• Авторизация


РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Бакст Лев Самуилович (1866-1924) 17-11-2019 19:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!



Чтобы поступить вольнослушателем в Академию Художеств, Л. С. Баксту пришлось преодолеть сопротивление отца, мелкого коммерсанта. Проучился он четыре года (1883-87), но разочаровался в академической подготовке и покинул учебное заведение. Начал заниматься живописью самостоятельно, изучал технику акварели, зарабатывая на жизнь иллюстрированием детских книг и журналов.

«Автопортрет»
1906
Бумага на картоне, уголь, сангина, цветной карандаш 75,8 x 51,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним - сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А. Н. Бенуа, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения "Мир искусства" (1898).
Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".
Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).


«Портрет Исаака Левитана»
1899


«Портрет Зинаиды Гиппиус»
1906
Карандаш, мел, бумага на картоне 54 х 44
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет Андрея Белого»
1905
Бумага, цветной карандаш, мел

Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве.


«Ужин»
1902
Холст, масло 150 х 100
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней»
1906.
Холст, масло 161 x 116
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина "Древний ужас (Terror Antiquus)" (1906-08), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.


«Древний ужас»
1908
Холст, масло 250 х 270
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

В годы первой русской революции Бакст сотрудничал в сатирическом журнале "Жупел", потом в журналах "Сатирикон", "Золотое руно", "Аполлон", успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры, выставки). Но уже к концу 1900-х гг. ограничил себя работой в театре, изредка делая исключения для графических портретов близких ему людей, и вошел в историю именно как выдающийся театральный художник эпохи модерна.


«Портрет Айседоры Дункан»
1908
Бумага, итальянский карандаш 25 x 17,8
ГМИИ им. А.С. Пушкина
Москва

Дебютировал в театре он еще в 1902 г., оформив пантомиму "Сердце маркизы". Затем был поставлен балет "Фея кукол" (1903), имевший успех главным образом благодаря его декорациям. Оформил еще несколько спектаклей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907).

111320787_3 (600x700, 57Kb)
Портрет Анны Павловой, 1908

Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях "Русских сезонов", а затем "Русского балета С. П. Дягилева".


«Эскиз костюма Клеопатры для Иды Рубинштейн к балету 'Клеопатра' на музыку А.С.Аренского»
1909
Карандаш, акварель 28 х 21
Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
Лондон


«Эскиз декорации к балету 'Шехеразада' на музыку Н.А.Римского-Корсакова»
1910
Холст, масло 110 х 130
Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
Лондон


«Эскиз костюма Синей султанши к балету 'Шехеразада'»
1910
Акварель, карандаш 29,5 х 23
Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
Лондон

"Клеопатра" (1909), "Шехерезада" и "Карнавал" (1910), "Видение розы" и "Нарцисс" (1911), "Синий бог", "Дафнис и Хлоя" и "Послеполуденный отдых фавна" (1912), "Игры" (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.


«Две беотийки»
Эскиз костюмов к балету Н. Н. Черепина «Нарцисс»
1911
Акварель, карандаш, бумага 40 х 27
Государственный музей театрального и музыкального искусства
Санкт-Петербург


«Молодой беотиец»
Эскиз костюма к балету Н. Н. Черепнина «Нарцисс»
1911
Шелкография 50,5 х 40
Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских
Лондон


«Танцовщица из балета 'Жар-птица'»
1910
Акварель 25 x 18
Собрание де Беарн
Париж

Имя Бакста, ведущего художника "Русских сезонов", гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. На него сыпались интересные заказы и от других театров. Все эти годы Бакст жил в Европе, лишь изредка возвращаясь на родину. Это было связано не только с необходимостью постоянно находиться при балетной труппе, но и с тем обстоятельством, что он, как еврей, не имевший так называемого права на жительство, не мог оставаться надолго в Петербурге.



«Танец семи покрывал. Эскиз костюма Саломеи к драме Оскара Уайльда 'Саломея'»
1908
Серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, белила, золото, серебро 46,5 x 29,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Правда, в 1914 г. он был избран членом АХ и получил такое право, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины. Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу. Он трудился неустанно, но уже не сумел создать ничего принципиально нового. Смерть от отека легких настигла Бакста в пору его славы, правда начинающей увядать, но все еще блистательной.


«Автопортрет»
1893
Картон, масло 34 x 21
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия

111168709_Portret_LPGricenko_1903__YEto_supruga_Baksta_i_doch_Pavla_Mihaylovicha_Tretyakova_ (497x699, 341Kb)
Портрет Л.П.Гриценко (супруги Л. Бакста и дочери П.М. Третьякова), 1903


«Портрет Андрея Львовича Бакста, сына художника»
1908
Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель, белила 45,5 x 59,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Элизиум»
Декоративное панно
1906.
Акварель, гуашь, бумага на картоне 158 х 40
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Молодой дагомеец»
1895
Бумага на картоне, акварель 30,2 x 20,8
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Портрет Вальтера Федоровича Нувеля»
1895
Бумага на картоне, акварель 53,1 x 39,7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа»
1898
Бумага на картоне, акварель, пастель 64,5 x 100,3
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
Россия


«Портрет Жана Кокто»
1911
Бумага, карандаш 31 x 20
Собрание А. Дюнуайе де Сегонзака
Париж


«Модель»
1905
Картон, уголь, мел 71 х 46
Частное собрание


«Ваза (Автопортрет)»
1906
Гуашь, акварель, бумага на картоне 113 х 71,3
Собрание Окунева
Санкт-Петербург


«Эскиз костюма для танцовщицы Тамары Карсавиной»
1907
Акварель, тушь, карандаш, золотая краска, бумага 30,8 х 23,3
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой»
1909
Бумага на картоне, итальянский и цветной карандаши
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

http://www.artsait.ru/art/b/bakst/main.htm

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Бакст Лев Самуилович (1866-1924) | Ела2012 - Край мой родной... | Лента друзей Ела2012 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»