***
Церковь Пантелеимона Целителя
при Онкологическом институте в Ростове-на-Дону
Сама по себе церковь — вместилище образов Троицы, Ангелов и Святых.
Поэтому стены культовых зданий обычно украшены

(пишут по христианским канонам темперой или маслом на иконных досках)
Икона Спас Нерукотворный была написана Симоном Ушаковым в 1658 году. Иконописца подвергли критике за нехарактерное изображение лица Христа, но впоследствии именно этот образ стал наиболее популярным в России. Сейчас икона хранится в Третьяковской галерее в Москве.
И

Старинная фреска в церкви. Старый Покров, Московская область.
(пишут по сырой штукатурке, поглощающей пигмент при высыхании).
Говорят, что первую икону (Богоматерь с Младенцем Христом на руках) написал Апостол Лука, а сейчас иконы повествуют евангельские события земной жизни Христа, Богородицы, Апостолов. Создавали святые образы по строгим канонам, а у иконописцев была специализация: знаменщик, самый опытный мастер, создавал рисунок будущей иконы, платечник писал одежды, травник — растения.
А самым ценным было мастерство личника — художника, изображающего лица, руки и другие открытые части тела святых. При этом размещение церковных образов следует строгой иерархии: присутствует вся история человечества от грехопадения Адама и Евы до недавних событий. И если фасад храма — это обложка книги, то храмовая роспись — её содержание. Поэтому её тоже можно прочесть.
Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на Крови)
В притворе обычно изображают жизнь прародителей Адама и Евы, их изгнание из Рая.
Изгнание из Рая
Росписи средней части обычно «читают» с самой верхней точки, где в центре купола (символического неба) изображают Иисуса Христа в виде Вседержителя: в левой руке он держит книгу, а правой — благословляет Вселенную.
На окружающих купол четырех полусферах, подобно четырём сторонам света, изображают четырех Евангелистов:
в северо-восточной части
— Иоанн Богослов с орлом
(подобно орлам, взмывающим к солнцу,
его свидетельства считали излучающими свет
Божественного знания);
в юго-западной — Евангелист Лука с тельцом
(он рассказывает, как в детстве Христос оказался
в храме среди учителей, и бык стал
ассоциироваться с жертвой Христа);
в северо-западной полусфере
— Евангелист Марк со львом
(он писал «Глас вопиющего в пустыне:
приготовьте путь Господу»,
и глас этот подобен рыку льва);
в юго-восточном — Евангелист Матфей
с существом в образе человека
(его евангелие открывает человеческая
генеалогия Христа).
Далее по краям купола расположены образы Серафимов и восьми Архангелов со знаками, выражающими особенности их личности и служения (например, Архангела Михаила изображают с огненным мечом). На стенах барабанов также иногда размещают цитаты из Священных текстов. На четырех столпах, поддерживающих купол, изображают Апостолов, епископов, подвижников и Мучеников — тех, кто распространял христианскую веру. То есть это символические столпы Церкви.

На северных и южных стенах храма помещаются образы Вселенских Соборов — важных событий церковной истории — Ветхого и Нового Заветов, житий Святых. И так вплоть до истории государства, местности или храма.
Первый Вселенский собор.
Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи,
что под Бором, в Москве.
В XI–XII веках сложилась обязательная схема главных христианских праздников, событийный ряд которых показан в изображениях на юго-восточной стене по часовой стрелке: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Благовещение Пресвятой Богородицы», «Рождество Христово», «Сретение Господне», «Крещение Господне (Богоявление)», «Воскрешение Лазаря», «Преображение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Сошествие в Ад», «Вознесение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов (Пятидесятница)», «Успение Пресвятой Богородицы».

Рождество Пресвятой Богородицы
Рождество Христово.
Храм св. Николая Чудотворца в посёлке Рощино
(Ленинградская область)
Западная сторона храма символизирует «страну мертвых» и Ад. На этой стороне, внутри или снаружи храма, как правило, хоронили умерших. Поэтому эту стену обычно расписывают изображениями «Страшного суда», а над ним, если позволяет пространство, помещают образ шестидневного творения мира. Но иногда в западной части храма помещают светские сцены забав и игрищ, которые должны напоминать о неразумности суетной жизни.
Фреска Страшного суда
Кроме центрального, храм может иметь еще несколько куполов, в которых помещают изображения креста, Богоматери, Всевидящего Ока в треугольнике или Святого Духа в виде голубя. В самых верхних сводах алтаря изображают Херувимов, а в верхней части алтарной апсиды — образ Богоматери «Знамение» или «Нерушимая Стена».
В средней части центрального полукружия алтаря принято изображать «Тайную Вечерю» (сцена, когда в праздник Пасхи Иисус со своими учениками собрались за столом и появилось таинство причащения) или образ «Христа-Вседержителя», восседающего на троне.
“Тайная вечеря”
На северной стене алтаря помещают образы Архангела Михаила, Рождества Христова (над жертвенником), Святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Двоеслова, пророка Давида с арфой. На южной стене — образы Архангела Гавриила, Распятия Христова, Иоанна Дамаскина, Романа Сладкопевца.
Иоанн Златоуст
Стены храма расписывают ярусами, начиная с высоты человеческого роста. По богословскому учению, «люди несут в себе образ божий, хотя и замутненный грехом», и поэтому сами становятся одушевленными иконами. Пространство между отдельными иконописными композициями заполняют растительным орнаментом, крестами и восьмиугольными Вифлеемскими звездами. Также при освящении церкви её стены мажут елеем в двенадцати (по числу Апостолов) местах, а затем в этих местах рисуют небольшие кресты.
Источник: https://liveinmsk.ru/article/chto-est-chto-v-cerkvi-p11-c1
***