Иван Айвазовский и Илья Репин "Прощание Пушкина с морем". 1887 год
Всероссийский музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург.
Как известно, Айвазовский был великолепным маринистом. Он редко изменял водной стихии, хотя в его творчестве были замечательные произведения и другого рода. Например, художник потрясающе изобразил пожар в Москве во время прихода Наполеона, а его зимние пейзажи очаровывают своей реалистичностью и романтичностью.
В 1836 году на одной из выставок в Санкт-Петербурге юный художник Айвазовский познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным. Айвазовский всегда восхищался творчеством поэта, высоко ценил его талант, а после личной встречи Пушкин стал источником вдохновения для художника.
Но больше всего мастер любил рисовать море, считая, что это получается у него лучше всего. Поэтому, решив написать портрет А. С. Пушкина, Айвазовский обратился за помощью к своему друг Илье Репину.
В этой картине Айвазовский изобразил стихию, а Репин — фигуру стихотворца.
Плод совместного творчества великих художников получился прекрасным. Волнующееся море бьётся о скалы, морской ветер развевает плащ Пушкина, чувствуется сила духа поэта и мощь бушующей стихии. Общее настроение картины торжественное и одновременно загадочное. Кажется, что поэт будто ожидает кого-то из морских глубин. Он снял шляпу и раскинул руки, показывая, что открыт надвигающейся буре.
Картина была приурочена к 50-летию со дня смерти литературного гения и основана на его стихотворении «К морю».
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз...
Стоит отметить, что это не единственная картина Айвазовского, на которой изображён Пушкин. В 1880 году Айвазовский даже создал цикл работ, посвященных Пушкину.
Источник