• Авторизация


зачем и почему 19-04-2020 22:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!


f5f0e16d6af18a61f4b613c905412167--rock-art-primitive (236x341, 28Kb)Пришло время продолжить нашу беседу. Воздержусь от своих обычных причитаний на тему "как же мне это сделать" да "зачем это всё" - мне самому надоело своё аморфное состояние и общая подавленность. Так что буду просто говорить, как для гостей, которые пришли ко мне без предупреждения, и теперь их нужно развлекать). И в процессе, глядишь, придёт воодушевление.
В прошлый раз я "запустил телегу" (и она покатилась) об искусстве в целом - что мол это такое, с чем его едят, и что за зверь такой художественный образ. Сегодня же предстоит зацепиться за функцию этого нездорового явления в обществе, разобраться, как оно появилось, для чего изначально, и к чему это всё это привело и ещё может привести. Кроме того, нарисовался ещё один зверь для изучения - художественный язык, и мы должны обойтись с ним как с родным - ласково, но без лишних церемоний.
Нервно хмурится в сумрачном свете пасмурного дня, тянется к стакану с горячим чаем, некоторое время держит ладонь над ним, потом отпивает.
Как я уже вскользь упоминал, существование искусства всем нам настолько привычно, что довольно сложно представить, что его может не быть. Кажется, что оно было всегда. В определённом плане бытия, на определённой планете оно появилось вместе с разумом, способным к осознанию себя и окружающего мира. Никто не знает, было ли это в первый раз, или же пришло некое воспоминание из глубины веков, параллельных планов, это и не важно по большому счёту, потому что живущие-во-плоти никогда не узнают наверняка. Но вот оно появилось - сознание. И вместе с ним появились рисунки на стенах пещер, образы, вырезанные из кости, сделанные из других материалов, разные штуки чисто для красоты, не имеющие (казалось бы) реальной пользы, а на полезных вещах стали появляться декоративные элементы, существа стали представлять себя кем-то другим, играя, входя в образ, изменяя свой голос и внешность, фантазировать, сочинять, создавать.
Для чего всё это делалось? Всё просто - оно, сие действо, было жизненно необходимо как средство выживания в таинственном, незнакомом и явно опасном мире, который обязательно надо постигать, чтобы найти с ним общий язык, стать своим, другом, научиться с ним взаимодействовать и с пользой сотрудничать. Природа была (и остаётся) стихией, к которой необходимо проявлять уважение, она одушевлялась и персонифицировалась (для упрощения понимания) и для общения с ней создавался особый божественный язык, которым в совершенстве владели шаманы. Они помогали другим людям "сближаться" с окружающим миром, направляли, учили, воодушевляли, транслировали силу и устанавливали ментальную связь. Потому совершались обряды, танцы, исполнялась музыка в определённом ритме, с нужными звуками, символизирующими определённые явления, воплощались в рукотворных символах природные элементы, создавалась "сцена" ритуала с необходимыми атрибутами, раскрашивались лица нужными символическими орнаментами и создавались божественные образы в их вечной и постоянной изменчивости.
То есть, как мы видим, у искусства было практическое назначение, оно было вплетено в саму жизнь, неотъемлемо от ремесла, тесно связано с магическими ритуалами, посредством коих шаманы находили общий язык со стихиями. И этот факт потом основательно проник в мифы разных народностей, где наделённые Даром существа могут свободно по-дружески общаться с Природой, узнавая её сокровенные тайны и обретая благодаря этому божественную силу.
Встаёт и прохаживается по залу, задевая рукавом края старых столов, поднимая пыль, оставляя за собой несоответствующие видимой оболочке отпечатки ног: где-то рифлёная подошва, где-то босая семипалая ступня, где-то когтистая лапа. Садится обратно за стол и смотрит на опустевшую глиняную кружку.
Надо сделать ещё чаю… (кружка исчезает).
Я немного отвлёкся, как всегда. Сейчас вспомню, на чём остановился… Кажется, на магической функции искусства).
Итак, перед нами проявляется такая картина: истоки искусства хоть и в реальности, которую может каждый увидеть, пощупать, унюхать и попробовать на зуб, но произведение искусства - это уже нечто иное, что-то совершенно особенное, волшебное, божественное, если угодно. И его ни в коем случае нельзя воспринимать по-бытовому, утилитарно и прямолинейно. Почему я говорю так категорично, спросите вы - ведь это дело каждого лично, как воспринимать искусство? Оно-то да, если бы такое восприятие не приводило к плачевным событиям. Изучающие эту проблему даже придумали ей название: "патология художественного восприятия" (невесело улыбается). Это когда особо восприимчивые существа пытаются расправиться со "злодеем" во время спектакля, бросаются с ножом на картины в музее, пишут письма с угрозами автору книги, беспокоясь о судьбе полюбившегося героя.
На столе появляется дымящаяся кружка, лектор осторожно прикасается к ней, потом берёт в руку и надолго приникает губами.
Сушняк обуял… от таких разговоров). Что я хочу сказать этими удручающими примерами? Любое настоящее произведение искусства изменяет человека, воздействуя на его сознание, и это может быть опасным для него и окружающих. Потому Дар всегда идёт рука об руку с колоссальной ответственностью, и одно без другого не может существовать (достаточно долго во всяком случае). Творец сам себя приведёт к финалу, если будет безответственно относиться к своему дару. Ответственность эта должна проявляться во взаимодействии с миром, в котором он живёт, с Природой, существами, людьми и чудовищами.
Что ещё хочу добавить: о художественном языке, что это такое буквально. Я уже немного намекал чуть раньше, когда говорил об общении шаманов с Природой. Это и был художественный язык той реальности. Ныне же он развился, разветвился, трансформировался, преобразился до неузнаваемости в отдельных видах искусства и воплотился заново, впитав в себя всё, что можно, смешавшись с другими языками из разных сфер человеческой деятельности. Это легко понять по литературе, где один литературный язык предполагает сравнения, метафоры, другой - определённые характерные обороты, а третий… ну, допустим, острые эмоционально окрашенные описания, при помощи которых автор передаёт свои чувства читателю. Так же и в изобразительном искусстве: у каждого автора свой художественный язык, который в придачу отличается в зависимости от вида искусства, этнической культуры, исторической эпохи. Кроме того, различие художественного языка возникает из-за разных вариантов набора изобразительных средств, которые в свою очередь могут отличаться из-за выбранных инструментов и материалов. Например, в живописи и графике изобразительные средства - это мазок, цвет, фактура, форма, линия, пятно, штрих, в иных видах могут быть движение, звук, жест и другие средства выражения.
В общем, предназначение искусства - вопрос современный, раньше он не стоял, всё было естественно и насущно). А потом появилась наука эстетика, которую вывел "в люди" некто Баумгартен, и уже внутри неё стал всячески подниматься (и вертеться) этот хитрый вопрос. Если же попытаться осмыслить всю эту канитель упрощённо, можно вывести такие немного занудно-моралистические вещи: при помощи искусства человек выражает свои чувства, своё ощущение мира; искусство формирует мировоззрение, помогает осмыслению своего "я", расширяет сознание и кругозор:-)). Также оно формирует систему человеческих ценностей, пробуждает духовные способности, воспитывает в человеке лучшие моральные качества: доброту, честность, сострадание, милосердие и… придумайте сами). И это наглядно отражает, к каким бедам может привести безответственность и шкурные интересы. Так что - будьте бдительны, но пасаран и всё такое). До новых встреч.
в оформлении поста исп. иллюстрация отсюда
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:07 удалить
Здорово) рада, что ты пишешь дальше)
Вот только одно... были шаманы и Жрицы) и Жрицы есть до сих пор)
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:10 удалить
Посмотрела рисунки по ссылке... очень интересные есть
Мне надо ещё раз перечитать твою очень компактную вещь, мне очень нравится, как ты коротко колоритно умеешь сказать, нравится сам язык повествования и образы)
Rybaren 19-04-2020-23:17 удалить
Ответ на комментарий Ira_Shelesnjak # спасибо, я тоже рад)
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:18 удалить
Ответ на комментарий Rybaren # Ты в таком маленьком тексте сумел очень многое дать)
Rybaren 19-04-2020-23:19 удалить
Ответ на комментарий Ira_Shelesnjak # большой текст никто читать не будет)
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:24 удалить
Ответ на комментарий Rybaren # Лично я люблю, когда именно так, когда лаконично и ясно, гениально просто, но иногда и вода неплохо, как кому... мне нравится, когда сложное объясняют просто и понятно для каждого, я считаю это особым даром
Я понимаю, чтобы так написать, нужно время и довольно много, а иногда это льется потоком и всё равно нужно время)
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:28 удалить
Вчера записала ченелинг, который получила, так у меня куча часов ушла, иногда, когда пишу сказку, точнее не сам процесс, а когда переписываю на комп, бывает напрягает, тогда стараюсь отвлечься как-то, войти в образ опять)
Что я хочу сказать... мне бы очень хотелось продолжение твоих баек
Rybaren 19-04-2020-23:36 удалить
Ответ на комментарий Ira_Shelesnjak # мне бы тоже хотелось, чтобы мне хотелось)
да, бывает напрягает. например, вчера совсем не пошло, когда я начал, а сегодня вышло довольно легко
Ira_Shelesnjak 19-04-2020-23:40 удалить
Ответ на комментарий Rybaren # Вот-вот)
20-04-2020-06:37 удалить
Всё, процесс копирования Ирой стиля письма полностью закончен. А теперь остаётся вернуться к моменту откуда вообще взялась эта тема, а ведь она довольно стара, где-то в недрах этого дневника уже был разговор о шаманах и прочих процессах. Но так как Земля по догадкам тех же астрономов прошла знаменитый "Эффект Джанибекова" (который уловили лишь единицы в виде снов об всесокрушающей буре) то можно представить что сейчас наша культура слегка деградирует на фоне всеобщей заботе о выживаемости. По этому данная воскресная байка весьма интересна как повествование о человеке, которому духи постепенно возвращают его самого по частям, которые были разобраны. В остальном будет интересно почитать дальше. Наскальная живопись это как раз тема той самой перевернутой картины ибо в перевернутом изображении получалась не только дорога Бимини, но и стена пещеры. В общем как всегда у одного изображения несколько смыслов. К моему великому сожалению, думаю я сейчас не о словах, написанных в данном комментарии, а о том, что хозяин дневника подписан на одно сообщество, в названии которого есть имя города, ушедшего в небытиё. Кажется сейчас этот город важнее чем какой-то вирус. Дождя бы туда...
eole-69 21-04-2020-04:05 удалить
Хочется надеяться, что Сверх-Творец был в высшей степени ответственен, создавая человека, что мы не патологические гаденыши...
Rybaren 21-04-2020-11:28 удалить
Ответ на комментарий eole-69 # что тут скажешь... отказаться от надежды - потерять всё, хоть порой и кажется, что от неё одни страдания
iudex 22-04-2020-17:41 удалить
Лапы, хвост, крылья, а под столом у него "арка"))) Кто не слушает - по хребту двойным с подвыподвертом
Rybaren 22-04-2020-20:06 удалить
Ответ на комментарий iudex # не, у меня демократический подход к образованию)


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник зачем и почему | Rybaren - Долина Теней | Лента друзей Rybaren / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»