...приглашаю подышать лесными просторами,посмотреть ,как по небу бегут облака и и услышать пение птиц.
Искусство Ивана Шишкина
удивительно ясно, просто, прозрачно. Его картины – гимн живой природе, гимн ее красоте. Именно он, Иван Шишкин, возвел эту обыденную простоту и привычную всем красоту на высокий пьедестал искусства. Он создал ландшафтное искусство с буйными хвойными зарослями, с неохватным раздольем, со всей простой красотой северного русского пейзажа. Но чтобы написать эту кажущуюся простоту, от художника требовался как сильный темперамент, тек и виртуозное владение техникой живописи. Он умел писатьпусский лес , улавливая тончайшие нюансы света, тени и цвета.
Шишкин
работал много, ежедневно и тщательно. Часто писал с натуры.

И. Н. Крамской.
Портрет И. И. Шишкина.
1873.
Холст, масло. 112 × 80 см.
Третьяковская галерея, Москва.
«Лесной богатырь-художник», «царь леса» — так называли Ивана Шишкина современники. Он много путешествовал по России, воспевая величественную красоту ее природы в своих картинах, которые сегодня известны каждому.
Родился в купеческой семье в небольшом городе Елабуге Вятской губернии
Главной и основной темой его творчества был
ЛЕС.
«Лес», 1895

В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния, где обучался под руководством художника-портретиста Аполлона Мокрицкого.
![]()
Уголок заросшего сада. Сныть-трава
в 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, где быстро зарекомендовал себя как блестящий студент с выдающимися способностями.
Отправился на Валаам для летней работы на натуре.

Валаам. Пейзаж с охотником
![]()
«Туманное утро», 1885
В 1860 году Шишкин посетил Мюнхен, Цюрих и Женеву, много писал пером, впервые попробовал гравировать «царской водкой».Он лучше начинает понимать себя, четко осознает свою силу и свой собственный творческий путь.
![]()
«Ручей в берёзовом лесу», 1883
вернулся в Россию. Первое время он жил в Петербурге, Его друзьями были Константин Савицкий, Архип Куинжди и Иван Крамской.
"Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа"
,-Иван Крамской

Первый снег 1875
Киевский национальный музкй русского искусства Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х,
![]()
«Дубовая роща», 1887
«Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда»
И Шишкин
![]()
«Дождь в дубовом лесу»,
1891
Холст, масло.
124 × 203 см.
Третьяковская галерея
Шишкин уделял внимания общей атмосфере картины, искал то, что объединяло бы все предметы некой общей световоздушной средой.
В 1894 году Иван Иванович начал преподавать в Высшем художественном училище при Академии художеств.

«На севере диком…», 1891
![]()
«Лесные дали», 1884
эту картину часто называли символом самой России, с ее широкой панорамой, открывающейся с вершины холма. Лес – главный, живой и многоликий персонаж картины. Он выстраивается впереди на некотором расстоянии от зрителя, как бы стоящего у края холста, теряется вдали.
![]()
«Сосна на песке», 1884
![]()
«Полесье», 1884

«Берёзовая роща»,
![]()
«Рожь», 1878
![]()
«Опушка леса», 1882

«Сторожка в лесу», 1870

«Берёзовый лес», 1871
![]()
И. И. Шишкин, К. А. Савицкий.
«Утро в сосновом лесу».
1889.
Холст, масло.
139 × 213 см.
Третьяковская галерея, Москва.
![]()
Буковый лес в Швейцарии.
1863-1864
В парке. 1897
Зима. 1890
Лес. 1880-e
Лес. 1890-e
![]()
Лесное кладбище. 1893
![]()
Перед грозой. 1884

Последняя картина художника –
«Корабельная роща».
Ее иногда называют картиной-завещанием. В ней Шишкин выразил все, что чувствовал, что умел, о чем думал. Снова он пишет русский лес, который великолепной колоннадой вздымается к лазурному небу. Он соединил могущество сосен с благостным летним светилом, блики солнца играют в теплых водах ручья. Лесной пейзаж кажется необъятным. Шишкин сдержан и величественен. Его картина поет.
Шишкин стал основоположником национального реалистического пейзажа:
он видел природу глазами своего народа.
Недаром Крамской называл его «верстовым столбом в развитии пейзажа», «человеком-школой». Богатырского роста, сильный, здоровый, вечно работающий – таким запомнился он своим друзьям.

И. Н. Крамской. Портрет И. И. Шишкина.
1880.
Холст, масло.
115,5 × 83,5 см.
Русский музей, Санкт-Петербург.
В марте 1898 года Шишкина не стало. Он умер за мольбертом, во время работы над новой картиной. Художника похоронили на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге, но в 1950 году его прах перенесли вместе с памятником на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.
![]()
Могила И. И. Шишкина
на Тихвинском кладбище
в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург).

https://www.culture.ru/persons/8252/ivan-shishkin