Что такое комфорт? Это понятие сильно зависит от эпохи и человека. В начале двадцатого века русский крестьянин считал роскошью не пуховое одеяло. Он ценил теплый уголок в своём собственном доме. Его отдых был тесно связан с ритмами сельского труда. А сон подчинялся вековым обычаям и быту, который был достаточно простым. Порядок считался нормой, и у каждой вещи в избе было своё точное предназначение.
Два периода отдыха: ритм крестьянской жизни
Послеобеденный сон был привычным ритуалом.
Русские крестьяне жили в стремительном ритме, особенно весной и летом. В этот период им не хватало времени на сон. Во время посевных и уборочных работ люди трудились с утра до вечера, тратя на работу до пятнадцати часов в сутки. Домашние заботы, которые ложились на плечи женщин, только усложняли их и без того напряженный график.
Впрочем, крестьянки находили способ частично компенсировать усталость. После обеда, примерно на один-два часа, в России наступало общее затишье. Люди отдыхали. Перекусив, работники могли прилечь возле стога сена. Затем, отдохнув, они возвращались к работе с новыми силами.
Историк Василий Сиповский, автор трехтомника «Родная старина», отмечал: послеобеденный сон был обычаем. Отклоняться от него считалось почти грехом. Учитывая, что предки вставали с первыми лучами солнца, дневной отдых после долгого труда был для труженика необходим. Сытный обед способствовал сонливости. Короткий сон после обеда практиковали все слои общества. Иностранцы удивлялись этому обычаю.
Зимой, когда световой день становился короче, каждый час был на вес золота. Крестьяне просыпались очень рано. Занимались хозяйственными делами: мастерили, ездили за дровами, кормили скотину. Все это они успевали делать, пока светило солнце. Послеобеденный отдых им не требовался. Но спали они все равно дважды в сутки.
Ужинали в селах на закате. Сразу после этого крестьяне отправлялись спать. Проснувшись около полуночи, они приступали к своим делам. Некоторые молились. Влюбленные проводили время вместе. Хозяюшки готовили тесто. Мужики развлекались картами. Каждому находилось занятие по душе. А около трех часов ночи все снова ложились, чтобы проснуться с восходом солнца. М зимой и летом крестьяне делили свой сон на два периода в течение суток.
Устройство спальных мест в избе: тепло и традиции
Крестьяне нередко спали на соломе.
В избе пространство было четко разделено. Место для ночлега выбирали, ориентируясь на тепло. Печь играла главную роль: она давала еду, обогревала и служила самой желанной лежанкой. Место на печи считалось самым теплым и почетным. Его занимали пожилые люди, чьи суставы требовали сухого тепла. Вторым по теплу вариантом можно считать настилы из дерева, полати. Они располагались между печью и стеной на уровне потолка. Там было уютно и безопасно. Поэтому на полатях обычно спали дети и подростки.
Вдоль стен находились лавки достаточной ширины. На них отдыхали прочие члены семьи. Хозяин же часто имел свой особый уголок. Его называли «коник» – лавка с резной фигуркой коня. Там он и трудился, и отдыхал. Младенцы сопели в люльках, подвешенных к потолку.
Сон на полу был привычным. Особенно часто такое случалось в больших семьях или в тех, где жили очень бедно. Вместо кровати использовали солому. Её прикрывали грубой тканью или просто собственной одеждой.
Как указывает историк Владимир Безгин, даже в 1920-х годах кровати были редкостью. Наличие этого предмета мебели считалось признаком достатка. Исследования, проведенные в Томском округе, показали: лишь чуть больше половины жителей спали на кроватях. Остальные предпочитали пол, печь или полати. Когда наступало тепло, крестьянин мог организовать себе ночлег прямо под берёзой во дворе. Или в сарае, на мешках с зерном, укрывшись при этом куском грубой ткани.
Роскошь кроватью именовалась
В конце 19 века кровати в крестьянских домах были редкостью.
Владимир Безгин подробно описал аскетизм, присущий русским крестьянам в конце 19 – начале 20 веков. Исследователь подчеркивает: мебель в крестьянской избе обычно состояла из стола и лавок вдоль стен.
Даже простые скамейки и табуреты имелись не у всех. А уж о кроватях и говорить не приходится. Они считались явным показателем богатства и роскоши. Многие историки отмечают, что сто лет назад многие крестьяне обходились вовсе без кроватей. Владимир Александрович Шаламов в своих работах говорил о гигиенических «сонных» привычках крестьянства в 1920-1930-х годах. Он сослался на данные санитарного врача А.Н. Лаптева. Исследование проводилось в Томском округе. Оно показало: в 1920-х годах лишь чуть более половины местных жителей спали на кроватях. Около 40% предпочитали пол. На печи находили отдых 5,34% населения. Полати занимали 3,12%. А на нарах – всего 0,83%. Стоит уточнить, что под «нарами» здесь понимаются не тюремные лежаки. Это были просторные деревянные лавки, которые ставили в деревенских избах.
Подстилки вместо белья и ночные емкости
Иногда люди спали просто на земле, под деревом.
Материалы вроде соломы, овчины и рогожи служили крестьянам постелью. Поэт Иван Никитин в своем стихотворении «Порча» описывает эту картину. Он пишет о невестке, которая стелет свежую солому на нарах. У изголовья она кладет зипун. Затем садится на лавку и приступает к работе. Действительно, соломенная подстилка, накрытая рогожей, часто заменяла крестьянам кровать. Бедные люди использовали теплую одежду – старые шубы, зипуны или армяки – вместо подушек. Ими же они укрывались в холод. Пуховые изделия и шерстяные одеяла были привилегией. Они были недоступны большинству сельских жителей.
Пока дворяне пользовались изящными фарфоровыми «ночными вазами» для ночных нужд, крестьяне обходились куда более простыми предметами. В ход шли старые лохани, горшки или обычные ведра. В сильные зимние морозы выходить наружу из теплой избы совсем не хотелось. Поэтому в сенях ставили специальную емкость.
Ночная одежда крестьян: между суеверием и практичностью
Спали крестьяне в одежде.
Многие исследователи отмечают, что русские крестьяне зачастую спали в той же одежде, что носили днем. Женщины спали в платках. Ночных сорочек или удобных пижамок у них не было до середины двадцатого века. Крестьяне не ложились спать обнаженными. Есть несколько научных версий, которые объясняют такой обычай.
Большинство специалистов полагают, что причина – в народных суевериях. Крестьяне верили: сон – это своеобразное путешествие души в иной мир. Не случайно в русских сказках и былинах сон и смерть часто сравнивают. Отправиться туда без одежды считалось невежливым по отношению к обитающим там духам.
Также люди верили: без одежды человек беззащитен перед нечистой силой. Душа и тело легко могли попасть под власть беса. Особенно это касалось женщин. В народе поговаривали, что нечисть часто засматривается на юных красавиц. Им стоит почивать одетыми – подальше от искушений.
Другой суеверный страх — женщины должны спать в одежде и платке, поскольку смерть может настигнуть в любой момент. А с непокрытой головой женщина не может предстать перед Судом Божьим.
Однако, стремясь увидеть во сне суженого, левицы иногда решались спать нагими. Они снимали всё, даже нательный крестик. Это делалось для того, чтобы получить возможность пообщаться с духами.
Существует и более приземленная версия: крестьяне не имели постельного белья. Тюфяки из соломы были жесткими. А подстилки из овчины — не очень чистыми. А одежду регулярно стирали. Потому люди предпочитали спать, не раздеваясь.
Есть и третья гипотеза. Она предполагает, что одежда служила защитой от насекомых во время сна: пауков, муравьев, клопов и прочих. Их было много в деревенских избах. Ведь в те времена не существовало никаких специальных средств против надоедливых насекомых.