• Авторизация


«В храме Саграда Фамилия нет ничего случайного» (А. Гауди) 30-07-2013 17:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 О том, что на свете есть город Барселона, я конечно же знала... но про собор Саграда Фамилия, который в этой самой Барселоне находится,  знала очень мало, только то, что его начал строить Антонио Гауди,  и видела по телику как он выглядит... Естественно,  перед поездкой заглянула в интернет и кое-что в голове отложилось... интересно, совпадет ли с действительностью...

[525x700] 

 

А теперь немного истории...

Собор Саграда Фамилия – храм Святого Семейства, можно считать самым необычным христианским храмом Европы, и даже всего мира. Стоит эта поистине уникальная церковь почти в центре Барселоны, и уникален не только её внешний облик, но и вся история, хотя она продолжается до сих пор.

В 60-е годы XIX века в Барселоне появилась ассоциация, более 20 лет собиравшая средства для строительства нового собора. Одна из религиозных общин города задумала построить самый величественный храм из всех, когда-либо строившихся в Испании, но тогда её члены не могли подумать, что это строительство будет настолько необычным – кстати, оно ещё не закончено, и принять в нём посильное участие, вложив свои средства, можно и сегодня.

Строительство началось 19 марта 1882 года, но уже через год возникли проблемы, круто изменившие судьбу сооружения – без этих проблем Саграда Фамилия стала бы просто ещё одним христианским храмом - не более того. Зодчий Франсиско дель Вильяр, приглашённый для её возведения, не смог договориться с заказчиками, и отказался работать; пришлось срочно искать другого архитектора. Случайно или нет, но выбран был молодой, уже тогда неординарный, мастер Антонио Гауди – сегодня это имя знает весь мир.

[525x700]

Он был человеком настолько необычным и удивительным, что о нём нельзя не сказать хотя бы несколько слов. Детство будущего архитектора было нелёгким, но его отец был кузнецом – мастером художественной ковки металлов, и в его мастерской мальчик научился по-своему ощущать пространство – так он говорил впоследствии. Ревматизм, мучавший Гауди с раннего детства, не позволял ему играть с друзьями, но помогал развивать наблюдательность и обострял чувства: как выражался сам мастер, он научился чувствовать и мыслить в трёх измерениях сразу. Наверное, этим и объясняется непохожесть его стиля ни на что другое – до сих пор ничего подобного не сумел создать ни один архитектор в мире.

Постепенно Гауди потерял всех родных: братьев, мать, сестру, отца, племянницу, а жены и детей у него никогда не было. В Барселоне он окончил школу архитектуры, и работал простым чертёжником у дель Вильяра, впоследствии отказавшегося от строительства храма Святого Семейства, попутно выполняя некоторые мелкие заказы, и обучаясь у известных мастеров, развивавших в то время идеи неоготического стиля.

Уже первые работы Гауди сильно отличались от творений других архитекторов, а потом он сформировал свой стиль, быстро создавший ему в Барселоне репутацию «сумасшедшего гения». Архитектор стал модным – уже тогда он строил такие дома, и проектировал такие отели, которые сегодня строятся с применением самых современных технологий – хотя постройки Гауди не могли быть настолько высокими...

[525x700]

Прямых линий он не терпел, и стремился передать в своих проектах живую силу природы, считая изогнутые и округлые линии проявлением её божественной сущности. Подражая природе, он создавал свои творения похожими на облака и деревья, воду и солнечный свет, ветер и огонь, и мечтал о том, чтобы углов, ровных стен и замкнутых пространств не было совсем.

Стиль Гауди невозможно не узнать: система перекрытий, которую он придумал, не имеет опор – даже сегодня таких домов пока немного. Мастер выбрал для соединения деталей зданий гиперболоиды и параболы; геликоид – впечатляющую винтовую поверхность; эллипсоид и другие фигуры и линии, до тех пор практически не использовавшиеся в архитектуре. Таким образом, свободная планировка была освоена им ещё более 100 лет назад – подобные разработки стали модными только в наши дни.

Именно этот человек должен был продолжить строительство храма Святого Семейства, но тогда никто не знал, каким необычным и потрясающим воображение способом он собирается это делать.

[525x700]

Проект дель Вильяра Гауди отверг сразу же, и предложил то, чего ещё никто не делал: он решил, что новый храм станет каменной книгой, рассказывающей всем об Иисусе Христе, о его жизни на Земле, Крёстной смерти и Воскресении.

Мастер собирался построить не один, а три фасада, каждый из которых должен был быть украшен огромным порталом с высокими башнями - по 100 м. Получалось, что башен будет 12 – по 4 на каждом портале – столько же, сколько было апостолов у Христа. Никаких предварительных планов работ у Гауди не было, и он не собирался их составлять: это был его обычный стиль работы – схематические наброски и буйная импровизация по ходу строительства. Поэтому, когда собор стал строиться и расти, жители Барселоны, хотя и привыкшие в некоторой степени к стилю «сумасшедшего новатора», были всё-таки слегка шокированы его непривычными формами.

Колокола в высоких башнях, выполняющих роль колоколен, должен был раскачивать ветер – для этого мастер задумал специально спроектировать целую систему отверстий в их стенах. Центральная башня собора, увенчанная крестом, должна была стать самой высокой, символизирующей самого Спасителя, но, поскольку архитектор считал, что человеческие творения не должны возвышаться над Божьими, эта башня всё-таки на 1 м ниже горы Монтжуик (213 м), ещё одной достопримечательности города.

Восточный фасад мастер задумал, как фасад Рождества, западный назвал фасадом Страстей, а Северный – фасадом Славы. Это не случайно: солнце, всходящее с востока, должно всегда освещать Рождество Спасителя, а вот кроваво-красные лучи заката должны были падать на фасад Страстей, устроенный на западной стороне.

Внутреннее убранство было задумано не менее удивительным и потрясающим своими размерами, чем внешнее: органов Гауди собирался разместить не один и не два, а целых пять; хоры же должны были вмещать не только 1500 взрослых певчих, но ещё и 700 детей.



Колонны, поддерживающие свод храма, тоже не похожи ни на какие другие: когда смотришь снизу, кажется, что ты находишься в фантастическом лесу с невиданными деревьями, кроны которых сходятся над головой, образуя сказочный шатёр. Гауди так и хотел: чтобы храм внутри был подобен лесу, над которым раскинулось звёздное небо – эффект мягкого звёздного света должны были обеспечивать расположенные на разной высоте окна различной формы.

Фасад Рождества – единственный, построенный при жизни Гауди. Обращённый к востоку, он был не виден с центра города; мастера просили изменить расположение, но он не согласился – добро и свет всегда должны быть освещаемы восходящим солнцем. Из трёх порталов центральный он украсил светлыми сюжетами любви и благодати, изобразив Благовещение Марии и Рождество Иисуса; портал Веры повествует об избиении младенцев и бегстве евреев в Египет; левый портал – Надежды, тоже украшен изображениями значимых библейских сюжетов. Всё остальное так и осталось на бумаге, в виде моделей или даже в голове великого архитектора – об этом уже никому не узнать.

 

[525x700]

Не желая воспроизводить готические соборы Средневековья, Гауди задумал избавиться от их основных атрибутов – аркбутанов и контрфорсов, поддерживающих тяжёлые конструкции. Между тем, стены собора поднимались на 45 м, и архитектор 12 лет искал решение: чтобы увидеть, как он его нашёл, лучше приехать в Барселону, потому что писать и говорить о соборе Саграда Фамилия можно бесконечно, и всё равно не удастся даже частично передать его необычность и фантастическое обаяние.

Мастер строил собор до самой смерти: он отказался от других заказов, и работал бесплатно – обходился храмовыми пожертвованиями, забыв о богатстве и популярности, и целиком, без остатка, посвятив святому сооружению свою жизнь, тело и душу. Будучи уже стариком – архитектор трудился 43 года, и скончался в больнице для бедных в возрасте 74 лет, - он жил прямо на строительной площадке; старые знакомые, прежде охотно водившие с ним дружбу, боялись встретить его на улице, и сворачивали в сторону, едва завидев Гауди: они стыдились его поношенной одежды и неухоженного вида, бедности и отрешённости, и опасались, что он станет просить у них денег – не для себя, а для продолжения строительства.

Однако, каким бы ни казался великий и «сумасшедший» мастер своим современникам, их имен мы сегодня не помним, а при имени Антонио Гауди чувствуем уважение и восхищение – и так будет всегда. А собор Саграда Фамилия будет продолжать и дальше поражать воображение людей, и может стать самым удивительным и, если так можно сказать, самым пронзительным христианским храмом во всём мире, хотя он и сегодня достроен не до конца – завершение строительства планируется только к концу 20-х годов текущего столетия.

[525x700]

Красиво солнечные лучи получились в кадре... 

А теперь мое мнение... я понимаю, что это великое творение, строится уже вторую сотню лет, но на меня этот собор произвел какое-то тревожное впечатление... он абсолютно не похож на наши христианские церкви... все апостолы в каких-то масках-шлемах, как в "Звездных войнах"...на крестах по кругу шарики-бубенчики какие-то...

[525x700]

и еще все в солнечных лучах... наяву это было просто потрясающе...

[700x525]

апостолы сидят как-то странно и на голове не понятно что...

[700x525]

[600x450]

это вид с другой стороны... такое впечатление, что стиль правой и левой части сочетается как сапог и туфелька... но это сугубо мое мнение...

[525x700]

[525x700]

[525x700]

а вот на том дереве у белых птичек какие-то лица вместо клювиков и глаз птичьих...

[525x700]

смеркается... идем в ресторан... о испанской кухне расскажу позже... это нечто!!!

[525x700]

опять идем мимо... вон птички...

[525x700]

испанцы отдыхают... все кафешки на улицах по вечерам заняты...

а это, по дороге из ресторана, каждый придумывал ритуал возвращения в Барселону... я решила станцевать на аллейке перед собором...

[525x700]

уже почти ночь... обратная дорога в отель...

[525x700]

мои все вон впереди идут, а я решила сфоткать сегодняшнюю покупку... люблю браслеты....

[525x700]

пока шли, совсем стемнело...

[525x700]

я думала, что только я одна не хочу идти на экскурсию в собор, с удивлением узнала, что все, глядя с улицы, тоже не испытывают желания попасть вовнутрь... так мы там и не побывали... я не жалею...

 

 

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (11):
Tanya_Martini, Очень интересно! Очень!!! Потрясла судьба гениального Гауди! Какое смирение и вера! И преданность своему делу! Гений, конечно! В одной судьбе уместилось и глубокое несчастье одиночества и одержимость идеей собора, которая заменила человеку абсолютно всё - и семью, и детей, и земные блага! Спасибо огромнрое, Танюша, за пост! С большим вниманием прочитала. Что-то знала, но многое узнала именно из твоего поста. И важно твоё мнение, как непосредственного участника поездки в Барселону. Даже по фотографиям видна необычность и какая-то обреченность этого храма. Не зря он так долго строится. Может быть и не надо его было достраивать?! Пусть была та часть, которую построили при жизни зодчего, а теперь уже непонятно - кто автор, что хотел сказать этим продолжением?! Но, в любом случае, это мировое достояние! Спасибо, Танечка, ещё раз!!! Много мыслей навеял этот пост.
Tanya_Martini 30-07-2013-21:36 удалить
Tanya_Martini, Не перестаю удивляться... на расстоянии мы так тонко понимаем друг друга - я почувствовала тревожное, а ты обреченное состояние, и обе подумали, что может и не стоило достраивать... ЧУДЕСА!!! Так самое интересное, рассказывали, что Гауди сбил трамвай, в городе проходит один единственный трамвайный маршрут... странная судьба великого гения... я очень долго была под впечатлением от увиденного... особенно когда стоишь у подножия, задрав голову, ощущения очень-очень противоречивые... тревога как-то не покидает...
Tanya_Martini, Ох, девочка моя! Видно ты так забегалась, что свой ответ сама себе адресовала! Вот только сейчас и прочитала я! Думала, что ты и не читала мой комментарий, что тебе некогда!
Это Антон, я и Евдоша. Как раз на свадьбе Антошка с Галюней и познакомились. Потом она приехала в Москву к сестре и сейчас у них уже малденькая Ваоенька. Помнишь, мы зимой на свадьбе гуляли. Я вас с Анюткой ещё свою прическу показывала?
Tanya_Martini 01-08-2013-16:46 удалить
Ответ на комментарий Анна_премудрая # Анна_премудрая, Сижу угораю, вот я чукча, у меня уже голова не варит... я все, что вижу, быстренько читаю...
Tanya_Martini, Тат, а наряд мне шили по образцу наряду, который шил Зайцев для Александры Пахмутовой на какой-то юбилей. Мне он понравился, и оказалось, что портниха этот наряд знает и мы быстро нашли общий язык, поняли, что я хочу. А на второй день я была в длинной юбке. В шоколадно-коричневом цвете.
Tanya_Martini 01-08-2013-16:52 удалить
Ответ на комментарий Анна_премудрая # Анна_премудрая, Все свои эмоции напишу в личке... СУУУУУУУУУУпер!!!!
marlena13 05-08-2013-17:29 удалить
Танюша, я вот то же прочитала с вниманием про архитектора Гауди, меня поразило, что человек полностью отдался своей идеи, я в таком случае представляю, что человек отключает полностью, мысли о себе, о своей короткой жизни, что он сгорает от своей работы... А собор конечно очень гнетущее оставляет впечатление, чего-то тяжелого и тянущегося. А вот тени солнца на фото, красиво получились, как будто обтянуто паутиной... какая то магия от всего этого, зловещая магия!
Mira-Mirina 05-08-2013-20:24 удалить
Спасибо, Танюша. Очень интересно, доступно поведала нам об истории собора. Конечно, и я читала о нем, но в общих чертах. Вот такие шедевры создаются гениями. Он воплотил в творении трагичность судьбы, тяжесть жизни и тревогу душевную. Фантастический лес с невиданными деревьями, мрачность мыслей, мощь эмоций. Верю, что рядом с собором ощущаешь неуютность, я бы тоже не вошла внутрь.
AllaFIT 09-08-2013-07:27 удалить
Спасибо Танечка, посмотрела твоими глазками ! Браслетик прелесть . Станцевать и у меня было желание вместе с тобой! Обожаю Гауди!
Tanya_Martini 12-08-2013-13:21 удалить
Ответ на комментарий AllaFIT # Sforza McIntosh, Аллочка, спасибо, что заглянула в гости... я только вернулась от дочери, в гостях была... буду и дальше рассказывать, у меня еще много фото, интересные оставила напоследок... заходи...


Комментарии (11): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник «В храме Саграда Фамилия нет ничего случайного» (А. Гауди) | Tanya_Martini - Дневник Tanya_Martini | Лента друзей Tanya_Martini / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»