***
Топ-5 мостов Москвы,
о которых вы знаете, но не всё
Только представьте: в Москве больше 400 мостов.
Пешеходные, автомобильные, железнодорожные…
Город пронизан ими вдоль и поперёк.
Среди этих четырёх сотен есть не только «работяги»
с чисто практической функцией, но и настоящие «звёзды».
По таким интересным и знаковым мостам
мы и приглашаем вас прогуляться...





Технические характеристики:
356 м длина
15 м высота
3,5 м ширина
21 арка
8,5 м ширина пролёта
В 1779 году Екатерина II подписала указ о строительстве в столице централизованного водопровода и поручила «генерал-поручику Бауэру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы».
Чистая вода нужна была москвичам как воздух. Сточные воды предприятий стремительно развивающейся мануфактурной промышленности, нечистоты от жизнедеятельности человека загрязняли Москву-реку и её притоки — главные источники питьевой воды. Антисанитария и грязная вода всё чаще становились причиной распространения болезней, в том числе и чумы, прокатившейся по столице в 1771 году.
Проект первого московского водопровода разработал инженер и гидротехник Фёдор Вилимович Бауэр. Екатерина II проект утвердила, но ни водопровода, ни воды, поступающей по нему, увы, уже не увидела. Как, собственно, и Бауэр. Строительство системы водоснабжения столицы затянулось на долгих 25 лет
Фёдор Вилимович Бауэр (Бауэр, Фридрих Вильгельм)
Акведук
— водовод для подачи воды к населённым пунктам, оросительным и гидроэнергетическим системам из расположенных выше их источников.
Большая часть Мытищинского (Екатерининского) водопровода пролегала под землёй. Вода текла по кирпичной трубе, которая держалась на деревянных опорах. А для прокладки водопровода через долины, овраги и русла рек были построены пять акведуков — первые в России подобные сооружения. Самым крупным из них и единственным, сохранившимся до наших дней, стал Ростокинский.
акведук строили из белого известняка, натурального камня и кирпича. Его возвели всего за один год (1783-1784 гг.) — рекордный срок, если сравнивать со сроком строительства всего водопровода в четверть века. Для своего времени акведук стал самым большим каменным сооружением в России и, по мнению Екатерины Великой, самым прекрасным в Москве. Посещая строительство акведука, императрица так высказалась об объекте: «Он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».
Вода из мытищинских ключей шла самотёком по кирпичному желобу внутри акведука. В середине XIX века в желоб установили чугунную трубу, а для подачи воды стали использовать насосы, что позволило почти вдвое увеличить пропускную способность водопровода.
Интересный факт:
Среди тех, кто строил водопровод, были и иностранные специалисты. Так, например, один из архитекторов акведука был родом из Италии, а горных дела мастера — из Германии.
В начале XX века в акведуке установили две чугунные трубы (60 сантиметров в диаметре каждая), по которым вода в Москву поступала вплоть до 1962 года. В последующие годы это сооружение использовали как теплотрассу. И лишь в 2008 году, после реконструкции и реставрации, Ростокинский акведук стал пешеходным мостом.
Интересный факт:
Первую реконструкцию этого гидротехнического сооружения
провели лишь через 118 лет после запуска — в 1902 году.
Настолько надёжной оказалась конструкция.
В ходе реконструкции демонтирована теплотрасса, установлены перила, декоративная крыша, архитектурная подсветка. Вокруг моста создан парк с дорожками и скамейками.
акведук — уникальный памятник инженерной мысли XVIII века. Он по праву считается одной из достопримечательностей Москвы.
Да, акведук не в центре города, но он стоит того, чтобы добраться до него, прогуляться по нему и почувствовать связь времён.






Технические характеристики:
244 м общая длина
70 м длина безопорной части
15 м над поверхностью воды
4000 чел. могут находиться на мосту одновременно
100 лет срок службы
3,7 тыс. т масса
240 т рабочая нагрузка
Парящий, невесомый, левитирующий, а ещё «скрепка» — такое название получил мост в народе из-за своей необычной формы. Открытый в 2017 году, как и парк «Зарядье», на территории которого он находится, мост сразу же возглавил список главных достопримечательностей Москвы.
Технологически Парящий мост мостом не является. Специалисты предпочитают называть это сооружение смотровой площадкой, а если ещё точнее, то вылетной безопорной консолью.
Идея и проработка концепции моста принадлежит американскому архитектурному бюро Diller Scofidio + Renfro, авторы которого спроектировали знаменитый надземный парк Хай-Лайн (The High Line) в Нью-Йорке, что парит в 10 метрах над землёй
У смотровой площадки нет ни одной выносной опоры — мост и правда как будто «парит» над землёй. Удерживает всю систему расположенная на набережной сверхпрочная несущая конструкция из бетона и металла. Парящий мост — уникальный объект, аналогов которому в мире нет.
Безопасность конструкции
На мосту реализована современная система мониторинга: датчики фиксируют динамику моста, колебания, напряжение несущих конструкций. Информация для анализа передаётся в специальный центр МЧС.
Прочность конструкции обеспечивает предварительно напряжённый железобетон. Технология такая: арматуру из стали с высокой прочностью натягивают специальным устройством (всего было семь стадий напряжения конструкции) и заливают бетонной смесью. После застывания сила натяжения арматурного каркаса передаётся раствору, в результате чего он лишается своего основного недостатка: неспособности сопротивления натяжению. Подобная технология широко используется в междуэтажных перекрытиях и при возведении колонн.
По периметру моста установлен полутораметровый забор из многослойного стекла (триплекса), склеенного между собой специальной полимерной плёнкой. Она удержит осколки в случае повреждения стеклянной конструкции.
Интересный факт:
Парящий мост изображён на российской почтовой марке,
выпущенной в 2018 году тиражом 184 тысячи экземпляров.





Технические характеристики:
554 м длина с подходами
490 м длина без подходов
40 м ширина с тротуарами
31 м проезжая часть
по 4, 5 м два тротуара
15 м над поверхностью воды
8 полос для автомобильного движения
Материал: железобетон
Материал облицовки: гранит
Вплоть до XVII века через реки и речушки Москвы строили только наплавные мосты. Не строили даже, а, скорее, сооружали, и не мосты в привычном для нас понимании, а бревенчатые переправы. Люди и повозки переправлялись с берега на берег по скреплённым между собой брёвнам, поверх которых был уложен настил из досок. Брёвна лежали прямо на воде (держались на плаву), отсюда и название — наплавной. Во время прохода судов такой мост разводили, а в период половодья и зимой его разбирали.
На месте современного Большого Москворецкого тоже когда-то был наплавной мост, соединявший Тверскую и Серпуховскую дороги.
Интересный факт:
Мост называется Большим потому, что все мосты через
Москву-реку называли так, а их продолжения
через Водоотводный канал — малыми
В таком виде мост просуществовал до 1789 года, когда на его месте был построен деревянный свайный мост. Спустя 40 лет у моста появились каменные опоры. А ещё через 30 лет мост сгорел дотла.
В конце XIX века по проекту русского военного инженера Аманда Струве на месте сгоревшего был построен мост из камня и металла. Тогда же мост получил своё официальное название в честь Москворецкой улицы.
Аманд Струве
Мост состоит из:
- русловой арочной конструкции
- двух береговых арочных конструкций
- двух эстакадных участков (на правом и левом берегах Москвы-реки)
Современный облик Большой Москворецкий мост получил в 1938 году, когда сооружение перестроили в соответствии с Генеральным планом реконструкции Москвы.
Авторы проекта — архитекторы института «Гормостпроект» Алексей Щусев (автор проекта мавзолея В. И. Ленина) и Патвакан Сардарян. Мост соединил Васильевский Спуск и улицу Варварку с улицей Большая Ордынка.
Интересный факт:
В 1987 году на Большой Москворецкий мост приземлился
лёгкомоторный самолёт, управлял которым немецкий
пилот-любитель Матиас Руст.
Позднее, уже на суде, он заявил,
что его полёт был «призывом к миру».
В 2018 году власти Москвы приняли решение отремонтировать сооружение, а по сути разобрать и собрать заново.
Демонтаж и монтаж облицовки стал самым масштабным процессом на Большом Москворецком мосту. За год обновили около 10 тысяч квадратных метров гранита
(18,5 тысячи плиток), причём 80% облицовки удалось сохранить благодаря привлечению специалистов по реставрации, которые смогли вернуть изначальный красно-бурый цвет гранита. Так что теперь Большой Москворецкий мост соответствует своему историческому облику.
Помимо облицовки, за год на Большом Москворецком мосту смонтировали новое пролётное строение, забетонировали проезжую часть, заменили мостовое полотно, отремонтировали все инженерные коммуникации, отреставрировали арочные конструкции, заменили железобетонные надарочные конструкции, гидроизоляцию, деформационные швы, а также усилили грунт цементным раствором под фундаментами основных опор методом инъектирования, для чего пробурили 400 скважин.
В ремонте Большого Москворецкого моста использовался наномодифицированный бетон, его применение позволило уменьшить нагрузку на железобетонные пролётные строения сооружения.
По расчётам специалистов, следующий крупный ремонт Большого Москворецкого моста потребуется не ранее чем через 25 лет. А общий срок службы сооружения увеличился ещё на 100 лет.





Характеристики моста:
1 460 м общая длина (рассчитан на восемь полос движения
— по четыре в каждом направлении)
37 м ширина
409,5 м длина основного пролёта
182 м пролёт арки
105 м высота арки
72 число вант
30 м над поверхностью воды
2 тротуара по 1,5 м в ширину каждый
В 2000-х столичные власти задумались о том, чтобы соединить районы Крылатское и Серебряный бор, расположенные на разных берегах Москвы-реки. А как ? Мостом, конечно. Причём красоты необыкновенной.
Сложность заключалась в том, что по берегам реки находятся природоохранные зоны, где любое строительство запрещено. Научно-производственное объединение «Мостовик» (г. Омск), принимавшее участие в конкурсе проектов сооружения, представило вариант, который оказался самым оптимальным: опору (арочный пилон) моста сделать в форме арки и с помощью вант прикрепить к ней мостовое полотно.
Вопреки общепринятому канону, несущие балки моста расположили не поперёк, а вдоль реки, что помогло сохранить природные зоны и избежать проблем с судоходством.
Под сводом пилона позже была допроектирована смотровая площадка в виде стеклянной подвесной капсулы эллипсоидной формы, которая чем-то напоминает летающую тарелку.
Характеристики смотровой площадки:
33 м длина
24 м ширина
13 м высота
1 000 т вес
Москвичи, кстати, Живописный так и называют — мост с летающей тарелкой. Ещё в народе говорят, что эллипсоид является объектом спецслужб, которые стремятся установить контакт с внеземными цивилизациями.
Ванта
— это пучок из высокопрочных канатов от 27 до 49 штук,
заключённых в оболочку — полиэтиленовую трубу
от 130 до 300 миллиметров в диаметре,
длиной от 40 до 196 метров.
В узлах вант также установлены амортизаторы
для гашения ветровых вибраций.
При строительстве моста была применена уникальная технология закрепления основного пролёта — он держится только на вантах и дополнительно не закреплён. Веерная система вант позволяет мосту слегка раскачиваться от порывов ветра. Исключить неконтролируемые колебания помогают два амортизатора, установленные на одной из опор.
Ванты изготовлены и произведены во Франции.
Интересный факт:
В 2017 году автор проекта Живописного моста Николай Шумаков
стал первым российским обладателем престижной в мире
архитектуры премии Огюста Перре.
Шумаков известен ещё и как автор интерьеров более
чем 30 станций московского метро и аэропорта «Внуково».
Что касается ортотропной плиты моста (так на языке специалистов называется основание пролётного строения), то и здесь не обошлось без инновационных решений. Впервые в России эта конструкция была усилена дополнительными элементами жёсткости, что позволило сделать мост ещё более надёжным.
Эллипсоид является неотъемлемой технологической частью моста. Он необходим для уменьшения парусности и придания всей конструкции устойчивости. Модель моста проходила аэродинамические испытания в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского.
Стеклянный эллипсоид проектировался как помещение для ресторана. Но от идеи отказались из-за невозможности провести на такую высоту канализацию. Потом столичные власти решили устроить там отдел ЗАГС, чтобы браки, как говорится, заключались почти на небесах. Но и этому не суждено было сбыться. В итоге «летающей тарелке» пока так и не нашли применение. Но менее привлекательной она от этого не становится. Согласитесь ?
Посмотреть на Москву с высоты 100 метров можно, поднявшись на смотровую площадку в специальных лифтах. Лифты эти, кстати, тоже устроены необычно: они поднимаются не вертикально, а по касательной к арке.

Лифтовый холл
Верхний зал смотровой площадки





Характеристики моста:
487 м общая длина
40 м ширина
11 м над поверхностью воды
105 м основной пролёт
8,8 м высота пролёта в пределах судоходной полосы
К XVII веку необходимость постоянного и надёжного моста через Москву-реку, была осознана и признана всеми, включая царя Михаила Фёдоровича.
Проектировать первый каменный мост столицы доверили французу Иоганну Кристлеру. Он и спроектировал, но увидеть своё детище ему было не суждено. Пока суть да дело, первый русский царь из династии Романовых скончался, а вслед за ним и автор проекта.
Строительство моста остановилось на несколько десятилетий, пока дело не взяла в свои руки женщина — царевна Софья. Именно она, заручившись поддержкой своего фаворита Василия Голицына (который в то время фактически правил страной), в 1682 году приказала покончить с долгостроем раз и навсегда.
Интересный факт:
Стоимость моста так поразила современников,
что возникла поговорка, которая ходила в народе
больше века: «Дороже Каменного моста!»
А. Васнецов «Всехсвятский мост».
Репродукция 1923 год
Мост, который был открыт в 1687 году, получил своё первое название — Всехсвятский.
В связи с тем, что мост был в 3—4 раза шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон торговыми галереями и даже жилыми палатами. Не менее активно использовались территории и под мостом. Там были устроены мельницы, лавки и питейные заведения, которые назывались верхними гульбищами. Туда простой московский люд ходил пить вино и пиво. Места эти, кстати, имели дурную славу: под мостом находили пристанище «разного рода воры и лихие люди».
Ж. Делабарт «Вид на Каменный мост со стороны Водовзводной башни».
XVIII в., репродукция
В таком виде мост простоял больше 150 лет. Его укрепляли, ремонтировали, реконструировали, но ему это всё равно не помогло. Обветшавший от времени и сильно пострадавший от ежегодных ледоходов и нескольких наводнений мост в 1850 году был всё-таки разобран до камушка, до основания.
Новый мост, который возвели на его месте в 1858 году, спроектировал инженер Фёдор Танненберг по приказу Александра II.
Репродукция почтовой открытки начала XX в.
Для своего времени сооружение было более чем инновационным, ведь при строительстве моста впервые использовался металл. Конструкция состояла из трёх чугунных арок, которые держались на каменных быках (опорах). На быках были установлены внушительного размера ледорезы.
Большой Каменный мост, по которому можно проехать или прогуляться сегодня, был построен в 1938 году в рамках реконструкции Москвы. Но стоит он не на месте чугунного, а чуть ниже по течению. Такое решение приняли потому, что улица Ленивка, которая примыкала к старому мосту, была слишком узкой. Новый мост возвели аккурат напротив только что пробитого проезда рядом с Кремлём.
В 2007 году
Большой Каменный мост
был признан объектом культурного наследия.
Интересный факт:
Масштабное обновление Большого Каменного стало возможным
благодаря современным технологиям, которые в столице
впервые применили во время капитальной реконструкции
Большого Москворецкого моста.
https://ria.ru/20201015/mosty-1579735086.html#rec230281380
***