• Авторизация


История одной картины. «Девушка с жемчужной серёжкой» 19-04-2019 20:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Baroma Оригинальное сообщение

История одной картины. «Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер, 1665


История одной картины.
«Девушка с жемчужной серёжкой» Ян Вермеер, 1665



Ян Вермеeр. Девушка с жемчужной серёжкой, ок. 1665, Маурицхёйс, Гаага



На темном фоне в пол-оборота со спины изображена девушка, она смотрит на нас. Фон своим контрастом к освещенному лицу выявляет и усиливает рельефную пластичность изображения, которое, кажется, преступает иллюзорную границу живописи. Рот юной особы полуоткрыт, что часто в голландской живописи служит знаком обращения к зрителю. Голова ее слегка наклонена — так рождается впечатление мечтательности и рассеянности мыслей, но в то же время ее взгляд сосредоточенно устремлен на нас.


Девушка одета в простую, лишенную украшений коричневато-желтую кофту, на ее фоне выделяется, словно излучающий свет, белый воротничок. Другим контрастом к лицу служит голубой головной убор, который кажется экзотическим тюрбаном. Складки вертикально спадающей желтой ткани подчеркивают нежный овал лица. Наш глаз притягивает большая, подобно капле, отливающая золотом жемчужина, украсившаяся ушко девушки и выделяющаяся на темном фоне. Светлый блик на жемчужине повторяется в блеске глаз и губ. Картина очень лаконична — нет ни одной лишней детали. Изначально фон картины был темно-зеленым. Резедовый лак и индиго сейчас почти потеряли свой цвет: темный фон картины и изменившиеся цвета одежды — результат ее старения. Поза ее довольно необычна для портрета — это скорее движение, застывший момент. Девушка смотрит с портрета на зрителя уже более трехсот лет и все это время хранит загадочное молчание. Некоторые критики называют ее "нидерландской Моной Лизой". Но Леонардо изобразил взрослую женщину, а Вермеер — совсем молодую девушку. Это — самая известная картина Вермеера. Существует несколько предположений о том, кто позировал Вермееру. Наиболее распространенное мнение, что это была его старшая дочь Мария, которой в то время было около тринадцати лет. Возможно также, что это дочь мецената и покровителя Вермеера — Рюйвена, в собственности которой картина оказалась годы спустя. Наименее вероятная, пусть и более романтичная версия описана в романе Трейси Шевалье "Девушка с жемчужной сережкой". Роман, и снятый по нему фильм замечательны уже тем, что о Вермеере узнали люди, далекие от живописи. Но мне кажется, что авторы несправедливо отнеслись к художнику и, особенно, к его жене, Катарине. Брак Вермеера был намного счастливее, чем описано в книге. Художник женился на красивой девушке, немного старше себя, католичке. Это уже было вызовом обществу. Катарина была моделью для многих его картин, у них родилось пятнадцать детей, что для Нидерландов было очень необычно — чаще в семьях подрастало два-три наследника. Все это не вяжется с изображенными в книге взаимоотношениями Вермеера и Катарины – они несомненно любили друг друга. К тому же у Вермееров никогда не было служанки по имени Гриет...



[показать]Роман "Девушка с жемчужной сережкой" принес Трейси Шевалье всемирную славу. Этот роман — история одного портрета, история одного художника, история одной любви, история, которая могла произойти... А может быть, и произошла в старом доме на одной из живописных улочек голландского города Делфта в далеком семнадцатом столетии.

Однажды английская писательница Трейси Шевалье смотрела на репродукцию "Девочки с жемчужной серьгой", висящую у нее над кроватью. Вермеер всегда был ее самой большой любовью в живописи, она мечтала увидеть все его полотна в музеях, и эта мечта сбылась. Но "Девочка" оставалась самой любимой. Она даже писала о ней стихи. А в то утро решила посвятить ей роман…



В последнее время великие полотна вдохновляют писателей все больше на детективы. На этом фоне роман Шевалье сияет жемчужиной. Роман воссоздает живопись Вермеера всеми доступными средствами. Утаенностью открытости, загадочностью простоты… В романе Вермеер использует для создания своих картин "Камеру Обскура", и этот принцип достижения точности видения — отгородиться от времени, измерить пространство, — очень подходит тексту Шевалье. Поймать вечность, говорить цветом, вещами. Мысль, как натюрморт… Это присуще не только Шевалье, но и ее необыкновенно, художественно одаренной героине. Нет, она не создала ни одного полотна. Могла ли она вообще рисовать? Она всего лишь была служанкой в доме Вермееров, растирала краски, раскладывала овощи для супа согласно оттенкам белого цвета, видела то, что не видели другие... Те детали, которые могли бы улучшить картины ее кумира. Необыкновенное родство душ так и не проявилось на внешнем уровне, уровне событий, которых в романе совсем немного, главное — живопись и слово. Он умер, оставив ей на память те сережки, ее унесло бытом…





[показать]Режиссер Питер Уэббер снял по роману Трейси Шевалье совершенно замечательный фильм.

Если удастся отвлечься от юных форм Скарлетт Йоханссон, именно в этой изящной драме можно увидеть идеальную работу по переносу художественного полотна на киноэкран. История создания знаменитого полотна Вермеера становится одновременно рассказом о зарождающейся любви, психологической драмой и учебником живописи. Каждый кадр — как утраченное, или существующее полотно. Уэббер по образованию — историк искусств, к тому же он обожает живопись. Специалистом по свету в фильме был Эдуардо Серра, изучавший историю искусств в Сорбонне. Кто-то из критиков сделал Уэбберу комплимент: "Такое ощущение, что свет у вас в фильме выставлял Рембрандт". "Нет, — ответил Уэббер, — Эдуардо Серра. Он гораздо лучше...".



[показать]"Девушка с жемчужной сережкой"...

Она служанка. Он великий нидерландский живописец Ян Вермеер ван Дельфт. Его картины впоследствии станут знаменитыми, имя его войдет в историю. О шестнадцатилетней девушке Гриет, возможно, и не узнает никто. Ведь она всего лишь прислуживает его шести детям. Но их судьбы на мгновение сплетутся. Так мгновение станет вечностью, которой движет сильная и нерушимая сила красоты. Он нарисует ее портрет, который будет приковывать взгляд тысячи людей.

Но как рождался шедевр, спросят они. А там длинная страница предыстории, там история жизни двух людей, там любовь, переживания, тревоги, обиды. И красота, которая вдохновила режиссера Питера Уэббера на фильм "Девушка с жемчужной серьгой". Уэббер покажет Голландию семнадцатого века. Спокойную, самобытную, с красивыми пейзажи. Но и там бушуют страсти, там творят знаменитые на весь мир голландские художники. История Яна Вермеера будет тому подтверждением. У него ревнивая жена Катарина, необщительная теща, много детей и служанка Гриет, которая станет ему позировать, надев любимые жемчужные серьги его жены...



Девушка с жемчужною сережкой

К нам спустилась лунною дорожкой,

Примостилась молча на портрете,

Замерев как-будто в лунном свете.



"Девушка с жемчужною сережкой,

В платье, что расшито звездной крошкой,

Из каких, ты, недр мироздания

К нам явилась, чудное создание?



Расскажи о таинствах вселенной,

Нам живущим бренной жизнью, тленной

О кометах, звездах и светилах,

О волшебных и небесных силах..."



Девушка с жемчужною сережкой,

В платье, что расшито звездной крошкой,

Мне в ответ тихонечко вздохнула,

И как птица в небо упорхнула.



Не пойму была ли это быль,

Но искрится на пороге пыль

Яркими, бриллиантовыми крошками,

И ее жемчужная сережка...




вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История одной картины. «Девушка с жемчужной серёжкой» | madywolf - Дневник madywolf | Лента друзей madywolf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»