• Авторизация


Картина Сергея Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов» (1916) 03-07-2019 12:52 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Картина Сергея Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов» (1916)

Bo4kaMeda


Сергей Юрьевич Судейкин (1882 — 1946)
«Моя жизнь — Приют комедиантов» 1916
Темпера, Картон
70 × 45 см
Собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро


Картина написана в 1916 гг.

На ней изображены: сам художник (Арлекин), Ольга Глебова-Судейкина (Коломбина), Вера де Боссе (женщина в зеркале), Михаил Кузмин (Доктор), офицер Всеволод Князев, покончивший с собой из-за любви к Ольге Глебовой (Пьеро), а также, возможно, возлюбленные Ольги художник Савелий Сорин (в левом верхнем углу) и музыкант Артур Лурье (мужчина с арфой).

На картинке ниже возле каждого персонажа помещен его портрет, чтобы можно было убедиться в его узнаваемости.





И так: сам автор - С. Судейкин — изображен справа в виде Арлекина. В виде Коломбины изображена его жена — О. А. Глебова-Судейкина, с которой они расстались в 1915 г.]

В тот же год Судейкин сходится с Верой де Боссе. Они живут вместе много лет, вместе эмигрируют, и позже Вера Судейкина сходится с Игорем Стравинским. Она изображена в виде обнаженной женщины, лицо которой мы видим в зеркале. Исходя из ее портрета работы того же Судейкина можно предпоожить, что загадочный ребенок на картине — это тоже она.

Слева в черном костюме доктора Дапертутто изображен М. Кузмин. Брак Судейкина с О. А. Глебовой-Судейкиной распался после того, как она узнала о его гомосексуальной связи с Кузминым.

Таким образом, все узнанные персонажи связаны любовными нитями с автором картины. Отметим, что двое из них появляются в ахматовской Поэме без героя: Глебова-Судейкина в виде Коломбины, а Кузмин — в виде Владыки мрака, то есть черта.


Хвост запрятал под фалды фрака...
Как он хром и изящен...
Однако
Я надеюсь, Владыку Мрака
Вы не смели сюда ввести?
Маска это, череп, лицо ли —
Выражение скорбной боли,
Что лишь Гойя сумел передать.
Общий баловень и насмешник —
Перед ним самый смрадный грешник —
Воплощенная благодать...


В 1961 г. Ахматова пишет:

Больше всего будут спрашивать, кто же – «Владыка Мрака» (про Верстовой Столб уже спрашивали), т. е. попросту черт. Он же в «Решке»: «Сам изящнейший Сатана». Мне не очень хочется говорить об этом, но для тех, кто знает всю историю 1913 г., – это не тайна. Скажу только, что он, вероятно, родился в рубашке, он один из тех, кому все можно. Я сейчас не буду перечислять, что было можно ему, но если бы я это сделала, у современного читателя волосы стали дыбом. .

Общеизвестно, что речь идет о Кузмине.

Отметим, что Глебова-Судейкина появляется в поэме не только в виде Коломбины, но еще и в виде Путаницы, Психеи и Козлоногой. Все это — ее роли в разных пьесах, но для нас важнее, что это все — ее портреты работы Судейкина.



Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной (1885 - 1945) в роли Путаницы
из одноименного спектакля Ю. Д. Беляева 1909 (1910?)
картон, гуашь, белила
91 х 82,5 см
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина


В 1953 г. Ахматова пишет:

Кстати о путанице <..> Все, что я знала о ней до вчерашнего дня (6 июня 1953) было заглавие, портрет О. А. в этой роли, сделанный С. Судейкиным. Оригинал в Русском музее, авторская копия в Минске. Вчера мне принесли пьесу, поразившую меня своим убожеством. В числе источников поэмы прошу ее не числить.

Распахнулась атласная шубка – это именно про этот портрет.



Портрет О. А. Глебовой-Судейкиной 1905
(Псиша, персонаж одноимённой пьесы Ю. Д. Беляева - крепостная актриса XVIII века).
Бумага
32 × 48 см
Собрание Н. Н. Эфрон-Блох



Танец козлоногих. 1910-е годы
Ольга Глебова-Судейкина в Бродячей собаке


Таким образом, "Поэма без героя" теснейшим образом связана с картинами Судейкина, включая и "Мою жизнь".

Но кто же остальные герои картины? Естественно предположить, что Пьеро – это Всеволод Князев, покончивший собой в апреле 1913 г. Он был влюблен в Глебову-Судейкину, у него был гомосексуальный роман с Кузминым.

Тема его самоубийства – центральная в поэме:

На площадке пахнет духами,
И драгунский корнет со стихами
И с бессмысленной смертью в груди
Позвонит, если смелости хватит...
Он мгновенье последнее тратит,
Чтобы славить тебя.
Гляди:
Не в проклятых Мазурских болотах,
Не на синих Карпатских высотах...
Он — на твой порог!
Поперек.
Да простит тебя Бог!

(Сколько гибелей шло к поэту,
Глупый мальчик: он выбрал эту, —
Первых он не стерпел обид,
Он не знал, на каком пороге
Он стоит и какой дороги
Перед ним откроется вид...)

Это я — твоя старая совесть
Разыскала сожженную повесть
И на край подоконника
В доме покойника
Положила —
и на цыпочках ушла...


В поэме Ахматова прямо называет его “драгунским Пьеро”. И не удивительно: в стихах, опубликованных после смерти, он сам называет себя Пьеро:

Пьеро, Пьеро, — счастливый, но Пьеро я!
И навсегда я быть им осужден.
Не странно ли — нас четверо и трое,
И я один влюблен — и отделен!
Ах, рая дверь мне преграждают двое,
Но в «первый рай» я все равно введен, —
Пусть Арлекин закутан в плащ героя.
Моей любви не уничтожит он!
Я видел смех, улыбки Коломбины,
Я был обвит кольцом прелестных рук…
Пусть я — Пьеро, пусть мне победа — звук,
Мне не страшны у рая Арлекины,
Лишь ты, прекрасная, свет солнца, руки
Не отнимай от губ моих в разлуке.

И еще:

Вы милая, нежная Коломбина,
Вся розовая в голубом.
Портрет возле старого клавесина
Белой девушки с желтым цветком!
Нежно поцеловали, закрыв дверцу
(А на шляпе желтое перо)…
И разве не больно, не больно сердцу
Знать, что я только Пьеро, Пьеро?..


На картине Пьеро — с альбомом и пером в руке, то есть поэт. Фотография Князева немного в другом ракурсе, но мне кажется, понятно, что Пьеро на картине — это он.

Таким образом, на картине — не два, а три центральных персонажа "Поэмы без героя". Причем Князев умер за 3 года до картины.

Кто же остальные двое? Рискну предположить, что это другие два любовника Глебовой-Судейкиной: художник Савелий Сорин, с которым она ездила во Флоренцию в 1913 г., и музыкант и композитор Артур Лурье, с которым она впоследствии долго жила и вместе эмигрировала.

Таким образом, отношения между героями можно изобразить вот такой непростой схемой:





Дочитав последнюю фразу,
Не поймешь, кто в кого влюблен,

Анна Ахматова
Поэма без героя. Триптих (1940-1962)



idelsong.livejournal.com
evg-crystal.ru

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Картина Сергея Судейкина «Моя жизнь — Приют комедиантов» (1916) | madywolf - Дневник madywolf | Лента друзей madywolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»