Кристоффер Вильгельм Эккерсберг родился в 1783 году в Блокроге на юге полуострова Ютландия. С 1803 года учился в Академии художеств в Копенгагене у Абильгора, закончил её в 1809 году с золотой медалью и получил стипендию для поездки в Париж. В 1811—12 гг. учился в мастерской у Ж. Л. Давида. В 1813—16 гг. жил в Риме. С 1817 года — профессор Академии художеств в Копенгагене, в 1827—29 её директор. Писал портреты, пейзажи, полотна на исторические и мифологические сюжеты. Из-за проблем со зрением перестал писать. Умер 22 июля 1853 в Копенгагене во время эпидемии холеры. Похоронен в Копенгагене.
Christoffer Wilhelm Eckersberg, Image courtesy of Don Kurtz
Краткая биография, но сколько спрятано за этими короткими строками. В своем творчестве Эккерсберг испытал значительное влияние классицизма, оказал важное воздействие на развитие национальной датской школы живописи, явился основоположником Золотого века датской живописи.
Ранние пейзажи итальянского периода ('Тибр около Понте Ротто'; 'Вид сквозь арки Колизея', оба — Копенгаген, Гос. музей искусств) исполнены в манере академической пейзажной живописи XIX в. Художник стремился к передаче единства планов и глубины панорамного вида, объемы средневековых церквей в пейзаже Авентинских холмов и римских городских построек не теряют своей пластической определенности в тонкой световоздушной дымке. Пластически весомо выглядят древние камни Колизея, обретающие красновато-коричневый цвет в ярком освещении ('Интерьер Колизея', Копенгаген, Гос. музей искусств).
[600x483]
In the Gardens of the Villa Albani, 1813-16
[353x303]
View of the Garden of the Villa Borghese, 1814, Statens Museum for Kunst, Copenhagen
[600x454]
Hof in Spejlsby auf Moen,Schleswing-Holstein Museum, Germany
В Италии был исполнен и портрет друга художника Б. Торвальдсена (1814, Копенгаген, дворец Шарлоттенборг, повторения — Стокгольм, Нац. музей; Копенгаген, Новая карлсбергская глиптотека). Полотно написано в манере неоклассицистического портрета рубежа XVIII—XIX вв. Скульптор изображен на фоне своего известного рельефа Въезд Александра Македонского в Вавилон, являющегося как бы лейтмотивом образа. Нейтральный серо-голубой фон, четкий абрис фигуры, вещественно переданные аксессуары свидетельствуют о влиянии Ж. Л. Давида.
В подобной манере исполнены и портреты 'Госпожа Шмидт' (1814, Копенгаген, частное собрание), 'Семейство Натансон' (1818, Копенгаген, Гос. музей искусств), 'Девушка из семьи Марсман' (1820, Дания, частное собрание).
[494x600]
Portrait of Emilie Henriette Massmann, 1820,Копенгаген
Вот еще несколько известных портретных работ Эккерсберга.
[498x600]
Bildnis Bertel Thorvaldsen,Schleswing-Holstein Museum, Germany
[517x600]
Bildnis des Landmanns Andreas Clausen,Schleswing-Holstein Museum, Germany
[325x409]
Double Portrait of Count Preben Bille-Brahe and his Second Wife, Hohanne Caroline, nee Falbe
[393x600]
Dronning Marie Sophie Frederikke, раньше 1800
[393x600]
Frederik VI, раньше 1800
[416x600]
Эккерсберг Кристофер Вильгельм, Портрет Анны Марии Маньяни, 1814, Копенгаген, Собрание Хиршшпрунга
[452x600]
Эккерсберг Кристофер Вильгельм, Утренний туалет, 1837, Копенгаген, Собрание Хиршшпрунга
Эккерсберг уделял в своем творчестве внимание также различным библейским, историческим и бытовым сюжетам. Вот некоторые его работы в этом направлении.
[400x300]
Moses Divides the Waters of the Red Sea
[600x486]
Baldr dead by Eckersberg, 1817
[600x497]
[474x600]
Tre spartanske Drenge, 1812
[440x600]
La bonne mere by Eckersberg, 1813, Копенгаген
В поздние годы Эккерсберг вновь обращается к пейзажу, пишет преимущественно марины. В картинах 'Русский линейный корабль на рейде' (1828), 'Морской пейзаж с парусником' (1831—1832), 'Корвет 'Галатея' в бурю' (1839, все — Копенгаген, Гос. музей искусств) стремление к воспроизведению световоздушной среды морского побережья свидетельствует о тонком живописном даровании художника, его поисках, близких европейскому романтическому "пейзажу настроения".
Приведу некоторые морские пейзажи Эккерсберга.
[480x600]
[600x432]
Sailing Ships, private collection
[600x396]
Фрегат 'Боголюбов'
[600x315]
Marine Scene with Two Russian Ships Setting Sail ,1827, National Gallery of Canada
[600x398]
Un ancien paquebot danois allant vent arriere, 2 четверть 19 века, Лувр
[556x600]
A Danish Yacht Passing Stevns, 1843-45
[600x427]
Le port de Dragor (Danemark), 2 четверть 19 века, Лувр
Пейзажи Эккерсберга отличаются красочной, светлой и нежной гаммой, точностью исполнения.