• Авторизация


Легенды Замоскворечья. Алексей Бахрушин [1865 – 1929] 01-03-2021 22:32 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Легенды Замоскворечья. Алексей Бахрушин [1865 – 1929]

Bo4kaMeda

Замоскворечье прославил не только Островский, но и купцы-коллекционеры. Братья Третьяковы собрали уникальную коллекцию русского искусства. В Русском музее в Петербурге было 5 работ Репина, а в Третьяковке – 52. Также в Москве хранилась театральная коллекция Бахрушина.




Бахрушиных в Москве называли профессиональными благотворителями. За 20 лет они потратили на благотворительность 4 миллиона, в частности, построили Введенский народный дом.






В 1947 году был перестроен в стиле сталинского ампира. Там снимались первые выпуски КВН и передачи «Голубой огонёк». Также во дворце в 1956 году проходили съёмки сцены из кинофильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь».





В 1990-х годах здание потеряло статус памятника архитектуры. В 2008 - перешло к новому владельцу и стало называться Дворцом на Яузе.





Также построен дом бесплатных квартир на Софийской набережной. Всего в Бахрушинском доме было 456 квартир. Каждая в одну комнату площадью от 13,2 до 30,4 метра. При доме работали начальное училище, два детских сада и ремесленные мастерские, бесплатное обучение для курсисток на 120 человек и столовая.





Незадолго до Первой мировой войны в Бахрушинском доме проживало 2000 человек (631 взрослых, 1378 детей), в том числе, 160 курсисток. С 1916 года по завещанию одного из братьев - Александра Алексеевича Бахрушина - на улучшение питания в столовой выделялось дополнительно 5 тыс. руб. в год. Всего же обошёлся дом Бахрушиным в 1 257 тысяч рублей.





А еще - огромную больницу, два приюта, театральный музей. «Сиротский приют имени братьев Петра, Александра и Василия Бахрушиных» был основан в 1896 году как бесплатный детский приют для бедных и сирот православного вероисповедания.





Бахрушиными был пожертвован участок земли в Сокольнической Роще близ Алексеевской водокачки и 600 000 рублей денег на устройство приюта. Тот же дом сейчас (1-ый Рижский переулок, д. 2)





Жили Бахрушины в этом доме. До них этот дом занимал городской голова Королев, тот самый, который построил Александро-Мариинское училище. Именно в этот дом к купцу пить чай приезжал Александр II.





Тот же дом сейчас. Улица Бахрушинская (до 1922 года – Лужнецкая), д. 2.





А затем здесь рос создатель самой большой в мире театральной коллекции Алексей Бахрушин. Это одна из немногих коллекций старой Москвы, которая сохранилась до наших дней - нынешний Театральный музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным.





Родовое дерево семьи Бахрушиных выросло на землях Рязанской губернии. Только в 1821 году Алексей Федорович Бахрушин, который считается основателем династии, загрузил скарбом единственную подводу и перевез семью в Москву, в Кожевники. Здесь он купил маленькое кожевенное производство, которое к 1834 году превратилось в завод, а год спустя его хозяин был занесен в списки московского купечества. Алексей Федорович и Наталья Ивановна Бахрушины.





Производство Бахрушина было оснащено по последнему слову техники: паровая машина с подведенным к ней водопроводом, а еще — первая в Москве кирпичная труба, самая высокая в городе. Не исключено, что именно эта труба стала прообразом крылатого выражения «вылететь в трубу» — завистников у купца-новатора было много. Алексей Федорович был передовым человеком и во взглядах: он стал одним из первых московских купцов, который сбрил бороду (пускай и на спор), а также собственноручно резал ножницами слишком длинные полы сюртуков троих своих сыновей. Притом дела велись по старинным купеческим традициям, а отец учил своих детей: «Вы знали нужду со мною вместе, умейте же уважать ее и у других; никогда не говорите о человеке чего-нибудь, что может повредить его доброму имени, или деловым отношениям и благосостоянию. Если что и услышите, знайте про себя». Семья была истинно верующая, непьющая, патриархальная, с налаженной жизнью внутри и вовне.





Внук Алексея Федоровича – Алексей Александрович Бахрушин, как и его братья, учился в гимназии Креймана. Науки давались ему нелегко; например, в 4 классе в его аттестате красовались преимущественно тройки. В конце концов, Алексей после 7 класса решил оставить гимназию, а отцу сказал, что обирается посвятить себя семейному делу и идет работать на завод. Вероятно, такая аргументация спасла семейство от большого скандала. Алексей Бахрушин не был красавцем, но одевался модно, котелок носил чуть пониже, а трость – чуть потолще, чем другие. В юности играл в любительских спектаклях.





Он начал коллекционировать предметы, связанные с театральным искусством… на спор! В 1890 году между ним и купцом Куприяновым было заключено пари: кто за месяц соберет больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра, тот и молодец. И действительно, откопал на Сухаревском рынке небольшую коллекцию миниатюрных театральных портретов 18 века. Позже граф Шереметьев подтвердил, что это портреты артистов кусковского театра и даже прислал недостающие, чтобы не рознить коллекцию.





Войдя во вкус, Алексей Александрович стал собирать буквально все: афиши и программки, костюмы и маски, автографы и фотографии, личные вещи актеров. В поисках вожделенных предметов Бахрушин регулярно совершал обход антикварных лавок, навещал старьевщиков на Сухаревском рынке и, будучи за границей, непременно привозил для своего собрания что-то новенькое. Сами актеры часто дарили увлеченному коллекционеру интересные вещицы, которые тот принимал с благодарностью.



Купец Бахрушин Алексей Александрович с семьёй
нач XXв


За какие-то четыре года Алексей Бахрушин составил собрание, которое не стыдно было презентовать московской театральной общественности. Коллекция первый раз была показана узкому кругу друзей и близких Бахрушина 30 мая 1894 года, а уже 29 октября того же года стала доступна широкой публике.





Коллекция театральных памяток росла, и вскоре возникла необходимость в новых просторных помещениях. Семья Бахрушиных приняла решение выстроить новое родовое гнездо. Дом был построен на участке, который подарил Алексею отец на свадьбу. Ну а строил дом в1896 году архитектор Гиппиус, который успел зарекомендовать себя наилучшим образом, выполняя подряды купцов Бахрушиных.



Домъ А. А. Бахрушина на Лужнецкой, въ которомъ помещается музей


Гиппиус был семейным архитектор Бахрушиных и Перловых. Для Перловых он построил чаеразвесочную фабрику, ее знают не очень, а Чайный дом на Мясницкой москвичи любят – это московская достопримечательность. А для Бахрушиных несколько зданий: огромный комплекс бесплатных квартир на Софийской набережной и вот этот готический особняк для Алексея Бахрушина. «Версаль на Зацепе» - так современники прозвали дом Бахрушина.





Для коллекционера особый шик – не просто найти нужный предмет, а приобрести его дешево, и Бахрушин торговался умело. Он никогда не обращал внимания на понравившейся ему предмет, торговал что-то другое – крупное и дорогое. А когда сходился в цене, говорил: «А вот это?» Покупал нужное ему за бесценок, ну а «за более дорогой вещью я вернусь завтра».



Театральный музей Бахрушина (начало ХХ века)


Когда же в музей к Бахрушину приходил кто-нибудь из знаменитых артистов, он немедленно убирал самые ценные вещи и говорил: «Видите, Ваше творчество в моем музее представлено мелко». На следующий день ему присылали действительно бесценные экспонаты. Он всегда посещал семьи театральных деятелей после похорон. В Москве даже шутили, что за гробовщиком приходит Бахрушин.





Алексей Бахрушин жил не одними музейными увлечениями. Не забывая о бизнесе и продолжая дело своей семьи, он активно принимал участие в общественной жизни Москвы. Он стал гласным Московской Городской Думы, был попечителем театров, заведовал театральным бюро Всероссийского театрального общества, также был постоянным членом ряда научных обществ, комитетов и комиссий. Растущая коллекция заставляла Бахрушина задуматься о ее будущем. Московская Городская Дума, которой он предложил передать музей в городскую собственность, отнеслась к идее неодобрительно.





Просил Бахрушин немного: музей должен остаться бесплатным и открытым для всех желающих. Ссылаясь на большие проблемы, которые у них случились с коллекцией Третьяковых, городские депутаты отказались от щедрого подарка. В 1909 году Алексей Александрович при поддержке великого князя Константина Константиновича Романова все-таки устроил судьбу своего драгоценного собрания: его музей был передан Академии Наук. Это произошло 25 ноября 1913 года.



кликабельно


А сам Бахрушин стал почетным пожизненным попечителем музея. После революции за музей пришлось побороться: его неоднократно пытались закрыть, однако Алексей Бахрушин остался верен своему детищу и сделал все для того, чтобы сохранить коллекцию. 1 февраля 1919 года музей вошел в состав Наркомпроса, а Бахрушин стал его директором и оставался на этом посту до конца своих дней. Алексей Александрович ушел из жизни в 1929 году. Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.





источник

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Легенды Замоскворечья. Алексей Бахрушин [1865 – 1929] | madywolf - Дневник madywolf | Лента друзей madywolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»