ФРАНЦУЗСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЖОРЖ ДЕСВАЛЛИЕР / GEORGE DESVALLIERES (1861-1950) ЧАСТЬ I
Жорж Десваллиер (1861-1950). Автопортрет с красным шарфом. 1880 г.
Холст, масло. 54 х 44,5 см. Частное собрание, Сена-Пор, Франция.
Жорж Десваллиер - французский художник-символист, автор монументальных произведений и книжных иллюстраций. Учился в Академии Жюлиана в Париже, а также в Школе изящных искусств у Тони Робер-Флери и Жюля Валадона. Знакомство с Гюставом Моро привело его к мифологическим и религиозным темам. Один из основателей Мастерских священного искусств и известный своими религиозными произведениями, которые хранятся в важных храмах и художественных галереях. Участник Первой мировой войны. В 1930 году Десваллиер был назначен членом секции живописи Королевской академии наук, литературы и изящных искусств Бельгии, а в мае – Института Франции. Кавалер ордена Почетного легиона.
Жюль Эли Делоне (1828-1891). Портрет Жоржа Десваллиера в детстве. 1872 г.
Холст, масло. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (George Desvaller), сценический псевдоним Оливье Габриэль Виктор Жорж Лефевр-Десваллиер родился 14 марта 1861 г. в семейном доме в Париже на улице Сен-Марк, 14, где салон был отмечен богатством своей культурной традиции. Сын Луи Эмиля Лефевра-Десваллиера, управляющего пароходной компании «Морские курьеры» (Messageries Maritimes), и Эмилии Марии Легуве. Жорж Десваллиер был правнуком и внуком двух членов Французской академии: Габриэля Легуве (1764-1812) и Эрнеста Легуве (1807-1903). Десваллиер учился в Академии Жюлиана в Париже (1877-1879) у профессора Тони Робер-Флери и Жюля-Эмиля Валадона, а также в Школе изящных искусств (1879-1883) в мастерской Александра Кабанеля. Там он встретил художников Рене Менара (1862-1930) и Рене-Ксавье Прине (1861-1946), которые стали друзьями и соучастниками его первой творческой деятельности. Жорж выставлял портреты и завоевал награды.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Рыбак с медалью. 1878 г. Холст, масло. 45,5 х 38 см.
Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Подлесок весной, Сена-Пор (Sous-bois au printemps, Seine-Port). Франция.
1879 г. Холст, масло. 65 х 81 см. Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Пейзаж с подростом в Сене-Пор. 1883 г.
(Paysage de sous-bois à Seine-Port). Холст, масло. 82 х 65,5 см.
Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Сад Легуве в Сена-Пор (Le Jardin de Legouvé à Seine-Port). 1886 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Аллегория города Фекана (Allegorie de Fécamp).
1883 г. Холст, масло. 61 х 50 см. Муниципальный музей Фекана, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Пьер де Вальери в детстве. Первый выстрел
(Pierre Des Vallières enfant, Le premier coup de fusil). 1883 г. Холст, масло. 76 x 33 см.
Частное собрание, Канада.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет Мелле Д., младшей сестры художника
Джорджины Десваллиер (Georgina Desvallières, 1867-1936). 1883 г. Холст, масло.
196 x 108 см. Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мистическая роза Святой Марии
(Saint Mary Mystical Rose). 1887 г. Холст, масло. 65 x 43 см.
Художественный музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Кондотьер (Un condiottiere). 1883 г.
Холст, масло. 60 х 50 см. Музей изящных искусств, Ним, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет художника Люсьена Симона (1861-1945).
1887 г. Мазонит (ДВП), масло. 33 x 30,3 см. Аукцион Mirabaud & Mercier, Париж, 2018 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мужской портрет (Portrait d'homme).
1891 г. Бумага, пастель. 117 х 89 см. Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер. Фотография 1878 г.
Дед Эрнест Легуве попросил, чтобы его друг художник Жюль-Эли Делоне (1828-1891), лауреат Римской премии 1856 г., позаботился об образовании его внука Жоржа. В 1878 году Эли Делоне познакомил Жоржа с Гюставом Моро (1826-1898), с которым тот познакомился во время своего пребывания на вилле Медичи (Французский Институт культуры) в Риме с 1857 по 1860 годы. Эта встреча произвела неизгладимое впечатление на Жоржа, который под влиянием Гюстава Моро радикально изменил свои представление о творчестве художника: вместо модного социального художника, которым он мог бы быть, он стал настоящим независимым художником. В 1882 году Жорж совершает свое первое путешествие в Италию, в Венецию, где восхищается творчеством Тинторетто. В 1884 году Делоне и Жорж Десваллиер посетили швейцарский кантон Тичино, Люцерну, Лугано и др. В 1885 году Жорж второй раз путешествует по Италии, где посещает Флоренцию и Рим. Копирует в Риме фреску Пинтуриккио в часовне Буфалини церкви Св. Марии в Аракоэли.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Обнаженный натурщик. 1882-1890 гг.
Холст, масло. 79,5 х 63,5 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Этюд обнаженного мужчины в тюрбане
(Etude d'homme nu au turban). 1888 г. Бумага, пастель. 63,2 х 43,5 см.
Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Ночь Эмира (La Nuit de L’Emir). 1888 г.
Бумага, пастель. 33,5 x 31 см. Музей Маньена, Дижон, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Голова мужчины в тюрбане (Tête d'homme au turban).
1888 г. Бумага, пастель. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Джорджина Десваллиер, сестра художника
(Georgina Desvallieres, la sœur de l'artiste). 1889 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мужчина с сигаретой (Homme à la cigarette).
1889 г. Бумага, пастель. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Богородица с донаторами (Vierge aux donateurs). 1890 г.
Музей изящных искусств, Реймс, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Уголок гостиной, или Семейная музыка
(Un coin de salon, Family Music). 1891 г. Холст, масло. 165 х 145 см.
Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Аполлон и Дафна (Apollon et Daphné).
1889-1890 гг. Холст, масло. 350 x 250 см. Музей изящных искусств,
Реймс, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Геркулес собирает золотые яблоки
(Hercules picking the golden apple). 1892 г. Дерево, масло. 37,5 x 21,7 см.
Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Орден иезуитов (L’ordre des jésuites).
1892 г. Холст, масло. 120,5 х 70 см. Картина экспонировалась на
выставках в Женеве и Брюсселе в 1893 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Голова мужчины (Tête d'homme). 1892 г. Холст, масло. 26 х 23 см.
Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер. Маргарита Десваллиер. Фотографии ателье Надара, Париж, 1891 г.
В 1890 году Жорж Десваллиер женился на Маргарите Лефевр (1870-1955), ученице французского композитора Сезара Франка по классу фортепиано. У них было шестеро детей: Сабина, 1891 года рождения (крестница Гюстава Моро), Ричард (1893), Даниэль (1898), Мария-Мадлен (1908), Моника (1911) и Франческа (1915). Маргарита была наделена удивительной проницательностью и очень прагматична. Она постоянно советовала мужу по части его отношения к живописи и обеспечивала материально его жизнь как художника. Его борьба за то, чтобы донести свое послание миру, велась при поддержке решимости, самопожертвования и уверенности его жены.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадам Жорж Десваллиер. 1890 г.
Бумага, пастель. 51 х 42 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет Маргариты Десваллиер. 1892 г.
Бумага на холсте, пастель. 90 x 57,3 см. Музей Гассенди, Динь-ле-Бен, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет Маргариты Десваллиер. Фрагмент. 1892 г.
Бумага на холсте, пастель. Музей Гассенди, Динь-ле-Бен, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Этюд к портрету мадам Г. (Portrait de Madame G.).
1894 г. Бумага, пастель. 56 x 46 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Нарцисс (Narcisse). 1893 г.
Холст, масло. 206 х 111 см. Коллекция Люсиль Одуи, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Игроки в мяч (Ball Players). 1894 г. Бумага, пастель. 141,5 x 141,5 см.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Стрелки из лука (Les Tireurs à l'arс). 1895 г. Бумага, пастель. 137,5 х 227,5 см.
Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Стрелки из лука (Les Tireurs à l'arс). Фрагмент (1). 1895 г. Бумага, пастель.
Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Стрелки из лука (Les Tireurs à l'arс).
Фрагмент (2). 1895 г. Бумага, пастель. Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Оргия. 1897 г. Малый дворец
(Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). 1. Носильщик амфоры. 1898 г. Бумага, графитный карандаш, пастель, перо, тушь. 28х14 см. 2. Носильщик амфоры. 1897-1898 гг. Литография. Издание L'Estampe moderne, Париж.
Жорж Десваллиер впервые выставился в Салоне французских художников в 1883 году: его портрет Мелле Д., младшей сестры художника (1883), привлек внимание Пюви де Шаванна. В следующем году он был назначен секретарем Салона художников, и он выставлял там свои картины до 1901 года. Влияние Гюстава Моро уже явно проявляется в его ранних портретах: он умудрился выявить внутреннее пламя личности своей модели, помещенное в все более богатый и значимый декор: «Автопортрет» (1891), «Уголок гостиной» (1891), также называемый «Семейная музыка».
Жорж Десваллиер (1861-1950). Молодая женщина, лежащая на диване. 1895 г. Холст, масло. 79 х 151 см.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Этюд обнаженной (Etude de nu assis).
Бумага, китайская тушь, перо, белая гуашь. 21,5 х 17,5 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Нимфа (A Nymph). 1896 г.
Дерево, масло. 38,5 x 23 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Нарцисс. С картины Гюстава Моро.
1897 г. Бумага, тушь, гуашь. 52 x 30 см. Музей Ролин, Отен, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет Клода Бланшара (Portrait de Claude Blanchard).
1897 г. Бумага, пастель. Частное собрание.
Жорж Десваллиер у своей картины «Служанки Навзикаи и их игры в мяч». Фотография 1898 г.
Позже Делоне познакомил Десваллиера с художником Гюставом Моро. Моро и Делоне были свидетелями свадьбы Жоржа и Маргариты Лефевр в 1890 году. Влияние Гюстава Моро уже явно проявляется в его ранних портретах: он стремился выявить внутреннее содержание личности своей модели, помещенное во все более богатый и значимый декор: «Автопортрет» (1891), «Уголок гостиной» (1891), также называемый «Семейная музыка». Десваллиер углубил свои знания о старых мастерах в поездке в Италию в 1890 году и начал практиковать искусство, которое уже предзнаменовало его зрелые работы, с пристрастием к зловещим темам, преимущественным использованием ярких красок и драматической концепцией религиозных композиций.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Служанки Навзикаи и их игры в мяч (Nausicaa's maids and their games).
1898 г. Холст, масло. 215 x 420 см. Музей департамента Уаза (MUDO), Бове, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Этюд к левой части картины «Служанки Навзикаи и их игры в мяч». 1895 г.
Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Эскиз декоративного панно «Встреча Улисса и Навзикаи»
(La Rencontre d'Ulysse et de Nausicaa). 1895-1898 гг. Музей департамента Уаза (MUDO), Бове, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Навзикая знакомит Улисса со своим отцом
(Nausicaa introduces Ulysses to her father). 1898 г. Холст, масло. 215 x 134 см.
Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Афродита (Aphrodite). 1899 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Нимфа, спасенная любовью, или Пара божеств
(Couple de divinités). 1901 г. Холст, масло. 138 х 100 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мисс Лоуренс Фидьер де Принво
(Portrait de Melle Laurence Fidière des Prinveaux). 1901 г. Холст, масло. 67,3 x 48,3 см.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Вечер. Портрет мадам Паскаль Бланшар
(En soirée, Madame Pascal Blanchard). 1903 г. Бумага на холсте, масло. 150 x 107 см.
Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Эскиз к «Портрету мадам Паскаль Бланшар».
1903 г. Бумага на холсте, масло. 148 х 112 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Женщина в шляпе (Femme au chapeau).
1903 г. Картон, масло. 55 х 36 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадам Е.Д. (Portrait of Mme E.D.), Эмилии Десваллиер,
матери художника. 1903 г. Холст, масло. 121 x 101 см. Национальный музей современного искусства,
Париж. С 1952 года картина хранится в Музее Кальве, Авиньон.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Автопортрет. 1879 г. Бумага, уголь, белый мел.
44,2 х 39,5 см. Музей искусства и истории, Женева, Швейцария.
После смерти Эли Делоне в сентябре 1891 года Гюстав Моро занял его место профессора в Школе изящных искусств. Это дало Жоржу возможность встретиться с учениками Гюстава Моро - Рене Пиотом, Жоржем Руо и Анри Матиссом, с которыми у него сложились глубокие, прочные и дружеские рабочие отношения. Получив несколько медалей за свои картины с 1890 года, он, наконец, получил официальное признание, будучи принятым вне конкурса в Салон французских художников (Salon de Artistes Français) в 1895 году. В том же году, во время своего путешествия на Сицилию, он открыл яркие краски в больших декоративных полотнах «Улисс и Навзикая» (1898), которым суждено было украсить круглые стены семейной столовой в Париже.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Однажды вечером у театра в Лондоне (Sortie du théâtre, un soir, à Londres).
1903 г. Холст, масло. 70 х 105 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мюзик-холл (Music Hall). 1903 г. Холст, масло. 149 х 134 см.
Художественный музей Охара, Курасики, Япония.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Альгамбра, большая шляпа
(Alhambra, Le Grand Chapeau). 1903 г. Дерево, масло. 106 x 73 см.
Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Элегантная дама в ложе.
Картон, масло. 106 х 73 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мулен-Руж. За столом. 1904 г.
Картон на холсте, масло. 104 х 72,5 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Уличная сцена в Париже. 1903 г.
Картон, масло. 106 х 76 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Зло (Le Mal). 1903-1904 гг.
Картон, масло. 81 х 53 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Религиозная сцена. Двое слепых.
1904 г. Картон, масло. 106 х 72 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Девушка в черном (Girl in Black). Портрет мадемуазель
Сабины Десваллиер. 1904 г. Холст, масло. 135 x 125 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадемуазель Кэролайн Эммонс
(Portrait de Mademoiselle Caroline Emmons). 1904 г. Холст, масло. 196 х 81 см.
Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадемуазель Кэролайн Эммонс
(Portrait de Mademoiselle Caroline Emmons). Фрагмент. 1904 г. Холст, масло.
Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Гюстав Моро (1826-1998). Женихи Пенелопы. 1862-1898 гг. Холст, масло. 343 х 385 см.
Музей Гюстава Моро, Париж.
После поездок в Италию в 1890 и 1895 годах Десваллиер писал все больше и больше картин, вдохновленных классической мифологией: «Геркулес, собирающий золотые яблоки» (1892), «Нарцисс» (1893), «Нимфа» (1896), «Оргия» (1897), «Одиссей и Навзикая» (1898). В 1901 году он выразил дань уважения Гюставу Моро и его шедевру «Женихи Пенелопы» (1862-1898, Музей Мориса Дени, 3,85 х 3,43 м.) своей огромной пастелью под названием «Aeternum Transvertere» (2,15 на 4,21 метра). Отныне он очень заботился о том, чтобы выявить свои внутренние чувства, проникнуть в душу и раскрыть невидимые чувства каждого существа, которые он изображал в древности. Его классическое образование не могло не позволить ему достичь этой цели. Его декоративные работы, будь то светские или религиозные, были отмечены этой концепцией живописи, вдохновленной Гюставом Моро.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Aeternum Transvertere. 1901 г. Бумага, пастель. 215 x 421 см.
Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Танец Саломеи (La Danse de Salome).
1905 г. Бумага, гуашь. 59,5 х 50,5 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Уголок кабаре «Мулен Руж»
(Un coin du Moulin-Rouge). 1904 г. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Уголок кабаре «Мулен Руж» (Un coin du Moulin-Rouge). Фрагмент.
1904 г. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). В Мулен Руже (At the Moulin Rouge).
1904 г. Картон, масло. 104 x 72,5 см. Частное собрание, Женева, Швейцария.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Вальс-бостон (Le Boston). 1903-1904 гг.
Картон на паркетной панели, масло. Коллекция мистера и миссис Делаттр.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Мулен Руж (Moulin-Rouge). Эскиз. 1904 г.
Бумага на холсте, масло. 115 х 87 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Женщина в шляпе (Femme au chapeau).
1904 г. Картон, масло. 44 х 33,7 см. Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Женщина с меховым воротником
(Femme au col de fourrure). 1904 г. Картон, масло. 50,5 х 34 см.
Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Девочка с куклой перед дверью
(Fillette à la poupée devant une porte). 1904 г. Бумага, пастель. 73 х 43 см.
Частное собрание.
После смерти Гюстава Моро в 1898 году и дедушки Легуве в 1903 году Жорж пошел своим путем. В качестве первого шага он покинул Салон французских художников в 1901 году в пользу более либерального Салона - Национального салона изящных искусств. Жорж Руо познакомил его с писателем Леоном Блуа (1846-1917), который оказал на него огромное духовное влияние.
В июне 1901 года состоялась решающая поездка Десваллиера в Лондон вместе с женой Маргаритой и друзьями-художниками Рене-Ксавье Прине и Люсьеном Симоном. В Лондоне Жорж надеялся сделать светские портреты вслед за успехом портрета мадам Бланшар. Вооружившись альбомами для рисования и красками, он решил работать с натуры в мюзик-холлах, театрах и на улицах, начав свою знаменитую серию «Лондонские женщины».
В 1905 году Десваллиер получил официальный заказ и иллюстрировал поэму «Ролла» Альфреда де Мюссе и пьесу «Далекая принцесса» (Принцесса Грёза) Эдмона Ростана.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Священное сердце (Sacred Heart). 1905 г.
Бумага на холсте, масло. 106 x 71,8 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Христос и Магдалина. 1905 г.
Бумага на холсте, масло. 242 х 130 см. Художественный музей Охара,
Курасики, Япония.
Альфред Мюссе. Поэма «Ролла». 1. Эскиз обложки Жоржа Десваллиера. 1906 г. 2. Альфред Мюссе. Поэма «Ролла». Иллюстрации Жоржа Десваллиера. Издательство A. Romagnol éditeur, Париж, 1906 г. Обложка. 23,5 х 16 см.
Альфред Мюссе. Поэма «Ролла». Иллюстрации Жоржа Десваллиера. Издательство A. Romagnol éditeur, Париж, 1906 г. Переплет и титульный лист.
Альфред Мюссе. Поэма «Ролла». Иллюстрации Жоржа Десваллиера. Издательство A. Romagnol éditeur, Париж, 1906 г. Иллюстрации (1-2).
Альфред Мюссе. Поэма «Ролла». Иллюстрации Жоржа Десваллиера. Издательство A. Romagnol éditeur, Париж, 1906 г. Иллюстрации (3-4).
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет М. Парента (Portrait of M. Parent).
1906 г. Холст, масло. 130 x 94 см. Местонахождение неизвестно.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадам Пиот в ее салоне в Марсилли, Франция.
1906 г. Холст, масло. 84 х 65 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Эскиз афиши Третьей колониальной выставки:
Алжир, Французская Западная Африка, Сирия, Индокитай, Сомали и др. Марсель, 1906 г.
Бумага на холсте, масло. 147 х 109 см. Частное собрание.
Фелих Валлотон (1865-1925). Пять художников. Слева направо: стоит Феликс Валлотон, сидят:
Пьер Боннар, Эдуар Вюйар и Шарль Котто, справа стоит Кер-Ксавье Руссель. 1902-1903 гг.
Холст, масло. 145 x 187 см. Художественный музей, Винтертур, Швейцария.
В начале 1900-х годов Десваллиер участвовал в нескольких выставках с работами на символистскую тему: «Нарцисс» (1901 г.), «Орфей» (1902 г.), «Марш к идеалу» (1903 г.) и был одним из основателей Осеннего салона. В течение 1900-х годов он обратился (не становясь частью этого) к группе молодых художников (Люсьен Симон, Андре Доше, Шарль Котте, Эмиль-Рене Менар и Рене-Ксавье Прине), которых искусствоведы называли «Черная банда, или Нубийцы» (Bande noire - Nubiens), потому что они использовали темные цвета, в отличие от ясных и ярких красок импрессионистов. Группа была тесно связана со скульптором Огюстом Роденом, в художественной среде, в которой доминировали импрессионисты и постимпрессионисты, с колористической палитрой которых они контрастировали. Близость и плавный обмен между различными группами художников заставили Феликса Валлотона изобразить Коттета вместе с группой Наби в картине 1903 года. В 1908 году Десваллиер вместе с Морисом Дени и Альбером Бенаром расписали убранство особняка бизнесмена и мецената Жака Руше на улице Прони, рядом с парком Монсо.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Страх от диких зверей (Frayeur devant les bêtes sauvages).
Эскиз панно для особняка г-на Руше. 1908 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Пантеры и Фавн (Panthers and Faun). Эскиз панно для особняка г-на Руше.
1908 г. Холст, масло. 72 x 251 см.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Христос у колонны (Le Christ à la colonne). 1910 г.
Холст, масло. 161,5 х149 см. Музей Орсэ, Париж. На стене надпись по-французски:
Seigneur, ayez pitie de nous «Господи, помилуй нас!»
Жорж Десваллиер (1861-1950). Горнисты (Horn Players). 1909 г.
Бумага на холсте, масло. 105 x 190 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Эрос и Пан с флейтой (Eros à la flûte de Pan).
1910 г. Бумага на холсте, масло. 200 x 108 см. Аукцион ART-Remy Le Fur & Associes,
Париж, 2016 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Греция. Эскиз иллюстрации к поэме лорда Байрона «Чайльд Гарольд».
1910 г. Холст, масло.143 x 157 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Виноградная лоза (La Vigne). 1910 г.
Бумага на холсте, масло. 172 x 68 см. Аукцион ART-Remy Le Fur & Associes,
Париж, 2016 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Виноградная лоза (La Vigne). Фрагмент. 1910 г. Бумага на холсте, масло.
Аукцион ART-Remy Le Fur & Associes, Париж, 2016 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадемуазель Адриенны Лефевр
(Portrait de Mademoiselle Adrienne de Lièpvre). 1910 г. Бумага на холсте, масло.
Частное собрание, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Пригласительный билет на Осенний салон. 1911 г. Литография. 11 х 20,5 см.
Частное собрание.
По возвращении из Лондона в Париж Девальер посвятил себя созданию Осеннего салона. Задача заключалась в открытии нового салона, «роль которого должна быть чрезмерной, потому что роль других салонов должна быть прямо противоположной», для забытых мастеров и талантливых художников, которые в настоящее время исключены из официальных выставок. Это было началом долгого приключения, которое занимало его более сорока лет. Первый Осенний салон открыл свои двери в Париже в Малом дворце 31 октября 1903 года, в котором экспонировались в частности восемь работ Поля Гогена. В качестве соучредителя и вице-президента Жорж Десваллиер представил портрет своей матери (1903) и «Портрет мисс Лоуренс Фидьер де Принво» (1901), первую из своих знаменитых «Лондонских женщин».
Жорж Десваллиер (1861-1950). 1. Христос и легкомысленные девушки. Эскиз плаката первой Международной выставки современного христианского искусства. 2. Христос и мидинетки (Le Christ aux midinettes). 1911 г. Бумага на холсте, масло. 155x96,5 см. Музей изящных искусств, Реймс, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Благовещение (Annunciation). 1910 г.
Холст, масло. 140 x 97 см. Аукцион ART-Remy Le Fur & Associes, Париж 2017 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Благовещение (Annunciation). 1912 г.
Бумага на холсте, масло. Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). 1. Портрет мадемуазель Ивонн Робике (Portrait de Mademoiselle Yvonne Robiquet).
2. Портрет мадемуазель Ивонн Робике. Фрагмент (1). 1911 г. Бумага на холсте, масло.190 x 79,5 см.
Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Портрет мадемуазель Ивонн Робике. Фрагмент (2). 1911 г. Бумага на холсте, масло.
Малый дворец (Петит Палас), Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Натюрморт с цветами «Кукушкины слезки» (Les coucous). 1910 г.
Картон, масло. 33 х 44 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Натюрморт с амфорой и книгами (Nature morte à l'amphore et aux livres).
1910 г. Картон, масло. 52 x 68 см. Аукцион Auction.fr - Mentions légales & C.G.U., Париж, 2016 г.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Канделябр (Candélabre). 1911 г.
Частное собрание, Париж.
В 1905 году возвращение Десваллиера к вере подтвердилось в его личных высказываниях и привело к радикальным изменениям в жизни. Муки борьбы между благодатью и грехом, вначале лишь видимые в его лондонских женщинах, уже отчетливо видны в иллюстрациях к поэме Альфреда Мюссе «Ролла» (1905). С этого момента он видит сквозь печали и муки, испытанные Христом, все страдания человечества. Влияние писателей Леона Блуа и Гюисманса, изображения «Святейшего сердца» (1905), страдания благочестивых верующих в молчании церкви провоцируют его обращение к римско-католической церкви. Затем тысяча непредсказуемых моментов преображают все его существо и жизнь. В манере примитивов он рисовал все больше и больше религиозных сюжетов для своей семьи, своей повседневной жизни, изображая свои «Благовещения» (1910 и 1912) и «Рождество» (1913), изображая их на фоне своего дома, среди своей семьи и мебели его детства. Это путешествие приведет его 11 апреля 1926 года к тому, что он исповедуется в Третьем ордене Святого Доминика, в то время как его дочь Сабина, год спустя, поступает в монастырь бедной Клэр в Мазамете под именем сестры Мари де ла Грас.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Святая Мария-Магдалина. 1911 г. Холст, масло. 73 х 60 см.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Дети с гирляндой.Children with the Garland). Эскиз панно для библиотеки.
1912 г. Холст, масло. 78 x 167 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Чтение (La Lecture). 1911 г. Холст, масло. 100 x 197 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Танцовщица (Danseuse). 1911-1912 гг.
Бумага на панели, гуашь. 47 х 30 см. Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Доброта (La bonté). 1913 г.
Бумага на панели, масло. Музей 1930-х годов, Булонь-Бийанкур,
Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Геркулес в саду Гесперид
(Hercule au jardin des Hespérides). 1913 г. Бумага на холсте, масло.
358 х 187 см. Музей Орсэ, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Наяды (Naïade). 1914 г. Холст, масло. 160 x 141 см.
Коллекция Ксавьера и Катрин де Байзер, Париж.
Точно так же с 1907 года мифологические композиции Десваллиера значительно упрощаются. Как для Андреа Мантеньи и Микеланджело, человеческое тело для Десваллиера остается высшей архитектурой. В своих больших декоративных картинах он убирает детали, чтобы вернуться к растительной и животной природе. Его друг-меценат Жак Руше, будущий директор Парижской оперы, дал возможность этому новому импульсу, доверив ему оформление музыкальной гостиной в своем особняке, которую тот создал в теплых тонах, близких к фовизму (1907- 1908). В том же духе он написал для своего покровителя - «Эроса», «Виноградную лозу», «Грецию» (1910) и «Геркулес в саду Гесперид» (1913). Будучи свидетелем той важной роли, которую Десваллиер сыграл в Осеннем салоне, Жак Руше также доверил ему отдел художественной критики в журнале «Гранд ревю» (La Grande Revue) с 1907 года. В сезоне 1910-1911 гг. он назначил его директором Театра искусств. И наконец просит помочь ему с обновлением декораций и сценических костюмов по примеру антрепризы Сергея Дягилева и Русских балетов, которые привлекали художников в этой области с 1909 года. Десваллиер, в частности, сотрудничает в постановке пьесы Леонида Андреева «Анафема» (1911) и др.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Бонапарт, первый консул (Premier Consul).
1913 г. Картон, масло. 75 х 52 см. Частное собрание, Париж.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Посвящение благословенной Жанне д'Арк
(Hommage à la Bienheureuse Jeanne d'Arc). 1912 г. Бумага на холсте, масло.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Жанна д'Арк принимает флаг Франции
(Jeanne d'Arc prend le drapeau de la France). 1914 г. Бумага, масло.
Частное собрание.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Притча о слепых. Эскиз витража (La Parabole des aveugles,
projet de vitrail). 1914 г. Бумага на холсте, масло. 165,5 х151 см. Музей департамента Уаза (MUDO),
Бове, Франция.
Жорж Десваллиер (1861-1950). Автопортрет в шляпе. Июль 1888 г.
Частное собрание.
В 1910 голу Жорж Десваллиер и Морис Дени награждаются кавалером ордена Почетного легиона. В том же году Десваллиер присоединился к Обществу Святого Иоанна для поощрения христианского искусства, спонсорами которого были Поль-Ипполит Фландрин и Морис Дени. С 1911 года он планировал создание Школы религиозного искусства, идею, которую он публично продемонстрировал в 1912 году в своем «Проекте художественной школы, находящейся под охраной Нотр-Дам де Пари»: «Мы хотим, чтобы в этой школе формировали художников, которые знают, как обращаться к безразличным людям, изображающим украшения церковного крыльца, как наши предки знали, как говорить со своими современниками в священных историях, которые они рассказывали им на всех стенах соборов ». Он пропагандирует смелое искусство в свете Евангелия. Этот проект Жорж Десваллиер воплотит в жизнь только после войны, в 1919 году, создав вместе с Морисом Дени Мастерские священного искусства.
[flash=http://w