• Авторизация


О московском метро. 21-01-2021 17:01 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Лена-Бирюсинка Оригинальное сообщение

О московском метро


***

116 (700x700, 506Kb)
Сколько лет метро на самом деле ?
Официально московское метро появилось в 1935 году, но в 1960-х при ремонте Мавзолея нашли подземный ход, ведущий от Сенатской башни к Москве-реке. По нему на телегах и специальных колесных средствах из Кремля могли вывезти ценности и людей. В народе этот ход назвали «метро Ивана IV».



Говорят, что станции строили на месте храмов
и из камня от разобранных церквей.
Так ли это ?

Это справедливо для некоторых станций. Например, вестибюль «Новокузнецкой» стоит там, где была церковь Параскевы Пятницы, а «Арбатской» — на месте разрушенного храма Бориса и Глеба. Также в 1934 году разобрали Серпуховский кремль, и его камень пошел на отделку станций Сокольнической и Филевской линий. Принято считать, что и материал от разобранного храма Христа Спасителя тоже не пропал даром: из колоколов и кровли куполов отлили скульптуры на «Площади Революции», плиты с именами героев 1812 года пустили на облицовку станций «Охотный ряд» и «Кропоткинская», а мраморные скамьи установили на «Новокузнецкой».

120 (700x466, 332Kb)
121 (700x466, 378Kb)
Скульптуры на «Площади Революции»
122 (700x466, 366Kb)
«Охотный ряд»
123 (700x525, 366Kb)
«Кропоткинская»
124 (700x466, 359Kb)
«Новокузнецкая»
Правда ли, что в метро есть музей ?
Да, на пешеходных галереях станции «Выставочная» работает музей метро. Сюда он переехал со «Спортивной» в 2016 году.

127 (700x476, 420Kb)
128 (700x516, 343Kb)
«Выставочная»
Но и сам метрополитен можно назвать палеонтологическим музеем: на облицовке стен и колонн можно увидеть окаменелости возрастом более 70 миллионов лет.

117 (402x700, 151Kb)
А нынешние идеи развития метро действительно
появились еще в советское время ?

Некоторые идеи появились в XX веке. Например, еще в 1940-х годах хотели пустить пригородные поезда в тоннели и состыковать их с метро. Недавно эта идея нашла воплощение в виде МЦК. В конце 1980-х появился проект строительства хордовых линий, чтобы жителям отдаленных районов не нужно было делать пересадки в центре. Первая хорда должна была пройти из Митина через «Парк Победы» в Бирюлево и Бутово, вторая — из Химок через «Рижскую» в Жулебино, третья — из Солнцева через «Парк Победы» и «ВДНХ» в Мытищи, четвертая — из Балашихи через «Ленинский проспект» в Дудкино. Сейчас от этой идеи практически отказались в пользу удлинения текущих линий, только Солнцевская хорда все еще появляется в планах. А вот табличка «Курская Большого кольца» на станции «Курская» не имеет никакого отношения к нынешней Большой кольцевой линии. Просто по проекту Кольцевая линия должна была стать второй после Малого Кольца, проходящего под бульварами. Этот проект так и остался на бумаге. Но, возможно, к нему еще вернутся.

125 (700x458, 336Kb)
«Курская»

Правда ли, что метро
никогда не закрывалось ?

Нет, 15 октября 1941 года, когда немецкие войска близко подошли к Москве, нарком путей сообщения Лазарь Каганович приказал закрыть и уничтожить метрополитен. Работники подземки начали минировать станции, но вечером 16 октября приказ отменили. Движение поездов возобновилось, а 16 октября 1941 года стало единственный днём, когда метрополитен не работал.

126 (700x700, 370Kb)

Говорят, что метро — это бомбоубежище.
Это так ?

Да. Когда в ночь на 22 июля 1941 года в Москве начались бомбардировки, в метро укрылись 500 000 москвичей. При этом подземка не прекращала работу: составы останавливались только во время воздушной тревоги. Тогда горожане прятались не только на станциях, но и в тоннелях. В военное время люди могли оставаться в метро до пяти утра. Для этого на путях в тоннелях настлали дощатые полы, на станции поставили детские кроватки и топчаны, провели дополнительное освещение, устроили питьевые фонтанчики. Женщины с детьми размещались на ночлег в стоящих у платформ вагонах, остальные ночевали в тоннелях. Еще в метро устроили парикмахерские и магазины, а на «Курской» открыли публичную библиотеку. Известно, что за годы войны в метро даже родилось 217 малышей. И кстати, сейчас станции глубокого заложения могут выдержать ядерный удар. Правда, на то, чтобы спрятаться там у жителей есть только 5 минут — после этого гермодвери закрываются.

129 (700x504, 272Kb)
130 (700x425, 164Kb)
131 (700x438, 325Kb)

Почему в метро две «Арбатских»
и две «Смоленских» станции ?

В 1935 году поезда на Арбатско-Покровской линии шли от «Площади Революции» к «Александровскому саду», а затем на «Арбатскую» и «Смоленскую» станции. Эти станции были неглубокими, и когда во время войны тоннель между ними пробила бомба, Сталин велел прорыть радиус глубокого заложения. Новый участок открыли в 1953 году, и теперь поезда от «Площади Революции» шли к новым «Арбатской» и «Смоленской». На старых станциях устроили склад. А когда в 1958 начали строить Филевскую линию, этот старый участок от «Александровского сада» до «Киевской» пригодился и «переехал» на новую ветку. Так и получилось, что две «Арбатских» и «Смоленских» дублируют друг друга.

132 (700x560, 314Kb)
"Арбатская"
Станция располагается на Арбатско-Покровской (синей) линии.
133 (700x453, 494Kb)
"Арбатская"
Станция располагается на Филёвской (голубой) линии.
134 (700x453, 407Kb)
«Смоленская»
Станция располагается на Арбатско-Покровской (синей) линии.
136 (700x466, 382Kb)
«Смоленская»
Станция располагается на Филёвской (голубой) линии.

Ну а почему на Арбатско-Покровской
ветке нет Покровской станции ?

Вообще между «Курской» и «Площадью Революции» планировали устроить станцию «Покровские ворота». Но в 1938 году планы изменились, поэтому перегон на этом участке очень длинный для центра Москвы — 2 328 метров.

Курских к стати тоже две станции !
137 (700x525, 383Kb)
"Курская" (Арбатско-Покровская линия)
138 (700x453, 485Kb)
"Курская" (Кольцевая линия)
139 (700x454, 406Kb)
«Площадь Революции»
Станция расположена на Арбатско-Покровской (синей) линии.

А какой тогда самый длинный перегон ?
Самый длинный перегон в московском метро между станциями «Крылатское» и «Строгино» — его длина 6 473 метра. Чтобы проехать это расстояние поездам требуется 7 минут.

140 (700x482, 310Kb)
«Крылатское»
Станция расположенная на Арбатско-Покровской линии.
141 (700x482, 169Kb)
«Строгино»
Станция расположенная на Арбатско-Покровской линии.

Ну а самый короткий перегон расположен между станциями «Деловой Центр» и «Международная» — всего 498 метров.

142 (700x453, 443Kb)
«Деловой Центр»
143 (700x465, 321Kb)
«Международная»

А какая станция самая длинная ?
Самая длинная станция в московском метро — «Воробьевы горы». Ее длина вместе с проходными коридорами составляет 282 метра. Чтобы пройти платформу от начала до конца нужно 4 минуты. Также «Воробьевы горы» являются обладателем еще одного рекорда — это первая в мире станция метро на мосту и, соответственно, самая высоко расположенная в Москве (10 метров над землей). По длине станция «Воробьевы горы» втрое превосходит платформы Бутовской линии. Их длина, 92 метра, не только самая маленькая в Московском метро, но и вообще в России.

144 (700x454, 465Kb)
«Воробьевы горы»
Станция располагается на Сокольнической (красной) линии.

По ширине станции тоже различаются ?
Конечно. Самая узкая станция — «Волгоградский проспект». Расстояние между колоннами всего 4 метра. А самая широкая станция в московском метро — «Партизанская».

145 (700x444, 324Kb)
«Волгоградский проспект»
147 (700x415, 306Kb)
«Партизанская»
146 (700x466, 378Kb)
«Партизанская»
148 (700x484, 354Kb)
«Партизанская»

Какая станция в Москве самая глубокая ?
«Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Под землю она уходит на 84 метра. Здесь же и самые длинные эскалаторы — их протяженность составляет 126 метров, а перепад атмосферного давления между верхними и нижними участками достигает 6 миллиметров ртутного столба.

149 (700x466, 407Kb)
«Парк Победы»
А какая станция тогда самая неглубокая ?
Самой неглубокой станцией в московском метро принято считать «Печатники» — от земли ее отделяют только 5 метров. Часть выступающей крыши даже пришлось засыпать при строительстве.

118 (459x700, 107Kb)
150 (700x466, 320Kb)
«Печатники»

А еще есть станции-рекордсмены ?
Например, станция «Пражская» считается самой тихой в метро, благодаря специальной пористой плитке, которая поглощает звук. Станция «Александровский сад» носит звание самой кривой станции московского метро. Радиус изгиба у нее составляет 750 метров, и дежурная перед отправкой поезда выходит на середину платформы, чтобы осмотреть хвостовую часть, потому что машинисту ее не видно. А станцию «Спартак» можно назвать рекордсменом по срокам строительства. Её начали в далеком 1975 году как «Волоколамскую» для микрорайона, который планировали на месте Тушинского аэродрома. От идеи устройства района вскоре отказались, а станцию законсервировали. Лишь в декабре 2015 года её завершили и открыли уже под именем «Спартак».

151 (700x466, 399Kb)
«Пражская»
152 (700x466, 385Kb)
«Александровский сад»
153 (700x430, 229Kb)
«Спартак»

Почему в метро нет урн ?
Сначала урны были, и на некоторых станциях под них даже сделаны арки. Но 8 февраля 1977 года в метро произошел первый теракт: в вагоне поезда, следовавшего от «Измайловской» к «Первомайской» армянские националисты взорвали бомбу. Тогда погибли 7 москвичей, 37 были ранены. Преступников осудили и приговорили к высшей мере наказания. А в метро усилили меры безопасности. Тогда решили убрать с платформ и вестибюлей урны, чтобы в них нельзя было спрятать бомбу.

155 (700x462, 166Kb)
На этой фотографии ещё видны урны на перронах
154 (525x700, 246Kb)
Недавно появились вот такие около эскалаторов

Говорят, что раньше в метро было много
портретов Сталина, но потом их закрасили…

Все так ! После развенчания культа личности Сталина декор на многих станциях «подправили», и с этим связано немало казусов. Например, в вестибюле «Добрынинской» на панно «Парад физкультурников» ликующие люди теперь несут портрет Гагарина. И это при том, что станцию открыли в 1950 году, то есть Гагарину на тот момент было 16 лет.

156 (515x700, 466Kb)
А на одной из фресок станции «Киевская» изображена украинская девушка, которая несет книгу. Имя автора — «I. Сталiн». Эту надпись замазали в 1950-х годах, а при реставрации в 2015 решили восстановить.

158 (567x700, 516Kb)
Фреска "Студенты"
157 (700x466, 422Kb)
После реставрации также можно узнать чьи труды изучают в студенты.
А на Охотном ряду тоже что-то замазывали ?
Нет, небольшой кусочек желтой плитки в районе первого вагона в сторону «Бульвара Рокоссовского» реставраторы оставили в память о том, какой станция была с 1935 по 2007 год, когда ее облицевали серым мрамором.

159 (700x466, 407Kb)
«Бульвара Рокоссовского»
А что за странные даты на «Бауманской»
под последней вентиляционной решеткой —
там, где останавливается первый вагон
в сторону «Щелковской»?

119 (450x104, 29Kb)
Эти даты записаны так, как их иногда пишут на надгробиях: 14/11/1946 - 15/12/1954. Что это значит не известно, но есть версия, что тут некогда попал под поезд восьмилетний ребенок или погибла чья-то собака. Также это могут быть годы, проработанные кем-то на метрополитене, и даже срок тюремного заключения.


Правда, что на одной из советских фресок
в метро изображен ноутбук и мобильник ?

Глядя на панно «Борьба за советскую власть на Украине» на «Киевской» может показаться, что красноармеец с ноутбуком говорит по мобильнику. Но это всего лишь армейская рация.

160 (466x700, 803Kb)
Панно «Борьба за советскую власть на Украине»

Что такое «эффект Выхино» ?
Так как «Выхино» — самая загруженная станция, то поезда в час пик здесь заполняются так, что вплоть до кольца никто больше зайти не может. Это и есть так называемый «эффект Выхино». Усугубляет ситуацию и то, что платформы станции не сообщаются друг с другом. Поэтому, если пассажир проедет свою станцию и выйдет на «Выхино», то, чтобы сесть в обратный поезд, ему придётся или выйти на улицу и снова зайти в метро через турникеты, или проехать до следующей.

161 (700x449, 326Kb)
«Выхино»

Мне говорят «встретимся на гармошке»,
а я не понимаю, что это значит…

Так говорят, чтобы не запутаться на станции «Китай-Город» Таганско-Краснопресненской линии. Там кросс-платформенная пересадка, и станциям дали прозвища по форме колонн — «Кристалл» и «Гармошка».

163 (700x453, 385Kb)
«Кристалл»
162 (700x453, 366Kb)
«Гармошка»

А ещё я слышал о «русских горках» в метро.
Где же они ?

Это на Кольцевой линии перед станцией тоннель идет немного вверх, а на выезде — вниз. Сделали такие «русские горки», чтобы поездам было проще тормозить и разгоняться.

164 (700x468, 360Kb)
165 (700x464, 293Kb)

У пассажиров метро есть специальные ритуалы,
ведь так ?

Конечно ! Большинство связано со скульптурами на станции «Площадь Революции». Студенты, например, натирают нос у собаки пограничника. Считается, что это приносит удачу на экзамене. А вот у статуи красноармейца с завидной регулярностью воруют револьвер — оружие пропадает 3-4 раза в год. Ну а к петуху, которого держит чугунная птичница, лучше совсем не приближаться: это плохая примета. Но мало кто знает, что в 1941 году скульптуры со станции «Площадь Революции» эвакуировали в Среднюю Азию, а вернули только в 1944. Тогда от них остались лишь разрозненные части — головы, туловища, руки, оружие… Но за счёт того, что каждая скульптура повторялась несколько раз, их удалось восстановить.

166 (700x466, 358Kb)
«Площадь Революции»
168 (700x465, 271Kb)
Тот самый револьвер
167 (700x412, 391Kb)
Петух

А когда в метро снимают кино ?
Ночью ?

На самом деле, это может происходить в любое время, потому что практически все снимают на неработающем втором перроне «Полежаевской». Также иногда для нужд киноиндустрии отдают строящиеся станции. Например, в тоннелях между будущими станциями «Марьина Роща» и «Достоевская» снимали сцену фильма «Мужской сезон. Бархатная революция».

169 (700x393, 262Kb)
«Полежаевская»

Ну а как поезда попадают в метро ?
Поезда для московского метрополитена делают на заводе «Метровагонмаш» в Мытищах. Готовые вагоны прицепляют к тепловозу и везут по Ярославской железной дороге до станции «Северянин», оттуда по окружной до пересечения с веткой Рижского направления и дальше до станции «Подмосковная». А здесь уже есть соединительная ветка (так называемый «гейт») с путями метро и депо «Сокол». Ещё один такой гейт есть рядом со станцией «Печатники».

170 (700x464, 340Kb)
171 (700x466, 396Kb)
172 (700x464, 464Kb)



https://liveinmsk.ru/article/vse-chto-vy-hoteli-znat-o-moskovskom-metro

***







------------------------------
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О московском метро. | Дубовицкая_Галина - Дневник. | Лента друзей Дубовицкая_Галина / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»