8 февраля в Москве от остановки сердца умер Сергей Юрский, актер театра и кино, режиссер, драматург, писатель. До конца жизни он работал в театре — сначала в ленинградском БДТ под руководством Георгия Товстоногова, потом в московском Театре имени Моссовета. В кино он сыграл десятки самых разнообразных ролей: от Остапа Бендера в «Золотом теленке» и дяди Мити в картине «Любовь и голуби» до отца Иосифа Бродского в фильме «Полторы комнаты» и Сталина в сериале «Товарищ Сталин»; а еще озвучивал мультфильмы и часто выступал с поэтическими вечерами.
Маленькие трагедии Михаила Швейцера. Швейцер — известный мастер экранизаций классики. На его счету и советский фонд в виде Золотого теленка, и мастодонты в лице Гоголя и Толстого и их бессмертные «Мёртвые души» и «Крейцерова соната». Теперь вот Пушкин…
И сразу занятное ощущение — Швейцер словно бы не замечает деления на сцены, а срывает их в единую нить повествования о тайнах души человеческой.
Связующим сюжетом фильма служит вольно интерпретированная неоконченная повесть Пушкина «Египетские ночи». Собственно «Маленькие трагедии» предстают как спонтанное творчество Импровизатора на темы, заданные публикой из «Египетских ночей».
В роли импровизатора выступает С. Ю. Юрский. Как меня поведение импровизатора от начала фильма до конце. В начале он заискивающий человек , ищущий случайный заработок. В конце он покорил души зрителей - он царь их дум, их внимания и мечтаний.
Сергей Юрский — один из самых ярких артистов послевоенной России, потомственный интеллигент — вошел в кино и театр с двумя знаковыми ролями, которые будто предсказывали его карьеру и судьбу, были своеобразными автопортретами. На сцене БДТ, в труппу которого его пригласили сразу после института, он сыграл Чацкого в «Горе от ума» в постановке Георгия Товстоногова, сразу став одной из звезд легендарного театра: неловкий правдоруб, романтик, чудак.
Первая большая роль Юрского в театре — Чацкий в «Горе от ума» Грибоедова. В роли Молчалина — Кирилл Лавров. Премьера спектакля состоялась в 1962 году
Он был еще и замечательным прозаиком, выпустил несколько книг. Вообще литература была едва ли не главной его страстью. Юрский по праву на протяжении всей жизни считался одним из лучших чтецов классики. Звучит его голос и в поразительной трилогии мультфильмов по рисункам Пушкина, которые с 1977 по 1982 год делал Андрей Хржановский. Он стал одним из режиссеров, для которых Юрский был постоянным соратником: в частности, актер сыграл роль отца Иосифа Бродского в фильме Хржановского «Полторы комнаты». Среди других можно назвать Михаила Швейцера и Геннадия Полоку, которые ценили и умели использовать еще и эксцентрический, комический дар Юрского. Впрочем, и на экране он был поразительно многолик.
Юрский-артист был всегда разным. Достаточно одного перечня ролей, которые он переиграл в БДТ 1960–70-х: Тузенбах и Фердыщенко, Эзоп и Генрих IV, хлестаковский слуга Осип и прожектер Фарятьев. Актерская пластичность не мешала ему проявлять собственную творческую волю: в 1973-м Юрский дебютировал в режиссуре, поставив булгаковского «Мольера» и сыграв главную роль в этой вечной истории о художнике и власти. Со временем эта тема так и не оставила Юрского.
Один из лучших чтецов современности, автор, постановщик и исполнитель более пятнадцати литературных программ, Сергей Юрский обладает своей особенной интонацией, которая отличает все произведения, прочитанные им со сцены. Он умеет удивлять зрителей, открывая тайны в хрестоматийной прозе, или заставляя воспринимать по-новому всем известные с детства стихи. Будучи непревзойдённым мастером импровизации, он варьирует тексты, исходя из того, что хочет сказать на данном этапе и данному зрителю, и каждый раз это звучит остро и современно. Каждая литературная программа Сергея Юрского - это своего рода моноспектакль с оригинальным режиссерским решением и нестандартными актерскими ходами.