
Пришло время продолжить нашу беседу. Воздержусь от своих обычных причитаний на тему "как же мне это сделать" да "зачем это всё" - мне самому надоело своё аморфное состояние и общая подавленность. Так что буду просто говорить, как для гостей, которые пришли ко мне без предупреждения, и теперь их нужно развлекать). И в процессе, глядишь, придёт воодушевление.
В прошлый раз я "запустил телегу" (и она покатилась) об искусстве в целом - что мол это такое, с чем его едят, и что за зверь такой художественный образ. Сегодня же предстоит зацепиться за функцию этого
нездорового явления в обществе, разобраться, как оно появилось, для чего изначально, и к чему это всё это привело и ещё может привести. Кроме того, нарисовался ещё один зверь для изучения - художественный язык, и мы должны обойтись с ним как с родным - ласково, но без лишних церемоний.
Нервно хмурится в сумрачном свете пасмурного дня, тянется к стакану с горячим чаем, некоторое время держит ладонь над ним, потом отпивает.
Как я уже вскользь упоминал, существование искусства всем нам настолько привычно, что довольно сложно представить, что его может не быть. Кажется, что оно было всегда. В определённом плане бытия, на определённой планете оно появилось вместе с разумом, способным к осознанию себя и окружающего мира. Никто не знает, было ли это в первый раз, или же пришло некое воспоминание из глубины веков, параллельных планов, это и не важно по большому счёту, потому что живущие-во-плоти никогда не узнают наверняка. Но вот оно появилось - сознание. И вместе с ним появились рисунки на стенах пещер, образы, вырезанные из кости, сделанные из других материалов, разные штуки чисто для красоты, не имеющие (казалось бы) реальной пользы, а на полезных вещах стали появляться декоративные элементы, существа стали представлять себя кем-то другим, играя, входя в образ, изменяя свой голос и внешность, фантазировать, сочинять, создавать.
Для чего всё это делалось? Всё просто - оно, сие действо, было жизненно необходимо как средство выживания в таинственном, незнакомом и явно опасном мире, который обязательно надо постигать, чтобы найти с ним общий язык, стать своим, другом, научиться с ним взаимодействовать и с пользой сотрудничать. Природа была (и остаётся) стихией, к которой необходимо проявлять уважение, она одушевлялась и персонифицировалась (для упрощения понимания) и для общения с ней создавался особый божественный язык, которым в совершенстве владели шаманы. Они помогали другим людям "сближаться" с окружающим миром, направляли, учили, воодушевляли, транслировали силу и устанавливали ментальную связь. Потому совершались обряды, танцы, исполнялась музыка в определённом ритме, с нужными звуками, символизирующими определённые явления, воплощались в рукотворных символах природные элементы, создавалась "сцена" ритуала с необходимыми атрибутами, раскрашивались лица нужными символическими орнаментами и создавались божественные образы в их вечной и постоянной изменчивости.
То есть, как мы видим, у искусства было практическое назначение, оно было вплетено в саму жизнь, неотъемлемо от ремесла, тесно связано с магическими ритуалами, посредством коих шаманы находили общий язык со стихиями. И этот факт потом основательно проник в мифы разных народностей, где наделённые Даром существа могут свободно по-дружески общаться с Природой, узнавая её сокровенные тайны и обретая благодаря этому божественную силу.
Встаёт и прохаживается по залу, задевая рукавом края старых столов, поднимая пыль, оставляя за собой несоответствующие видимой оболочке отпечатки ног: где-то рифлёная подошва, где-то босая семипалая ступня, где-то когтистая лапа. Садится обратно за стол и смотрит на опустевшую глиняную кружку.
Надо сделать ещё чаю…
(кружка исчезает).
Я немного отвлёкся, как всегда. Сейчас вспомню, на чём остановился… Кажется, на магической функции искусства).
Итак, перед нами проявляется такая картина: истоки искусства хоть и в реальности, которую может каждый увидеть, пощупать, унюхать и попробовать на зуб, но произведение искусства - это уже нечто иное, что-то совершенно особенное, волшебное, божественное, если угодно. И его ни в коем случае нельзя воспринимать по-бытовому, утилитарно и прямолинейно. Почему я говорю так категорично, спросите вы - ведь это дело каждого лично, как воспринимать искусство? Оно-то да, если бы такое восприятие не приводило к плачевным событиям. Изучающие эту проблему даже придумали ей название: "патология художественного восприятия" (невесело улыбается). Это когда особо восприимчивые существа пытаются расправиться со "злодеем" во время спектакля, бросаются с ножом на картины в музее, пишут письма с угрозами автору книги, беспокоясь о судьбе полюбившегося героя.
На столе появляется дымящаяся кружка, лектор осторожно прикасается к ней, потом берёт в руку и надолго приникает губами.
Сушняк обуял… от таких разговоров). Что я хочу сказать этими удручающими примерами? Любое настоящее произведение искусства изменяет человека, воздействуя на его сознание, и это может быть опасным для него и окружающих. Потому Дар всегда идёт рука об руку с колоссальной ответственностью, и одно без другого не может существовать (достаточно долго во всяком случае). Творец сам себя приведёт к финалу, если будет безответственно относиться к своему дару. Ответственность эта должна проявляться во взаимодействии с миром, в котором он живёт, с Природой, существами, людьми и чудовищами.
Что ещё хочу добавить: о художественном языке, что это такое буквально. Я уже немного намекал чуть раньше, когда говорил об общении шаманов с Природой. Это и был художественный язык той реальности. Ныне же он развился, разветвился, трансформировался, преобразился до неузнаваемости в отдельных видах искусства и воплотился заново, впитав в себя всё, что можно, смешавшись с другими языками из разных сфер человеческой деятельности. Это легко понять по литературе, где один литературный язык предполагает сравнения, метафоры, другой - определённые характерные обороты, а третий… ну, допустим, острые эмоционально окрашенные описания, при помощи которых автор передаёт свои чувства читателю. Так же и в изобразительном искусстве: у каждого автора свой художественный язык, который в придачу отличается в зависимости от вида искусства, этнической культуры, исторической эпохи. Кроме того, различие художественного языка возникает из-за разных вариантов набора изобразительных средств, которые в свою очередь могут отличаться из-за выбранных инструментов и материалов. Например, в живописи и графике изобразительные средства - это мазок, цвет, фактура, форма, линия, пятно, штрих, в иных видах могут быть движение, звук, жест и другие средства выражения.
В общем, предназначение искусства - вопрос современный, раньше он не стоял, всё было естественно и насущно). А потом появилась наука эстетика, которую вывел "в люди" некто Баумгартен, и уже внутри неё стал всячески подниматься (и вертеться) этот хитрый вопрос. Если же попытаться осмыслить всю эту канитель упрощённо, можно вывести такие немного занудно-моралистические вещи: при помощи искусства человек выражает свои чувства, своё ощущение мира; искусство формирует мировоззрение, помогает осмыслению своего "я", расширяет сознание и кругозор:-)). Также оно формирует систему человеческих ценностей, пробуждает духовные способности, воспитывает в человеке лучшие моральные качества: доброту, честность, сострадание, милосердие и… придумайте сами). И это наглядно отражает, к каким бедам может привести безответственность и шкурные интересы. Так что - будьте бдительны, но пасаран и всё такое). До новых встреч.
в оформлении поста исп. иллюстрация отсюда