***
Главная часть алтаря —

— особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями (нижней белою из полотна и верхней из парчи).
Считается, что это место незримого присутствия Иисуса Христа, поэтому касаться
его могут только священники.
Часто к престолу ведут три ступеньки, напоминающие о Священной горе.
На престоле всегда находятся антиминс, напрестольное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица.

(от греческого «анти» — вместо и «миссион» — стол, то есть «вместопрестолье») — освященный архиереем шелковый плат, с изображением на нём положения Иисуса Христа в гроб и с зашитой на другой его стороне частицей мощей какого-либо Святого. Без антиминса нельзя совершать литургии.
Необходимость дублировать престол антиминсом появилась в годы гонений на христиан, когда священники совершали службы в жилых комнатах домов. Со временем использование антиминса стало традицией. Правда, есть одно «но». Не всегда епископ мог лично освятить какой-либо отдаленный храм, а так как по канонам сделать это мог только он, епископ подписывал и освящал антиминс и посылал его в церковь. После этого храм можно было освящать местным священником. Ещё антиминс можно использовать для совершения литургии во время военных походов, и тогда он превращается в полковую церковь.

символизирует Иисуса Христа и показывает постоянное присутствие Воскресшего Христа в самой главной и священной части храма. Напрестольное Евангелие с древних времен украшали золотыми или серебряными с позолотой накладками или окладами, которые служили роль ковчега для сохранения святыни.

— третья обязательная принадлежность престола. Им осеняют верующих, им же освящают воду на Крещение и во время водосвятных молебнов.
Связь алтаря с Сионской горой подчёркивают символические «сионы», или «ковчеги», в которых хранят Святые дары — тело и кровь Христову.

Другое название: Иерусалим, дарохранительница.
Что представляет собой предмет богослужебной утвари под названием сион ? – Это дарохранительница в виде храма, имеющая необычно большие размеры. К примеру, Большой Московский сион, находившийся в Успенском соборе Кремля, весит 12 килограммов и имеет две ручки. Вероятно, в его переноске были задействованы два человека. В наши дни такую утварь можно увидеть лишь в музеях, а когда-то сионы были атрибутом главных храмов России. До наших дней дошли сионы, изготовленные в XII веке и позднее.
Ковчег с частицей мощей преподобного Серафима Саровского
В

(ящичке в виде небольшой церковки) хранят Святые дары для причащения на дому тяжелобольных и умирающих людей. Символически дарохранительница изображает гроб, в котором покоилось тело Христа, или Церковь, как постоянно питающую православных телом и кровью Господней. А для переноса Святых даров используют дароносицу — небольшой ковчежец обычно в виде часовенки с дверцей и с крестом наверху.
За иконостасом у северной стены алтаря ставится особый стол —

Здесь готовятся хлеб и вино для причастия — Таинства Бескровной Жертвы. Это и дало ему имя. У жертвенника сразу несколько символических значений, причем они сменяют друг друга в определенный момент службы. Сначала жертвенник символизирует пещеру и ясли, где находился новорожденный Христос. Затем жертвенник обозначает Голгофу. А в конце Литургии он приобретает значение Небесного Престола, куда вознесся Иисус Христос после Воскресения.
Жертвенник в православном храме
Во время обряда причащения на жертвеннике находятся:

(от греческого «сосуд для питья», «чаша») — святая чаша (символ Девы Марии, в чреве которой образовалось человеческое естество Иисуса Христа), в которую вливают вино с водою (символ крови Христа);

(от греческого «круглое блюдо») — блюдо на подставке (символ вечности Церкви) для причастного хлеба — просфор (символ тела Христа);

— две дуги, соединенные крестом, чтобы ставить их на дискос и покров не касался частиц просфор (символ звезды Вифлеемской, двух естеств Иисуса Христа и обозначение креста);

— острая палочка для вынимания частиц из просфор (символ копья, пронзившего Христа на кресте, а также меча, рассекающего человечество на тех, кто принимает, и кто не принимает Христа);

— ложечка для причащения верующих;
а также губка для вытирания сосудов.
Приготовленный хлеб для причастия накрывают покровом. Небольшие покровы называют покровцами, а самый большой — воздухом. Символически это обозначает момент Рождества Христа, когда его обвивали пеленами. Изготавливают покрова из парчи, шелка и украшают по краям золотой или серебряной каймой, орнаментальными вышивками. В середине всех покровов изображают крест. Кстати, дискос и потир берут свое начало от Тайной Вечери. Их производят из благородных металлов — золота или серебра. Реже используют сосуды из стекла, олова, меди, железа. Деревянные потиры используют в самом крайнем случае, так как они впитывают часть «крови» Христовой.
Покровцы
Место за престолом у самой восточной стены алтаря называют

(высоким) местом. Его специально делают немного возвышенным, и на нем ставят сиденье (трон) для архиереев или священников. Никто больше не имеет права сидеть на скамьях Горнего места. Над горнем местом на стене апсиды обычно размещают изображение Христа, сидящего на престоле.

Там же стоит семисвечник — подсвечник с семью лампадами, символ Святого Духа, дающего семь даров премудрости, семи Церквей, которые видел в Откровении Иоанн Богослов, и семи таинств православной Церкви. Число 7 фигурирует в Апокалипсисе также в качестве семи ангельских труб, семи печатей таинственной книги, семи громов и семи чаш гнева Божия. За семисвечником находятся запрестольный крест и запрестольный образ Богоматери. Справа от престола располагают сосудохранилище, где в небогослужебное время хранят священные сосуды и ризницу, в которой находятся облачения духовенства. Справа от престола для удобства священнослужителей есть стол, на котором полагают ризы, приготовленные для богослужения.
Семисвечник
Ризница
_________________________________
Сосуд со Святым

(благовонный состав из множества веществ) также часто находится на главном престоле. По традиции Святое Миро готовят один раз в несколько лет. Его освящает Патриарх. Миро используют для Миропомазания, освящения антиминсов и престолов храмов. В Византии и на Руси Святым Миром также помазывали на царство православных государей.
Изготовление и освящение Святого Миро
Также особое место в православном богослужение занимает каждение.

— сосуд, где на тлеющих углях (символ человеческой природы Христа) воскуривается (символ Божественного естества) ладан (ароматическая смола, символизирующая молитвы Богу), чей дым символизирует Святой дух. По форме кадило напоминает куполообразную кровлю храма, но свой современный вид оно получило лишь к XI веку. До этого времени кадило представляло собой сосуд с ручкой.
Кадило
Также при освящении воды на Крещение используют водосвятную чашу — большую чашу с круглой низкой подставкой и двумя ручками. На её восточной стороне закреплены три держателя для свечей, которые в момент освящения воды символизируют Святую Троицу. Подставка чаши символизирует земную Церковь, а сама чаша — Церковь Небесную. В целом чаша обозначает Богородицу.
Для крещения младенцев используют

— сосуд в виде большой чаши, повторяющей формы водосвятной чаши. Поэтому символика купели совпадает с ней.
А взрослых крестят в так называемом

— небольшом бассейне.
При совершении Таинства Брака используют венцы. Венцы всегда были принадлежностью царствующих особ и символически напоминают нам о Царстве Небесном. Поэтому венцы имеют вид императорских корон из металла с иконами Христа (для жениха) и Божией Матери (для невесты).
Источник
***