• Авторизация


Несколько знаковых портретов кисти Ильи Репина 05-06-2019 16:10 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Bo4kaMeda Оригинальное сообщение

Несколько знаковых портретов кисти Ильи Репина

Bo4kaMeda


Крамской Иван Николаевич
Портрет художника Ильи Ефимовича Репина 1876
Холст, масло
102 x 70
Государственная Третьяковская галерея Москва


За 86 лет Репин общался с людьми совершенно разных поколений. Его молодость прошла на фоне реформ 1860-х годов, овеянных романтикой грядущих перемен, а конец жизни пришелся на Первую мировую войну и русские революции. Он всегда был интересным собеседником, поражавшим и увлекавшим тонкостью ума, широтой познаний, остротой суждений, способностью к самокритике. К нему тянулись художники, писатели, ученые, в круг его общения входили члены царской семьи и представители самых знатных аристократических семей. Создавая их портреты, Репин проявил себя как тонкий психолог, умеющий проникнуть в состояние героя, его чувства и переживания.

«Мое личное мнение… что из всего, что у нас делается теперь, в будущем первое место займут работы Репина, будь то картина, портреты или просто этюды»,— делился Павел Михайлович Третьяков своим мнением со Львом Николаевичем Толстым. Его предположение оказалось совершенно точным, и сегодня портреты кисти Репина остаются одними из самых узнаваемых и известных произведений русской живописи.




Илья Ефимович Репин
Автопортрет 1878
Холст, масло
69 x 49 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Перед Вами самый ранний из известных живописных автопортретов Репина. К моменту его написания он уже прогремел на всю Россию своим «Бурлаками на Волге», получил высшую награду Академии художеств – Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку. После возвращения из европейской поездки и года, проведенного в родном Чугуеве, семья Репиных переехала в Москву. Художник хотел прочувствовать атмосферу древней столицы, особенный московский, исконно-русский колорит. Итогом этого периода творчества стала картина «Царевна Софья Алексеевна…».

В Москве Репин сразу стал частым гостем художественных собраний в доме Мамонтовых в Москве и подмосковном имении Абрамцево, куда съезжались художники, музыканты и деятели театра. Портрет предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, как и работы созданные во время летнего отдыха в усадьбе Абрамцево, можно увидеть далее в экспозиции.

В год написания автопортрета Репин принял еще одно важное решение. Он вступил в Товарищество передвижных художественных выставок – объединение молодых, смелых, решительно настроенных художников, которые собирались развивать современное искусство и знакомить с ним зрителя. В этом же году на Репина обратил внимание Л. Н. Толстой, предположивший, что «…он, кажется, не выбрался еще на дорогу, а жару в нем больше всех». Очень похожа эта характеристика и на сам автопортрет. Внимательно относящийся к критике и словам окружающих, но не теряющий уверенности в своих действиях, предвкушающий долгую интересную творческую жизнь – таким Репин изобразил себя на холсте.





Портрет матери художника Т. С. Репиной 1867
Холст, масло
64 x 50 см
Национальная галерея, Прага, Чехия


На этом портрете Репин изобразил свою мать, Татьяну Степановну. Портрет был написан в родном городе художника, Чугуеве, куда он приехал на летние каникулы из Петербурга.

В семье Репиных, у Татьяны Степановна и Ефима Васильевича, чей портрет вы увидите в следующем разделе, родилось семеро детей, четверо из которых умерли малолетними. Ефим Васильевич служил рядовым в Чугуевском уланском полку и участвовал в трех военных кампаниях. Одно время он занимался торговлей лошадьми, что улучшило материальное положение семьи и позволило построить собственный дом в Чугуеве. Татьяна Степановна вела хозяйство, занималась воспитанием и образованием детей. В конце 1840-х она занималась скорняжным делом, нанимая местных женщин в помощь для пошива шуб. В начале 1850-х годов открыла в своем доме сельскую школу, где преподавались арифметика, чистописание и Закон Божий.





Портрет В. А. Шевцовой, впоследствии жены художника 1869
Холст, масло
83 x 67 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


В 1863 году Репин приехал в Петербург, чтобы поступить в Императорскую Академию художеств. Он начал подготовку к поступлению в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился Александром и Алексеем Шевцовыми. Молодые люди сдружились, и Репин стал часто бывать в семье новых знакомых. Там он встретил свою будущую супругу – их младшую сестру Веру Алексеевну Шевцову. На этом портрете Репин изобразил 14-летнюю Веру, которая спустя 3 года стала его женой.





Портрет критика В. В. Стасова 1873
Холст, масло
80 x 65 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Слово критика Владимира Стасова могло стать и спасительным, и губительным для художников и музыкантов. Так, он сыграл большую роль и в формировании сообщества пяти композиторов, которое позже сам назвал «Могучая кучка», и в развитии деятельности «Товарищества передвижных художественных выставок». Общение Репина и Стасова охватывает 30 лет, а их переписка, изданная в трех томах, – один из ценнейших источников о жизни и творчестве художника. За время знакомства Репин и Стасов были и друзьями, и непримиримыми врагами. Будучи старше, Стасов одинаково страстно и искренне и хвалил Репина, и укорял в неудачах. В ответ Репин, даже до того, как он сам стал безусловным авторитетом в вопросах искусства, был готов спорить с уважаемым критиком. Тем самым он нарушал шутливый, но очень меткий завет Ивана Тургенева:

«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться? Не спорь только с Владимиром Стасовым!».





Портрет А. Д. Третьяковой 1878
Холст, масло
106 x 88 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Исполнен по заказу П. М. Третьякова
Приобр. П. М. Третьяковым в 1878 у автора


Александра Даниловна Третьякова — мать Павла и Сергея Третьяковых, основателей Третьяковской галереи, дочь московского купца, продававшего сало в Англию. У нее было девять детей: два сына — Павел (старший) и Сергей; три дочери — Елизавета, Софья, Надежда; четверо умерли в раннем детстве во время эпидемии скарлатины в Москве. После смерти мужа она на протяжении 9 лет возглавляла торговое дело семьи, вплоть до совершеннолетия сыновей.

Ее внучка, Вера Зилоти, в 1930-е годы так вспоминала Александру Даниловну: «Была она некрасивая, с громадным, умным лбом, маленькими серыми глазами, горбатым носом… Росту она была выше среднего, фигура была представительная. Одевалась она прекрасно: с утра в корсете и носила на голове великолепные наколки… Была стильная. Казалась она строгой и недоступной. Ее прекрасный портрет работы Репина… передает бабушку целиком».





Портрет С. И. Мамонтова 1880
Холст, масло
75 x 66 см
Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина, Москва


С Саввой Мамонтовым, предпринимателем и меценатом, Репин познакомился во время пенсионерской поездки, в 1873 году в Риме. Их общение продолжилось в Москве, и Репины стали гостями усадьбы Абрамцево. Усадьба ранее принадлежала Аксаковым, а в 1870 ее купил Савва Иванович. Решив переустроить быт, новые жильцы стремились стать духовными наследниками ее прежних владельцев. Их загородный дом превратился в артистическую колонию. На даче «московского Лоренцо Медичи» (так называли Савву Ивановича современники), собирались художники, скульпторы, теоретики искусства и театральные деятели, чтобы поразмышлять о судьбах русского и европейского искусства, о предназначении художника. Рядом с портретом Саввы Мамонтова вы можете увидеть работы, которые Репин написал во время летних месяцев, проведенных в усадьбе.





Портрет художника Н. Н. Ге. 1880
Холст, масло
82 x 66 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Николай Ге — живописец и рисовальщик; портретист, автор картин на исторические и библейские сюжеты. Автор запечатлел Николая Николаевича в сложный момент его жизни — в период творческого кризиса, когда живописец почти отказался от занятий искусством. Осенью 1880 года Репин путешествовал по Малороссии в поисках материалов для картины «Запорожцы» (1880–1891). Во время поездки он навестил Ге, который с 1876 года обосновался на хуторе Ивановский Черниговской губернии. Портрет был написан по инициативе Репина и подарен Ге в знак уважения и «почитания его таланта».





Портрет Нади Репиной 1881
Холст, масло
66 x 54 см
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


Илья Ефимович Репин писал портреты людей, которых он хорошо знал и любил, или тех, кого хотел узнать лучше, потому что восхищался тем, что они делали. И возможности написать портрет интересного человека он радовался, как подарку. Однажды он получил телеграмму от знаменитого оперного певца Федора Ивановича Шаляпина, в которой тот спрашивал, сможет ли Репин написать его портрет. Художник поспешно ответил ему тоже телеграммой: «Пасхально ликуем готовы дом мастерская краски художник понедельник вторник среду не сон ли Репин».

На портретах Репина мы видим не только великих писателей, художников, музыкантов, но есть и портреты друзей и близких, например, жену и детей.

У Ильи Ефимовича было три дочери и один сын: старшая – Вера, помладше – Надя, затем, сын – Юра, и самая младшая – Таня. Репин любил писать своих детей.

Девочка в нарядном розовом платьице – Надя. Она родилась, когда Илья Ефимович и его жена Вера Алексеевна жили в Париже, поэтому в семье ее называли «наша парижанка».

Надя выглядит сонной. Она полулежит, опираясь на заботливо подставленную кем-то подушку. Голова ее наклонилась. Взгляд туманный. Кажется, вот-вот подойдет мама, возьмет ее на руки и отнесет в кроватку.





Портрет хирурга Н. И. Пирогова 1881
Холст, масло
64 x 53 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Приобр. П. М. Третьяковым в 1882 у автора


Николай Иванович Пирогов (1810–1881) — хирург, педагог, профессор, основоположник русской военно-полевой хирургии, создатель первого атласа топографической анатомии, основатель русской школы анестезии.

В 1881 году Пирогов приехал в Москву на большое празднование, организованное в его честь. Поводом стал 50-летний юбилей его врачебной практики. Репин очень хотел присутствовать на торжестве и пожелал запечатлеть Пирогова. За четыре сеанса художник создал живописный вариант и скульптурный бюст.

В дни написания портрета Н.В. Склифосовский диагностировал у Пирогова рак, который спустя полгода привел к смертельному исходу. Со своего последнего прижизненного портрета Пирогов, слегка прищурившись, обращает на зрителей острый, немного лукавый взгляд. В эти месяцы хирург начал активно записывать воспоминания и мысли в дневник. Книга получила длинное авторское название: «Вопросы жизни. Дневник старого врача, писанный исключительно для самого себя, но не без задней мысли, что может быть когда-нибудь прочтет и кто-то другой».





Отдых 1882
Холст, масло
143 x 94 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Жена художника Вера Алексеевна изображена на картине «Отдых». Она позировала в нарядном бордовом платье с кружевным воротником, и, сидя в удобном мягком кресле, задремала. Сначала художник писал ее сидящей прямо с открытыми глазами, но потом глаза Веры Алексеевны закрылись, она заснула, и художник изменил композицию портрета.

Она, наверное, очень уставала, ведь у нее было четверо детей, младшей – Тане еще не было и года, а старшей – Вере было девять, но, кажется, хлопот с ней все равно хватало.





Стрекоза. Портрет В. И. Репиной, дочери художника 1884
Холст, масло
111 x 84 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет отлично передает характер девочки. Вера, аккуратно одетая, в шляпке, белых чулочках и начищенных ботиночках, забралась на… забор. Она сидит на его верхней перекладине, для надежности держась за нее руками, и всем своим видом показывает, что лучше она не чувствовала себя никогда.

В семье Репиных к поведению детей относились не очень строго. Родители понимали, что летом, на даче можно и нужно играть и шалить.

Сидя на перекладине забора, и посматривая на нас свысока, Вера выглядит победительницей! Как будто хочет сказать: «Посмотрите, куда я забралась! А вы так сможете?»

В картине столько воздуха и света! Вера в голубом платье, на фоне голубого неба с легкими облаками, сама легкая и изящная, как стрекозка. Она такая счастливая, беззаботная, наслаждается летом, солнцем, небом, зеленой травой, бабочками.





Портрет художника Г. Г. Мясоедова 1884, 1886
Холст, масло
89 x 69 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Приобр. П. М. Третьяковым в 1886 у автора


Григорий Григорьевич Мясоедов (1834–1911) — художник, член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок.

Репин решил написать портрет с Мясоедова, когда работал над картиной «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). В своих воспоминаниях Мясоедов подробно описал эту историю:

«…Однажды, когда мы мирно беседовали с Репиным… он вдруг говорит мне: „…а не согласитесь ли вы немного попозировать мне для Ивана Грозного? Я сделал бы с вашего лица несколько этюдов, по которым уже мог бы писать и самого царя“. „Да ну, уж и нашли натуру “, — огрызнулся я. „Нет, кроме шуток“. И он объяснил мне… что я способен придать и всему лицу и глазам то выражение — зверское! — какое надо было показать на лице Ивана Грозного в трагический для него момент жизни, причем в этом зверстве должно проскальзывать и выражение крайнего сожаления, раскаяния, горя и боли о содеянном злодействе… <…> пристал, как с ножом к горлу. А я его знал: ежели уж пристанет, то не отстанет нипочем. К своей цели стремится упорно, напролом. Пока не достигнет своего. Так было и теперь… <…> и намучил он меня во время этих сеансов. <…> Репин считал, что я поступил в полное его распоряжение в качестве собственности, и распоряжался мной, как хотел. Раз десять, а то и больше, он писал меня с разными поворотами головы, при разнообразном освещении, на различном фоне, заставлял подолгу оставаться без! движения и в самых неудобных позах и на диване, и на полу, ерошил мои волосы, красил лицо киноварью, имитируя пятна крови, муштровал в выражении лица, принуждая делать как говорил, „сумасшедшие глаза“ <…> Не замечал моих мук».





Портрет писателя Л. Н. Толстого 1887
Холст, масло
124 x 88 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Репин дружил с великим писателем Львом Николаевичем Толстым. Он знал его не только как писателя, мыслителя, но и как человека. Когда они только познакомились, общение с Толстым вызвало у Репина небывалый восторг, который сам он описал так: «Его страстные рассуждения взбудораживали меня до того, что я не мог после спать, голова шла кругом от его беспощадных приговоров отжившим формам жизни».

Они подружились и даже прогуливались вместе. Позже Илья Ефимович часто бывал у писателя в гостях в усадьбе Ясная Поляна. Сам писатель так об этом вспоминал: «У нас завтра будет неделя как живет Репин и пишет мой портрет – и отнимает у меня время, но я рад и очень полюбил его… он очень хороший и серьезный человек». В усадьбе Лев Николаевич ходил в простой черной блузе домашнего шитья, черных брюках без всякого фасона, туфлях на босу ногу и белой «довольно затасканной» фуражечке, но несмотря на свой «опростившийся» вид по-прежнему выглядел «внушительно».

Репин написал 12 портретов. Этот портрет, как и большинство других, написан как раз в Ясной Поляне.

Лев Толстой часто говорил о том, что люди равнодушны к ужасам жизни, лишены сочувствия к тем, кого жизнь обделила, к бедным, несчастным, больным. Он считал, что так жить нельзя, люди должны измениться. Нельзя пользоваться результатами труда другого человека, если сам не работаешь. Толстой считал, что нужно все делать самому: шить одежду, сажать хлеб… Вот что он писал: «Труд помогает просто, ясно и разумно понимать положение человека в жизни»





*кликабельно
Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне 1887
Картон, масло
27 x 40 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Однажды, когда Репин гостил в Ясной Поляне, писатель собрался пахать поле бедной вдовы. Он умело запряг одну лошадь в соху, другую в борону и начал пахать. Вот как рассказал об этом в своих воспоминаниях сам Илья Ефимович. Лев Толстой пахал «однообразно и долго, до скуки», «шесть часов без отдыха, он бороздил сохой черную землю». «Менялись только тени от солнца, да посконная рубаха его становилась все темнее… Репин наблюдал за тем, как трудился на пашне великий писатель, и делал зарисовки в альбоме. Работа была тяжелой. Художник и сам попробовал пахать, но оказалось, что это «Страшно трудно!» «Пальцы с непривычки держать эти толстые оглобли одеревенели и не могли долее выносить, плечи от постоянного поднимания сохи … страшно устали, и в локтях сделалась нестерпимая боль. Мочи не было. «Вот оно, в поте лица», - подумал я утираясь»

Репин далеко не всегда соглашался со Львом Николаевичем, даже спорил с ним. Одним из поводов было искусство. Толстой говорил о бесполезности искусства и приводил Илье Ефимовичу в пример молодого художника, который понял, что теперь «отдаваться искусству просто безнравственно и пошел в народные учителя». Репин же, как ты помнишь, жил искусством, любил его больше всего на свете, и решительно доказывал его важность. Вот, например, что он писал в письме к старшей дочери Толстого: «О боже мой! Что это Лев Николаевич, ну можно ли так шутить! Фальшивые, бездарные - Рафаэль, Вагнер, Шекспир (здесь Репин ставит множество восклицательных и вопросительных знаков). Ох, нет, не могу... Ведь это все равно, если бы нашелся какой-нибудь сорви-голова, который мне сказал бы, что Лев Толстой бездарен и фальшив. Ну что с таким спорить, к чему?»





Портрет пианистки С. И. Ментер 1887
Холст, масло
107 x 115 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Насколько Репин был не согласен с Толстым по вопросу искусства, говорит множество портретов музыкантов, писателей, поэтов, художников среди его работ. Обратите внимание на портреты пианистки Софии Ментер, великого князя Константина Константиновича, поэта, писавшего стихи под псевдонимом К.Р., композитора и дирижера Антона Рубинштейна, актрисы Элеоноры Дузе. Художник придумал разные композиции, чтобы увековечить индивидуальность каждого из них! Движение, положение рук, поворот или наклон головы, точно выбранные детали позволяют понять, что за человек перед нами, даже если мы ничего не знаем о нем.





Портрет композитора Ц. А. Кюи 1890
Холст, масло
125 x 98 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Цезарь Кюи — композитор, участник «Могучей кучки», музыкальный критик, инженер-генерал, ученый в области фортификации, профессор фортификации в академии Генерального штаба.

Круг музыкальных знакомств Репина был необычайно широк, и художник увлеченно следил за творчеством выдающихся музыкантов-современников. Находясь в Париже в 1870-х, в письмах он расспрашивал Стасова, активного участника музыкальной жизни Санкт-Петербурга, о сюжете новой оперы Кюи «Анджело». С конца 1880-х Репин часто посещал музыкальные вечера в доме Кюи. «Я его очень уважаю и поклоняюсь его таланту, который всегда меня берет за самую душу», — писал художник.

Несмотря на занятость художника, жаловавшегося, что «писать просто некогда», портрет Кюи был исполнен. Композитор позировал в своем кабинете, облаченный в шинель генерал-инженера. Портрет исполнен по заказу Л. Мерси д’Аржанто, близкого друга Кюи.





Портрет пианистки графини Луизы Мерси д'Аржанто 1890
Холст, масло
86 x 108 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Луиза Мерси д’Аржанто — бельгийская пианистка, пропагандистка русской музыки, организатор концертов русских музыкантов в Бельгии.

Мерси д’Аржанто была близким другом Цезаря Кюи. Композитор часто гостил в замке Аржанто недалеко от Льежа и посвятил подруге оперу «Флибустьер». Мерси д’Аржанто написала первую монографию о творчестве Кюи. В конце 1889 года у графини обострилась серьезная болезнь. Она с достоинством проводила последние дни и, как говорили друзья, «имела силу кротко улыбаться, пока все плакали навзрыд…». Вид графини, бессильно лежащей на диване, тень смерти на смиренном лице этой когда-то деятельной женщины произвели неизгладимое впечатление на Репина. По заказу Кюи он написал портрет Мерси д’Аржанто в течение шести-семи сеансов, последний из которых состоялся за одиннадцать дней до ее кончины. «Сходство замечательное, — писала о портрете пресса, — глаза глядят, и ее улыбка с легким страдальческим оттенком трогает даже тех, кто ее ни разу ни видал».





Портрет актрисы Элеоноры Дузе 1891
Холст, уголь
108 x 139 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Увлекающийся музыкой и театром, Репин не пропускал ни одного значимого события. Не остался незамеченным для него и приезд в Петербург итальянской актрисы Элеоноры Дузе. Ее спектакли оказались невероятно популярны в России. Во время гастролей актрисы Репин написал этот портрет. Выбранная техника – уголь на холсте – позволил создать работу за короткое время. Быстрыми штрихами очерчены фигура актрисы, вероятно устало расположившейся в кресле после выступления. Намеренная незавершенность, образа, отсутствие подробностей и мелких деталей фокусируют взгляд зрителя на лице портретируемой. Современники вспоминали, что Дузе не гримировалась, никогда не надевала париков и корсета. Но у нее была такая сильная «творческая воля, что ей служило все ее существо: взгляд, губы, брови, лоб, каждое движение». Величие, силу, талант Дузе Репину удалось запечатлеть на портрете.





Портрет М. И. Драгомирова 1889
Холст, масло
60 x 51 см
Государственный Исторический музей, Москва


Михаил Драгомиров — киевский, подольский и волынский генерал-губернатор, командующий войсками Киевского военного округа, профессор и руководитель Николаевской академии Генерального штаба в Санкт-Петербурге, военный теоретик.

Портрет был заказан по случаю нового назначения Драгомирова. Но, несмотря на официальный статус заказа, генерал предпочел не торжественный парадный портрет, а более интимный его вариант. Кавалер всех русских и десяти высших иностранных орденов представлен лишь с одним боевым орденом — Святого Георгия III степени. Портретные черты Драгомирова послужили основой образа центрального персонажа картины «Запорожцы» — атамана Ивана Сирко, от имени которого герои картины пишут письмо турецкому султану.





Портрет юриста В. Д. Спасовича 1891
Холст, масло
93 x 76 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Владимир Спасович был известным в Петербурге и во всей империи адвокатом. Он стал ярким представителем этического направления в адвокатуре и приложил много усилий к формированию норм и принципов этой профессии. Он стоял у истоков создания в Петербурге Совета Присяжных поверенных. Отмечая его активную деятельность, Совет заказал Репину портрет юриста. Спасович изображен как бы в разгар публичного заседания, во время которого присяжные поверенные обязаны были быть в черных фраках, имея в петлице знак, присвоенный их званию. Этот знак встречался на всех парадных портретах адвокатов Российской империи, он был элементом корпоративной культуры, знаком сословного отличия. Спасович, известный теоретик юриспруденции и публицист, успешный педагог и литератор, именно своей работой в качестве практикующего адвоката гордился больше всего. Позу Спасовича на картине можно считать и напоминанием о роде занятий, и указанием на его выдающиеся успехи в ораторском искусстве. Юрист словно обращается к смотрящему на картину, вызывает его на диалог. Прямой взгляд, мимика, активный взмах правой руки, направленный в сторону зрителя, наделяют портрет особой привлекательностью.





Портрет княгини М. К. Тенишевой 1896
Холст, масло
197 x 120 см
Музей-квартира И. И. Бродского, С.-Петербург
Дар в 1939 семьи И. И. Бродского


«Всю свою жизнь она посвятила родному русскому искусству, для которого сделала бесконечно много» – так говорили о княгине Марии Тенешевой. Поддерживала и развивала искусство княгиня многими способами: она основала культурный центр в имении Талашкино, где возрождались народные промыслы, вместе с Саввой Мамонтовым финансировала издание журнала «Мир искусства», сама работала как художник-эмальер, была коллекционером и меценатом.

Репин познакомился с Тенешевой в 1891 году. Спустя четыре года он инициировал открытие Тенишевской рисовальной школы в Санкт-Петербурге для подготовки учащихся к поступлению в Академию художеств. Художник сам и возглавил школу. За годы дружбы и творческого сотрудничества Репин исполнил много портретов Тенишевой. На их фоне портрет 1896 года выделяется не вполне традиционным для Репина «салонным» звучанием. Оно усиливается и авторским названием — «Повелительница». К концу 1890-х в отношениях Репина и Тенишевой наметились разногласия. Репин писал: «У нас тут произошла большая перемена в отношении княгини к моей школе. С тех пор как приезжал сюда Алекс[андр] Бенуа и Дягилев устроил выставку декадентского характера, княгиня так увлеклась новым стилем, что совсем уже охладела к моим школярам. Я и сам вижу много свежести в новом стиле, но ведь школа должна быть школой — нельзя же дилетантизм ставить в принцип школы».





Осенний букет 1892
Холст, масло
114 x 67 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Вера Репина, старшая дочь художника, была артистичной и несколько авантюрной натурой. Она училась на драматических курсах при Александринском театре, выступала в разных театрах, занималась живописью, увлекалась пением, даже брала уроки у известного итальянского певца Джиральдони в 1920-е годы. Но серьезных успехов в какой-то области искусства Вера Ильинична не достигла. С 1914 по 1917 годы и после 1922-го она жила в Пенатах, помогала вести хозяйство и активно участвовала в продвижении художественного наследия отца.





На солнце 1900
Холст, масло
96 x 68 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Портрет дочери Надежды Репин написал в имении Здравнёво по возвращении со Всемирной выставки в Париже. Свою жизнь Надежда собиралась связать с медициной, и отец горячо ее поддерживал. Она поступила на Рождественские женские курсы фельдшериц и лекарских помощниц. После их окончания была направлена на борьбу с эпидемией в Сибирь. Надежда собиралась продолжить обучение медицине, но развившаяся душевная болезнь помешала осуществить эти планы. С 1914 года Надежда Ильинична постоянно жила с отцом и старшей сестрой в Пенатах.





Л. Н.Толстой босой 1901
Холст, масло
207 x 73 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из самых авторитетных мировых мыслителей и писателей. Общение Репина и Толстого началось в 1880-м, когда писатель побывал в мастерской художника. Репин признался, что при встрече боялся разочарования – часто талант и человек в частной жизни не гармонируют. Но опасения оказались напрасны, и после личного знакомства Репин с восторгом утверждал: «Лев Толстой другое – это цельный гениальный человек… он был совершенно ясен и логичен». С момента знакомства он находился под обаянием личности Толстого. Они многократно встречались, не раз Репин навещал Льва Николаевича в Хамовниках и в Ясной Поляне. Впоследствии он признавался, что его тянуло к писателю «по закону тяготения малых тел к большому». Не раз говорил он, что когда пишет Толстого, то честно фиксирует каждый момент жизни «грандиозной личности» человеческого духа, представляющий большую ценность не только для современников, но и для потомков.

Летом 1891 года Репин написал в Ясной Поляне этюд (1891, ГТГ), на котором изобразил Льва Николаевича Толстого молящимся в лесу. Портрет представлял главные принципы нового религиозного учения и идеи опрощения. Такой образ соответствовал ожиданиям современников: «Лев Николаевич — такая крупная личность, что его фигура должна быть оставлена потомству во весь рост и непременно на воздухе, летом… », — писал Третьяков, еще даже не зная о набросках Репина. Но развивать идею в большой картине Репин не стал: «…я как-то оробел: мне показалось это резким до жестокости, и я, свернув этюд, спрятал его». В 1900 году, разбирая мастерскую после пожара, художник нашел этюд и сделал на его основе портрет. Он был впервые показан в феврале 1901-го на 29-й выставке ТПХВ, начало которой совпало с громким известием об отлучении Толстого от церкви. Поэтому в экспозиции перед картиной состоялась акция в поддержку Толстого, произведение украшали цветами, и в итоге работу пришлось снять.





Автопортрет с Натальей Борисовной Нордман 1903
Холст, масло
78 x 130 см
Музей Атенеум, Хельсинки, Финляндия


С именем Натальи Нордман связаны 15 лет жизни Репина. На этом автопортрете они изображены на балконе-мастерской их дома в дачном поселке Куоккала недалеко от Санкт-Петербурга. В 1899 году художник купил небольшой участок на имя Нордман. Опасаясь конфликтов с наследниками, он проявлял заботу о будущем неофициальной супруги. Факт причастности Репина к покупке сохранялся в секрете, и в окружении художника владелицей дачи считалась Нордман. Она же придумала название их общему дому — «Пенаты» (по наименованию богов-хранителей и покровителей домашнего очага в древнеримской мифологии). В 1903 году художник окончательно перебрался сюда из столицы.





Портрет писательницы Н. Б. Нордман-Северовой 1905
Холст, масло
96 x 68 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Наталия Нордман — гражданская жена Репина. Она была известна благодаря своим литературным работам и активной общественной позиции. Наталья Борисовна пропагандировала идеи равноправия женщин, реформы брака, раскрепощения прислуги, вегетарианства. Они с Репиным познакомились в 1891 году, и вскоре художник увлекся незаурядной молодой женщиной. На ее имя он купил недалеко от Петербурга усадьбу, названную Нордман «Пенаты». После завершения работы над картиной «Торжественное заседание Государственного совета…» Репин окончательно оставил Петербург и стал жить в Пенатах круглый год. Осенние месяцы 1905 года Репин и Нордман провели в южных предгорьях Альп на озере Гарда в Италии. В поездку отправились, чтобы помочь Наталие Борисовне справиться с первыми признаками чахотки. После лечения болезнь отступила на несколько лет. Портрет Нордман под зонтиком написан в начале путешествия в имении супругов Тархановых «Антоколь» под Краковом. Композиция портрета, общее цветовое решение и внимание, которое художник уделяет линии и силуэту подчеркивают, что Репин интересовался современными течениями в живописи. Этот портрет, как и портрет Званцевой или картина «На солнце», демонстрируют знакомство Репина с живописью модерна.





Портрет Надежды Борисовны Нордман-Северовой 1909
Холст, масло
119 x 57 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник


У современников И. Е. Репина сложилось неоднозначное отношение к Н. Б. Нордман. Ее участие в жизни художника, организация быта в Пенатах, литературная деятельность вызывали уважение. Но активность, с которой она проповедовала свои нововведения, воспринимаемые как чудачества, «напыщенный и вычурный вкус», которые в ней некоторые замечали, настраивали многих против Наталии Борисовны. Ее жизнерадостность, дерзость, своенравие и брутальность шокировали артистические и аристократические круги столицы, но импонировали Репину.

Создавая портрет, художник использовал смелое сочетание цветов, фактур и узоров. Это живописное «буйство» помогает передать характер модели. Одновременно оно доказывает, что, сохраняя приверженность реализму, Репин, сознательно или неосознанно, реагировал на новые живописные тенденции. По богатству палитры и экспрессии цвета произведение можно сравнить с работами мастеров объединения «Бубновый валет».





Портрет П. А. Столыпина 1910
Холст, масло
116 x 76 см
Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева


Пётр Столыпин — государственный деятель Российской империи, на момент написания портрета — министр внутренних дел и председатель Совета министров. Портрет написан по заказу Саратовской городской думы в честь избрания Столыпина почетным гражданином города.

Для парадного портрета, который должен был размещаться в зале Городской думы, Репин выбрал неофициальный образ политика — в гражданской одежде (не в мундире), в свободной позе, читающим газету. Главным акцентом портрета становится ярко-красный фон. Уже позже, рассуждая о портрете, критики стали говорить о неслучайном выборе цвета – о предчувствии художником революции или скорой смерти Столыпина. Но сам Репин неоднократно уточнял, что лишь изображал то, что видел – «красные как кровь, как пожар» портьеры в кабинете министра. В письме Чуковскому он признавался: «…я все писал добросовестно с натуры и удивлялся тогда, как они не забраковали фона „на вулкане“».





Портрет невропатолога и психиатра В. М. Бехтерева 1913
Холст, масло
107 x 78 см
Государственный Русский музей, С.-Петербург


Владимир Бехтерев — невропатолог, психиатр, психолог, основатель рефлексологии. Организатор и руководитель Психоневрологического института и Института по изучению мозга и психической деятельности в Санкт-Петербурге.

В Психоневрологическом институте Репин не раз выступал с докладами об искусстве и с воспоминаниями. По предложению Бехтерева, в 1913-м за участие в деятельности института художника избрали его почетным членом.

Репин выразил желание написать портрет ученого. Во время сеансов Репин говорил с моделями, чтобы те не заснули от молчаливого позирования. С Бехтеревым художник беседовал о гипнозе, но разговоры не помогли утомленному работой ученому сохранить бодрость. Воспоминания о подобном эпизоде оставил К.И. Чуковский, друг Репина и его сосед по даче: «Академик В.М. Бехтерев, тучный старик с нависшими, дремучими бровями, всегда производил впечатление сонного, во время одного сеанса заснул окончательно (он приехал в Пенаты смертельно усталый), и Репин на цыпочках отошел от него, чтобы не мешать ему выспаться. „Прикрылся бровями и спит!“ — говорила Наталия Борисовна. Так и не мог возобновиться сеанс: когда Бехтерев проснулся, в мастерской уже начинало темнеть».





Портрет художника В. С. Сварога 1915
Холст, масло
70 x 108 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск


Василий Сварог — художник, экспонент Товарищества передвижных художественных выставок, член Ассоциации художников революционной России, музыкант-гитарист.

Знакомство Репина и Сварога произошло в 1915 году благодаря сыну художника Юрию. Молодые люди писали портреты друг друга. Репин высоко оценил работу Сварога. Он был впечатлен и музыкальностью нового знакомого, прекрасно игравшего на испанской гитаре. Портрет был исполнен в мастерской в Пенатах. Юноша с гитарой изображен на фоне белых деревянных перил с резными оранжевыми розетками. После экспонирования портрета на 45-й передвижной выставке в 1917 году Репин убрал изображение перил, отвлекавшее внимание от модели. В окончательном варианте за спиной Сварога — открытый рояль. И все же сквозь слой черной краски проступает фрагмент первоначальной композиции.





Портрет Николая Ремизова 1917
Линолеум, масло
62 x 61 см
Музей-квартира И. И. Бродского, С.-Петербург


Николай Ремизов — график-карикатурист, один из ведущих сотрудников журнала «Сатирикон», художник театра и кино, живописец.

Репин рано заметил способности начинающего карикатуриста: «Я никогда в русской карикатурной области не встречал еще такого разнообразия, гибкости, характерности в типах. <…> …эти шаржи очень часто поразительны по своей художественности; а иногда даже производят глубокое впечатление идеями: Ре-ми <…> и др[угие] авторы очень талантливая молодежь» .

Художник загорелся идеей написать портрет молодого Ре-ми в новой для него манере: «отныне,» - писал он Чуковскому, – «… я намереваюсь взять другую методу: писать только один сеанс — как выйдет, так и баста; а то все в разном настроении: затягивается и теряется свежесть и живописи и впечат[ление] первое от лица. Так, если посчастливится писать с Короленко — один сеанс, с Ре-ми — также». И хотя этот портрет не был исполнен в один сеанс, однако «трактован с предельной свободой и мастерством».





Портрет А. Ф. Керенского 1918
Линолеум, масло
116 x 85 см
Государственный центральный музей современной истории России, Москва


Александр Керенский— адвокат, политический деятель, участник событий Февральской революции, министр-председатель Временного правительства. После Октябрьской революции покинул Россию.

Керенский позировал Репину и его ученику И. И. Бродскому в Зимнем дворце в бывшей библиотеке Николая II, служившей ему кабинетом.

Репин исполнил этюд, с которого затем написал два портрета Керенского. В 1926 году он передал один портрет в дар Музею революции в Москве через делегацию советских художников, посетивших его в Пенатах.





Автопортрет за работой
Холст, масло
125 х 94
National Gallery in Prague


Имя Ильи Ефимовича Репина окружено восторгом. Вот как писал об их первой встрече Корней Чуковский: «Когда в Третьяковке или в Русском музее смотришь десятки и десятки картин, написанных репинской кистью, Репин кажется великаном... И вот он стоит предо мною — небольшого роста, с улыбающимся, обветренным, стариковским лицом, с прищуренным правым глазом, совсем простой, даже как будто застенчивый, будто и не знает, что он — Репин».

Может, дело в сюрпризах? Репина интересовала жизнь, такая разная и непредсказуемая, ему нравилось сталкиваться с тем, что сам он называл «сюрпризами жизни». Он рисовал людей, их чувства, характеры, судьбы, всегда замечал такие лица, «которые сами просились на холст». Репина не интересовало искусство, оторванное от жизни, искусство - как удачное сочетание красок и линий. Художник стремился на холсте рассказать о том, что волновало его, о своих «восторгах». Его восторги не обязательно связаны с радостью и счастьем, они возникали и при встрече с трагическим, печальным и даже ужасным.

Если открыть Толковый словарь живого великорусского языка Даля, то мы можем прочитать, что «восторг» - это не только чрезмерная радость и удовольствие, это такое состояние, когда забываешь самого себя, это временное отрешение духа от мира, восходящее иногда до ясновидения.

Автопортрет написан по случаю 70-летия. Репин выглядит торжественно и нарядно, как именинник, сияет белизной воротничок его рубахи, кажется, что он бодр и полон сил. А на самом деле в это время ему начала отказывать правая рука и врачи посоветовали не нагружать ее, но художник продолжает заниматься живописью, теперь он научился работать левой рукой. Иногда он пишет сразу двумя руками.

Илья Ефимович придумал закреплять палитру на поясе на ремнях. С палитрой на поясе и кисточками в правой и левой руке, художник пританцовывает у мольберта и даже, кажется, что-то тихонько напевает. Может быть, думает о том, что, только работая, он по-настоящему счастлив. Он так и писал: «Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше, чем всякое счастье и радости нашей жизни».

Кстати, Репин не раз писал самого себя, автопортреты художника открывают нам его самые сокровенные мысли, которые возникали, когда он оставался наедине с самим собой.





Автопортрет 1920
Холст, масло


Шли годы. Слава Репина росла, его картины выставлялись в залах Третьяковской галереи и Русского музея - крупнейших музеев России. О нем писали книги. Но, несмотря на славу, на почтенный возраст и проблемы со здоровьем, художник продолжал много работать, с утра до вечера, и врачи рекомендовали ему больше отдыхать. Корней Чуковский, который много общался с Репиным в эти годы, рассказывал, что врачи запретили Илье Ефимовичу рисовать по воскресеньям, чтобы у него, как и у всех нормальных людей был выходной. Когда художник приходил к нему в гости, Чуковский прятал от него карандаши и перья, но «стоило войти в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило зажечь лампу, которая по-новому освещала присутствующих, - и Репин с тоской оглядывался, нет ли где карандаша или пера. И не найдя ничего, хватал из пепельницы папиросный окурок, макал его в чернильницу и на первой же попавшейся бумажке начинал рисовать».

С позднего автопортрета на нас смотрит мудрый старец, который многое повидал на своем веку. В период, когда создавалась эта картина, в жизни Репина многое изменилось. Он говорил, что для него наступили «черные дни».

После революции 1917 года наступили голод и разруха, даже холст нельзя было купить. Многие поздние работы Ильи Ефимовича написаны не на холсте, а на линолеуме.

А еще в домах было холодно, потому что дорого стоили дрова… Вот почему художник одет в пальто и в шапку…

Но, главное, художник теперь жил в другой стране. Нет, он по-прежнему жил в своем доме в усадьбе Пенаты в дачном поселке Куоккала в часе езды от Петрограда, как тогда назывался Санкт-Петербург. Но теперь эта земля стала частью Финляндии. Между Пенатами и Россией прошла государственная граница. Все соседи Репина покинули свои дома, а он не захотел. Он жил одиноко и печально, скучал по общению с единомышленниками, писал письма, вспоминал прошлое.





Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. 1879
Холст, масло
204.5 x 147.7
Государственная Третьяковская галерея


Царевна Софья Алексеевна была четвёртой дочерь царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. Она получила образование под руководством писателя и проповедника Сименона Полоцкого, знала латынь и польский языки, сочиняла стихи, изучала историю. При родном брате царевны, царе Федоре Алексеевиче, Софья начала принимать участие в государственных делах. После стрелецкого бунта в Москве 1682 года Софья Алексеевна была провозглашена регентшей при несовершеннолетних братьях–государях: 10-летнем Петре и 16-летнем Иване. Во время ее правления активно развивались промышленность и торговля, выстраивались и укреплялись международные связи. В 1689 году боярская партия, поддерживающая царя Петра, захватила власть. Софью обвинили в измене и заточили в Новодевичий монастырь. Спустя 9 лет она возглавила стрелецкий бунт, чтобы захватить власть, но бунт был подавлен, а поддержавшие царевну стрельцы казнены.

Первая историческая картина Репина была задумана в Москве, где художник прожил 5 лет. Работая над картиной, Репин изучал исторические источники, иконографию царевны, был занят поиском костюма. Но прежде всего его увлекала психологическая драма личности, находящейся в заключении.

«Царевна Софья», изображенная в монастырской келье, стоит на пороге «другой жизни», ее ожидает монашеский постриг, она еще не смирилась с происшедшим и по-прежнему сохраняет царственность и властность.

Образ сильной личности, образованной и талантливой женщины, оказавшейся на переломе судьбы, захватил художника при работе. Репинская «Софья» пугала современников, увидевших картину на передвижной выставке, внешней непривлекательностью и «энергией гнева». Крамской пытался оправдать художника: «Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечает истории».





Самосожжение Гоголя 1909
Холст, масло
81 x 134 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Репин глубоко знал литературное наследие Н.В. Гоголя и создавал живописные и графические изображения героев его произведений. В письмах он часто цитировал строки из сочинений Гоголя. Современники сравнивали картины мастера по духу и силе выражения с произведениями писателя и называли Репина «Гоголем в красках».

Картина исполнена к юбилею Гоголя, отмечавшемуся в марте 1909 года, и иллюстрирует трагический эпизод последних дней жизни писателя: испытывая сомнения в ценности своего труда, он сжег второй том «Мертвых душ». Творческие поиски и навязчивое чувство неудовлетворенности собственными произведениями были привычны и Репину. «Разочарование собою — это так знакомо мне», — писал он еще в 1878-м, а на протяжении всей жизни не раз переписывал созданные полотна, стремясь найти лучшее выражение захватившему его сюжету. Однажды разочарованный художник, подобно Гоголю, уничтожил в огне измучивший его холст: порезал на куски и сжег первый вариант картины «Иди за мною, Сатано!», над которой работал более десяти лет.


Новая Третьяковка

.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Несколько знаковых портретов кисти Ильи Репина | madywolf - Дневник madywolf | Лента друзей madywolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»