хвоста, есть птичьи ноги и даже крылья, сирены утрачивают первоначальный облик. Их образ слился с образом морских дев, которые унаследовали навыки волшебного пения. К ним же перешла и дурная слава сирен.
Заимствования из греческой мифологии не ограничились только сиренами. Свою лепту внес и Тритон — сын Посейдона, верховного бога морей. Вместе с нимфами он породил целый народ морских существ — тритонов. В русском языке так еще порой называют мужчин-русалов. Большинство из них выглядят как люди с рыбьими и дельфиньими хвостами, но бывают и более необычные экземпляры, вроде гибридов с телом членистоногого или коня.
Ихтиокентавры и гиппокампы (внизу по центру и слева) — в свите бога морей было много необычных созданий.
В Средние века в образе русалок смешались черты сирен и тритонов. Художники стали пририсовывать им хвосты и конечности самых разных животных. С ростом влияния христианства морские девы обрели репутацию проклятых языческих созданий, которым не найти спасения на небесах.
До средних веков дошло и изображение шумерского Оана (фигура слева).
Среди иллюстраций того времени можно встретить русалок с двумя хвостами вместо ног. Так изображали Мелюзину — фею из кельтских легенд. Несмотря на его языческую суть, образ стал популярен в геральдике и в архитектуре.
Мелюзина изображена даже на логотипе Starbucks.
Густав Вертхаймер
Фердинанд Лееке
Джон Кольер Русалка
Анна Виноградова
Герберт Джеймс Дрейпер
Gaston Hoffmann
Arthur Wardle
Джон Уильям Уотерхаус
Thomas Bromley Blacklock
Арнольд Бёклин Тритон и Нереида
Константин Маковский русалки
Аксели Галлен-Каллела Калевала
Джон Уильям Уотерхаус нимфы
Виктор Карлович Штемберг сирены у моря
Джон Кольер Русалка
Андрей Шишкин
Герберт Джеймс Дрейпер
Гюстав Доре
Артем Демура.
У славянских русалок нет рыбьего хвоста. Поэтому сцена из «Лукоморья» Александра Пушкина выглядит уже не столь сюрреалистично. Автор картины: И.Н. Крамской.
Текст:https://dtf.ru/
Серия сообщений "** у воды":
Часть 1 - Холод тихой утренней реки…
Часть 2 - У воды.
...
Часть 14 - У воды...
Часть 15 - Мельницы в живописи.
Часть 16 - Русалки в живописи.