
Всё никак не могу собраться и начать. Да, совершенно отвык и потерял всякие ориентиры, связь с тем, что делал в прошлой жизни. Как бы упростить текущую задачу, кажущуюся непреодолимой? Представить, что я... снова Солнечный Лектор, а не то, что я сейчас. Я снова в Габрово и здесь собрались незнакомые мне существа (после такого длительного перерыва) для того, чтобы послушать мои байки. И мне надо поведать, о чём вообще будут эти беседы, обрисовать в общих чертах.
растерянно смотрит в окно, солнечные лучи, проходящие через оранжевое и зелёное стёкла витража, освещают немного печальное лицо
Что такое Искусство? Конечно, вы знаете... но вот если представить, что здесь, в этом месте, появился кто-то, кто ни разу не слышал такого слова, прибыв из мира, где вообще такого нет (но, конечно же, жизнь в целом похожа на реальность других миров), как бы я ему раскрыл смысл? Какими словами? Что ж, попробую...
У этого понятия было множество определений, которые менялись с течением времени в разных цивилизациях и влияли друг на друга, что неизбежно. Обратимся к самому слову на этом языке, которое трансформировалось из старославянской формы, означавшей ни что иное, как эксперимент, опыт, "пробу" чего-то, какое-то действо ради постижения неведомого. Последнее звучит чудесно, мне кажется... Напоминает того же Маяковского с его "ездой в незнаёмое"
(озорная улыбка). То есть, самое простое, что приходит в голову как ассоциация: особый вид деятельности разумного существа и результат этой таинственной деятельности - художественное произведение. Но это далеко не всё, что называется словом Искусство. В более широком понимании это ещё...
(азартно подбирает слова) созданный сознанием образ мира, человека, существа, чудовища, воплощённый в красках, звуках, формах, запахах и вкусах (куда деваться)).
Откуда же возникает художественный образ? Из головы, сказал кто-то, не могу распознать, кто). Частично это правда. Хм... или частичная правда, что уже как-то преступно звучит:-) Почему преступно? Это личные ассоциации, я не хочу отвлекаться от темы
(смущённо улыбается, сжимает переносицу указательным и большим пальцем). Верно, из головы, но, как говорят всякие умники, если было ничего, то ничего и будет. Ха-ха, прекрасно). Другие возражают, что когда-то ведь и было ничего, или Ничто, а потом "раз" - и появилось что-то. И это был акт Божественного творения. Но сейчас мы не будем в это углубляться, по нынешним временам сие весьма опасно. Я шучу, конечно (и это добавляет опасности). Разговор не о том немного. Чтобы в голове возник художественный образ, надо когда-то что-то увидеть, услышать, пощупать, унюхать и съесть, куда деваться. В какой-то реальности). То есть по сути любой предмет, явление реальности, доступное нам благодаря органам чувств, попадает в голову и там "варится", трансформируется, изменяется, переделывается, переосмысляется, смешивается с другими и воплощается уже в реальности, где творит художник при помощи его собственных художественных средств, таких, как изображение, звук, движение, слово.
В художественных образах, созданных кем-то, кого мы не знаем вообще, хорошо виден мир этого художника, даже если произведение искусства далеко от реалистической точности. Кроме того, в них отражается мировоззрение, мироощущение, причём не только самого автора, но и эпохи, культуры и этнической группы, где он жил и творил. И ещё… в них видна душа создателя. То, что составляет его сакральный мир, из которого он может почерпнуть неведомые образы, сила его фантазии, желания понять смысл жизни, бытия (и небытия).
Искусство как философия - проявление человеческого духа, эго, если угодно. Да, такое имеет место быть. У животных эго нету. Вы спросите про чудовищ… Да, конечно, у них есть эго. Но я всё время забываюсь, впрочем.
(поднимается на ноги, медленно идёт к окну и вдоль подоконника, почти касаясь его кончиками пальцев. свет, меняя цвета на фигуре лектора по мере его движения, придаёт разные эмоциональные оттенки выражению лица. лектор останавливается в самом освещённом месте и почти пропадает из виду, окружённый мерцающими в танце пылинками)
Я ещё здесь, не беспокойтесь
(в голосе слышна улыбка). Мне всё ещё так странно передвигаться таким способом… Никак не привыкну, а ведь уже пора… включаться в жизнь. Давно пора. А я всё ещё оправдываюсь чем-то, делаю себе скидки, поблажки
(вздох).
возвращается за стол и, отпив принесённой кем-то воды, радостно оглядывает зал
Это было небольшое лирическое отступление и разминка, как вы догадались). Возвращаясь к нашей теме, скажу, что искусство некоторые считают высшей формой философии, и где-то я с ними согласен. Где-то, в других мирах). Воплощённые в реальность образы искусства - это многоярусные, глядящие вверх изогнутыми крышами, буддистские пагоды, окружённые прекрасными садами с цветущей сакурой; это изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики икон, человеческое совершенство античных статуй, одухотворённость средневековой готики, женственность ренессансных мадонн; это буйство воздуха, света, жизни на полотнах импрессионистов, загадки, которыми будоражит нас сюрреализм и многое другое - всё то, что было придумано и воплощено Создателями.
Теперь же я, пожалуй, резюмирую (простите за ужасное слово, оно невольно проскочило, больше не буду)). Мы говорили об Искусстве, как особой форме чувственного познания мира и выражении испытанных (и тех, что продолжают тобой владеть) чувств в образах, рождённых сознанием. И как о самой деятельности Создателей, в результате которой возникают произведения искусства.
Ну вот, мои пока ещё незнакомые слушатели, почин есть. Я доволен). Радуйтесь солнечным дням и пребыванием в этих местах, встретимся (я надеюсь) ещё.
в оформлении поста исп. фотография, взятая здесь