Или о том, что же объединяет орнамент, которым известны #Слуцкие пояса, #рушники из Неглюбки и #шумерские #барельефы.
Белорусский орнамент — визитная карточка страны. Но что мы о нём знаем? Что он означает? Что скрывается за его удивительными знаками? В последнее время эта нерешённая загадка занимает меня. Делюсь с вами, дорогие читатели, первыми открытиями!
Как-то сложилось, что наша страна в истории предстаёт каким-то проходным двором, через которых ходят все, кому не лень, насилуют женщин, убивают стариков и детей, а, заодно, всё разрушают. Но прежде, чем разрушить, это всё надо было кому-то построить. Вот об этих строителях и поговорим.
Начнём с того, что орнамент Слуцких поясов, называемый «кустиками», показался мне когда-то странно знакомым.
Очень уж специфически расположены все веточки с цветочками, но, до регулярных встреч с фонарными столбами (не подумайте ничего плохого))) на площади Свободы в Минске, я не придала этим изображениям особого значения. Потом этот орнамент не просто попался мне на глаза, а зацепил по-настоящему.
И в один прекрасный момент ожидания маршрутки меня просто осенило: я, похоже, понимаю, что здесь изображено!
Конечно, я прочитала о том, что это элемент народного творчества — фрагмент знаменитых на весь мир Слуцких поясов, но я не верю в то, что народ будет увековечивать в своих работах кустарник, хоть и цветущий. Зачем ему это? В чём может быть ценность кустарника для народа, жившего в лесах, если зона европейской тайги почти до Житомира простиралась?
Колос пойму — без хлеба не выживешь, предметы быта: то же колесо, соху, топор тоже, но их на наших орнаментах нет. Значит, не хлебом единым предки жили. Алую розу пойму — герб Порай (Ружа), — это символ, гордость, память. Ведь бессмысленные вещи от поколения к поколению не передаются. Не кусты это!!!
А тут ещё услужливая память картинку когда-то сохранённую подбросила.
Древний Шумер или Сомер (можно и так и так произносить), жрецы которого под чутким руководством своих богов нечто творят. Поискала, ещё интереснее нашла.
На этой шумерские боги уже самостоятельно нечто интересное создают. И это что-то уж очень похоже на «кустики» со Слуцких поясов. Посмотрите сами! Количество «этажей» совпадает, пъедестальчик есть и семь «пёрышек» тоже вверху наблюдается. Выходит, это «что-то» боги шумерские 5 тысяч лет назад творили, а ещё жрецов своих процессу творения научили. Интересная загадочка такая!
А не так давно мне ещё из музея народного быта в Ветке фото рушников из Неглюбки прислали, а там несколько восхитительных фрагментов всё к тому же.
Так и сложилось, картинки сами вспомнились.
Не буду больше томить!
Предложу и вам на выбор. Какую узнаете?
Это устройство человека на полевом уровне — система энергетических центров, которые мы сейчас чакрами называем. А интересно, как наши предки называли? Ведь называли как-то, если сохранили схему…
Вот вам и наша история, уходящая корнями в тысячелетия! Возможно ли?
Скорее «да", чем «нет», ведь культура не исчезает бесследно. Попробуем поискать следы.
Движемся к югу от Минска по карте.
Слуцкая мануфактура заработала достаточно поздно, а в Ветке известный музей старообрядчества. Только вот староверы — не исконные жители нынешней Гомельской области. Туда они из Российской империи переселились после печально известной реформы Никона. Но до этого они откуда-то и туда пришли. Так пришли староверы к нам или вернулись? Я склоняюсь ко второму варианту, но о нём сейчас не будем.
Предлагаю обратиться к народному костюму, который очень хорошо сохраняет самые древние традиции. Особенно женский, он — просто кладезь информации о предках.
Даже если не особо присматриваться, заметно, что женщины Полесья носят очень сложные головные уборы, собирая в свои намитки по нескольку метров ткани, и одевают по нескольку платков для создания своих конструкций.
Хоть с лаптями реконструкторы и погорячились, определённые выводы можно сделать. От Новогрудка, Пухович и Ветки заканчивая Черниговщиной женщины укрываются тканью практически до пояса, оставляя открытыми только лица и руки. Практически во всех регионах юбки открывают лишь щиколотку. На севере одежда выглядит по-другому. Можно, конечно, предположить, что это способ защиты от насекомых, но только ли? Уж слишком напоминает сари, только адаптированное к местным условиям.
Этнически полешуки сильно отличаются от соседей как внешностью, так и культурой. Украинский исследователь Д.С. Наливайко провёл заслуживающие внимания параллели между индийским эпосом «Рамаяна»и культурой Полесья. Кому интересно, можно поискать в сети. Я несколько лет назад переводила его статью на русский язык.
И, наконец, Полесье — территория летописных древлян. Официальная версия происхождения этого названия гласит, что народ так назвали по причине проживания «в деревех». Но в этих самых «деревёх» жили и вятичи, и друговичи, и смоляне, и все остальные — «дерева» начинались за дюнами Балтики и заканчивались около Житомира. Значит не в деревьях дело. Есть ещё одно замечательное слово «издревле», с тем же самым корнем «древ», в данном случае означающее «древний». И, похоже, именно это слово дало название «древнянам»-полешукам, сохранившим часть истории в своих традициях.