• Авторизация


Воскрешение Лазаря: 7 мировых шедевров искусства на библейский сюжет 11-04-2020 22:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!


«Воскрешение Лазаря». Караваджо

В 1608 году Караваджо бежал с Мальты. Он и там умудрился повздорить и оказаться в тюрьме. Его приютил в Сиракузах старый друг и ученик, который и помог осуществить побег с острова рыцарей. Тут же новость облетела Сицилию, и на прославленного художника обрушились заказы. Он получил заказ для церкви святой Лючии. Сразу откликнулся на него, тем более, что был без средств к существованию. Он написал «Погребение святой Лючии», которая считалась покровительницей Сиракуз, достаточно быстро, всего за два месяца. Но многим картина показалась мрачной, серой и скупой в колорите. Поэтому, как только Караваджо получил гонорар, он отправился в Мессину, тем более, что мальтийские рыцари напали на его след.

В Мессине Караваджо познакомился с успешным и состоятельным купцом Джовани Баттиста де Ладзари, который предложил художнику что-нибудь для него написать. Караваджо, как было тогда принято, написал образ святого покровителя заказчика - обратился к теме воскрешения Лазаря.

Мрачные катакомбы, два человека держат тело Лазаря, умершего четыре дня назад. Караваджо обычно писал с натуры, поэтому и здесь он нанял людей, чтобы те позировали ему. Он даже велел принести ему выкопанное тело недавно убитого юноши. И хотя натурщики категорически отказывались держать в руках тело, Караваджо настоял на своем. Говорят, он даже пригрозил им клинком.

 

"Воскрешение Лазаря" (1609)

Фреска Джотто «Воскрешение Лазаря» (1304-1306)

Согласно подсчётам искусствоведов, на создание фрески Джотто ди Бондоне (или просто Джотто) потратил 852 дня — художник писал по влажной штукатурке, и каждый день её наносили ровно столько, сколько он мог «освоить» за раз. Каждый персонаж фрески — словно драматический герой: Иисус излучает божественную силу, Лазарь напоминает тряпичную куклу, его благодарные сёстры Марфа и Мария бросаются в ноги Чудотворцу, а оставшиеся герои или изумлены произошедшим, или закрывают лицо от смрада, исходящего от тела Лазаря. Работа находится в Капелле дель Арена (Падуя).

Фрагмент фрески Джотто «Воскрешение Лазаря». Написана в 1304-1306 годы.

Картина Альберта ван Оуватера «Воскрешение Лазаря» (около 1450)

О нидерландском художнике, которого называют мастером пейзажа, не сохранилось практически никакой информации, однако «Воскрешение Лазаря» — единственное полотно, чья «принадлежность» кисти Оуватера не вызывает никаких сомнений. Героев живописец «разместил» не в тёмной пещере, а в просторном помещении с высоким сводчатым потолком, колоннами и окнами, из которых льётся свет.

Фрагмент картины «Воскрешение Лазаря» Альберта ван Оуватера. Написана около 1450 года.

Картина Гверчино «Воскрешение Лазаря» (1619)

Guercino Res Lazzaro 2.jpg

Картина Гверчино «Воскрешение Лазаря» (1619)

Итальянский живописец Гверчино принадлежал к Болонской школе. Согласно принципам этого «течения», библейские сюжеты не могли быть изображенными грубо или лишёнными красоты, поэтому, создавая свой шедевр, автор пригласил только красивых натурщиков, а его Лазарь «пышет» здоровьем. Гверчино использовал много тёмных красок, однако его герои словно «выхвачены» из мрака.

 

Картина Рембрандта Харменса ван Рейна «Воскрешение Лазаря» (около 1630)

 

Рембрандт Харменс ван Рейн «Воскрешение Лазаря». 1630 год.

 

Около 1630 года из-под кисти непревзойденного мастера живописи Харменса Ван Рейна Рембранда вышел один из его знаменитых шедевров «Воскрешение Лазаря». Картина была написано маслом по дереву. Полотно, которое Рембранд создал в разгар эпохи Возрождения, является жемчужиной мировой живописи. На данный момент оно является собственностью Лос-Анжелесского окружного музея искусств.

Голландский художник поместил на первый план своей картины восстающего Лазаря — причём не полного сил мужчину, как у Гверчино, а действительно напоминающего покойника — завёрнутого в саван и мертвенно бледного. Сумрак пещеры Рембрандт «осветил» фонарем — его сияние акцентирует внимание на поднятой вверх руке Иисуса и показывает лица пораженных чудом родственников.

В центре сюжета одна из библейских историй, имеющая ключевое значение в христианстве. Воскрешение Лазаря – основное чудо, которое Иисус явил миру. Оно имеет большую значимость, чем исцеление больных и немощных. Событие олицетворяет не только возвращение к жизни самого Христа, но и воскрешение всех людей после наступления Ссудного дня. Именно после сотворения этого чуда, согласно Библии, многие уверовали в силу и мощь Христа.

Действие происходит в темных катакомбах, где захоронили тело. Лазарь на полотне восстает из гроба самостоятельно. В его тело жизнь вернулась еще не до конца. Он слаб, но не мертв. Иисус изображен молодым, босым. Он облачен в темные синие одеяния. Его рука поднята вверх, словно приказывая Лазарю подняться и жить. Люди, изображенные вокруг, крайне удивлены произошедшим. Сестра Лазаря, Марфа, тянет руку вперед, чтобы прикоснуться к брату. Стоит отметить, что образ креста на картине отсутствует.

Полотно имеет ряд религиозных неточностей, передает лишь саму суть библейской притчи. Однако этот факт не помешал «Воскрешению Лазаря» стать одной из лучших картин, изображающих столь великое для христиан событие.

 

Картина Винсента Ван Гога «Воскрешение Лазаря» (1890)

«Воскрешение Лазаря» Ван Гога называют подражанием Рембрандту, однако художник не копировал, а заново переосмыслил картину голландского мастера. На своё полотно Ван Гог «перенёс» главных рембрандтовских персонажей — обёрнутого в саван Лазаря и двух его сестёр, Марфу и Марию. Однако центральную фигуру — самого Христа — художник оставил «за кадром». Таким образом, Ван Гог нарисовал чудо Иисуса, при этом «убрав» самого Спасителя — вместо Него автор изобразил сияющее солнце.

Винсент Ван Гог. «Воскрешение Лазаря». 1890 год.

Картины и рисунки Михаила Нестерова «Воскрешение Лазаря»

К евангельскому сюжету советский художник, который больше 20 лет расписывал храмы и создавал иконы, обращался несколько раз: среди его работ есть и эскизы к росписям церквей (1899), и картина маслом на холсте (1900), изображающая чудо воскрешения. Автор немного отходит от канонов русской иконописи: своих персонажей он представляет не как святых, апостолов или других библейских героев, а как обычных людей, которые ищут свой путь к Богу. Как говорил сам Нестеров, «Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью».

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Воскрешение Лазаря: 7 мировых шедевров искусства на библейский сюжет | Мила_Никиточкина - Дневник Мила_Никиточкина | Лента друзей Мила_Никиточкина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»