Искусство Китая:
династия Цин (1644-1912 гг.)
Искусство Китая во времена династии Цин (1644-1912 гг.) развивалось в условиях усиленного внешнего влияния на культуру и активной европейской экспансии в этом регионе. Тысячелетнее искусство Китая после захвата власти в стране маньчжурским кланом Айсиньгьоро в середине XVII столетия находилось в бедственном состоянии из-за многолетней гражданской войны. Но новая правящая династия смогла быстро объединить огромное государство и всячески способствовала возрождению культурных традиций.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%20%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Фарфоровый сосуд паломника, XVIII век
Искусство Китая той поры уже не было изолировано от остального мира. С начала XVII века представители голландской Ост-Индской торговой компании наладили систему поставок в Европу китайского фарфора, шелка и мебели. Эти товары пользовались в Старом Свете огромным спросом, что способствовало дальнейшему развитию ремесел в Поднебесной.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%91%D0%B0%D0%B4%D0%B0%20%D0%A8%D0%B0%D0%BD%D1%80%D0%B5%D0%BD.%20%D0%94%D0%B2%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%2C%201680.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Бада Шанрен. Картина «Две птицы», 1680
Хронология правления императоров династии Цин
Искусство Китая в период династии Цин переживало непростые времена, хотя маньчжуры уважительно относились к местной культуре. В течение почти трех столетий страной правили императоры:
- Нурхаци (Nurhaci) — 1616-1626;
- Хун Тайчжи (Hong Taiji) — 1626-1643;
- Шуньчжи (Shunzhi) — 1643-1661;
- Канси (Kangxi) — 1661-1722;
- Юнчжэн (Yongzheng) — 1722-1735;
- Цяньлун (Qianlong) — 1735-1796;
- Цзяцин (Jiaqing) — 1796-1820;
- Даогуан (Daoguang) — 1820-1850;
- Сяньфэн (Xianfeng) — 1850-1861;
- Тунчжи (Tongzhi) — 1861-1875;
- Гуансюй (Guangxu) — 1875-1908;
- Пу И (Puyi) — 1908-1912.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%96%D1%8D%D0%BD%D1%8C%20%D0%91%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D0%BD%D1%8C.%20%D0%9F%D1%82%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B8%2C%201880.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Жэнь Бонянь. Картина «Птица на кленовой ветви, увитой вьюнком», 1880
Начальный этап правления династии Цин для Китая ознаменовался ростом благосостояния народа и значительным повышением уровня грамотности людей. Стабильный период развития страны продолжался до конца XVIII столетия, а затем наступило смутное время многочисленных восстаний и войн с европейцами, что в итоге привело к окончательному краху древней империи.
>%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%93%D0%B0%D0%BE%20%D0%A4%D1%8D%D0%BD%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%8C.%20%D0%9F%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8%2C%201734.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Гао Фэнхань. Картина «Пионы и камни», 1734
Особенности китайского искусства династии Цин
Во времена правления династии Цин в Китае развивались многие традиционные виды изобразительного искусства. Наиболее значительных успехов местные мастерах добились в сфере:
- архитектуры;
- живописи;
- каллиграфии;
- фарфора.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A2%D0%B8%D0%B1%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B1%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%AE%D0%BD%D1%85%D1%8D%D0%B3%D1%83%D0%BD%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Тибетский буддийский храм Юнхэгун, XVIII век
Главными шедеврами зодчества той поры по праву считаются многочисленные буддийские монастыри и храмы, построенные в разных регионах страны. Их отличительной особенностью является смешение традиционного китайского и тибетского архитектурных стилей.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD%20%D0%92%D1%8D%D0%BD%D1%8C%D1%87%D0%B0%D0%BD%20%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Павильон Вэньчан Летнего дворца в Пекине, XVIII век
В период правления династии Цин бурно развивалась сфера ландшафтного дизайна. По личным указаниям императоров в Пекине и других городах обустраивались просторные парки и сады. Многие из них сохранились до наших дней, в том числе, уникальный парк Ихэюань или Летний Императорский дворец с рукотворными озерами и холмами, прекрасными садами, мостами, павильонами и беседками. На территории парка расположено более 3000 всевозможных строений, а его общая площадь составляет около 300 гектаров.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD%D0%B5.%20%D0%98%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%20%D0%A6%D1%8F%D0%BD%D1%8C%D0%BB%D1%83%D0%BD%20%D0%B2%20%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%B0%D1%85%2C%201758.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Джузеппе Кастильоне. Картина «Император Цяньлун в церемониальных доспехах на коне», 1758
В сфере живописи эпохи Цин можно выделить три большие группы художников:
- придворные;
- индивидуалисты;
- традиционалисты.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%94%D0%B6%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BF%D0%BF%D0%B5%20%D0%9A%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BE%D0%BD%D0%B5.%20%D0%91%D1%8D%D0%BD%D1%8C%D1%81%D1%8F%D0%BE%D1%86%D1%83%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B8%20%D0%94%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%82%D1%8C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%B9%2C%201743.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Джузеппе Кастильоне. Картина «Бэньсяоцун» из серии «Десять коней», 1743
Придворные мастера создавали произведения искусства по заказу властителей на заданную тематику. Их творчество строго регламентировалось правилами, в которых были четко прописаны основные задачи автора. Среди этих живописцев особо выделяется уникальная личность Джузеппе Кастильоне (Giuseppe Castiglione) — итальянского монаха-иезуита, приехавшего в Китай в 1715 году и прожившего здесь более 50 лет.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%93%D1%83%D0%BD%20%D0%A1%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D1%8C.%20%D0%9F%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B0%D0%B6%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D1%8C%D1%8F%2C%201679.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Гун Сиань. Картина «Пейзажи и деревья», 1679
Несмотря на то, что христианские миссионеры периодически подвергались преследованиям со стороны власти, Кастильоне удалось избежать проблем в отношениях с императорским двором. Напротив, он получил сан высокопоставленного чиновника и пользовался особым покровительством императора. В творчестве итальянца удивительным образом переплелись европейские и китайские мотивы, а также отчетливо заметна линейная перспектива композиции.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9D%D0%B5%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80.%20%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%20%D0%B8%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0%20%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Неизвестный автор. Картина «Портрет императора Канси», XVIII век
Художники-традиционалисты придерживались консервативных академических взглядов на развитие живописи. Они использовали в своем творчестве проверенные древние техники и писали картины на хорошо знакомые сюжеты.
0XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg" data-fancybox="gallery" data-caption="Искусство Китая династии Цин. Хуа Янь. Картина «Чжун Куй и демоны», XVIII век">%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A5%D1%83%D0%B0%20%D0%AF%D0%BD%D1%8C.%20%D0%A7%D0%B6%D1%83%D0%BD%20%D0%9A%D1%83%D0%B9%20%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%8B%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Хуа Янь. Картина «Чжун Куй и демоны», XVIII век
Наиболее яркий вклад в историю живописи династии Цин внесли мастера-индивидуалисты Гун Сиань (Gong Xian) и Бада Шанрен (Bada Shanren). Оба они начали творческую деятельность еще при династии Мин, а после смены власти в стране были вынуждены бежать от преследования и скрываться в монастырях. Вдали от столицы каждый из них выработал свою особенную манеру рисования и оставался ей верен до конца дней. Работы Гун Сианя и Бада Шанрена большинством искусствоведом признаются лучшими образцами живописи династии Цин.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F%20%D0%94%D1%8D%D0%BD%D0%B0%20%D0%96%D0%B8%D1%88%D1%83%2C%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D1%86%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Каллиграфия Дэна Жишу, конец XVIII века
В искусстве каллиграфии в XIX веке появились 2 новые школы: «изучения стел» и «каллиграфия на бронзе и камне». Их основоположниками были Дэн Жишу (Deng Shiru) и Ли Жуйцин (Li Ruiqing). Одновременно с этим, благодаря усилиям местных художников, развивались и остальные, более древние техники каллиграфии.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A4%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%B0%D0%B7%D0%B0%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Фарфоровая ваза, XVIII век
Фарфоровое производство достигло наивысшей точки развития во время правления императора Канси, когда были восстановлены разрушенные в ходе войн мануфактуры династии Мин и построены новые фабрики. Изделия из белого тонкого фарфора пользовались огромным спросом в Европе, многие шедевры этой поры сегодня украшают коллекции лучших музеев Старого Света.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%A8%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BE.%20%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%2C%201674.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Шитао. Картина «Автопортрет», 1674
Мастера династии Цин научились создавать из обожженной глины не только посуду, но и прекрасные статуэтки Будды, китайских божеств и святых. Хотя со временем в работах художников появилось слишком много вычурных орнаментов, что стало очевидным признаком упадка древнего ремесла.
%20%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%B8%20%D0%A6%D0%B8%D0%BD.%20%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B5%D1%8F%20%D0%A7%D0%B0%D0%BD%D0%BB%D0%B0%D0%BD%20%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B0%20%D0%B2%20%D0%9F%D0%B5%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%2C%20XVIII%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA.jpg)
Искусство Китая династии Цин. Галерея Чанлан Летнего дворца в Пекине, XVIII век
Искусство Китая династии Цин до сих пор представляет огромный интерес для коллекционеров. За уникальные шедевры той эпохи меценаты охотно выкладывают солидные суммы денег на арт-аукционах. А миллионы обычных людей из разных уголков Земли с удовольствием посещают музеи, чтобы полюбоваться творениями старинных китайских мастеров.
 |