Это цитата сообщения
Efimia_Efimova Оригинальное сообщениеСИМВОЛЫ В НАТЮРМОРТЕ
[700x489]
Недавно встретил материалы о значениях символов в натюрморте. Я давно знаю, что мир вокруг нас наполнен образами и смыслами. Но никогда не задумывался о символах в натюрморте.
Давайте познакомимся с ними.
[457x457]
Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») – это тот редкий жанр живописи, где изображенные вещи, находясь в тесном взаимодействии между собой, вступают в «общение» и с нами, зрителями.
Мы с удовольствием рассматриваем в музеях натюрморты старых мастеров, хотя живое и естественное в природе, становится в них чаще всего вещью, неодушевленным или мертвым предметом. Искусство натюрморта учит нас видеть, любить и понимать мир, воспринимая его непреходящую ценность.
В натюрмортах художники не изображают вещи «с натуры», а предварительно подбирают и выстраивают их в соответствии со смысловой и художественной задачей.
Итак, чтобы стать объектом натюрморта, плоды и фрукты должны быть сорваны, цветы – срезаны, рыбы, звери и птицы – отловлены и убиты. Таким образом, объекты превращаются в символы, а сами картины содержат в себе некие сообщения, тайнопись, значения которых особенно у старых мастеров отличаются большим разнообразием.
Долгое время натюрморт имел лишь вспомогательные значение, украшая картины других жанров, или имел утилитарную прикладную функцию, например, в качестве украшения ширм, створок шкафов или для маскировки ниш.
«Золотым» веком натюрморта стал XVII век, когда он окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи, особенно в творчестве голландских и фламандских художников. Тогда же для обозначения натюрмортов появился термин - «тихая, застывшая жизнь» (голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. still-life). Голландский натюрморт, показавший мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью - уникальное культурное явление, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи.
Тогда в Голландии работали сотни мастеров этого жанра. Различные регионы страны специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки»; Утрехт - цветочные букеты; Гаага - рыбные натюрморты; университетский Лейден - натюрморты о бренности жизни; Антверпен - декоративные полотна с цветочными и фруктовыми гирляндами.
Эстетика натюрмортов оказалась приятной как для голландцев, так и для иностранцев, приобретавших с удовольствием эти картины для украшения своих жилищ.
Словно на витрине, художник расставляет перед нами кухонную утварь, цветы, фрукты, предметы быта, заморские диковинки, желая через их красоту рассказать о благосостоянии своей родины, и, казалось бы, все в них просто и понятно.
Однако так уж ли они просты, и правильно ли мы понимаем натюрморты, особенно старинные?
Можно ограничиться впечатлением от созерцания изображений: любоваться мастерством живописца, яркостью красок, особенностями передачи фактуры, в то время, как натюрморты часто несут в себе важное скрытое значение. При этом изображения предметов, в большинстве случаев знакомых, наделяются дополнительным символическим значением.
Секрет «чтения» натюрмортов заключается в расшифровке сложной системы символов и знаков, свойственных эпохе, и использовавшихся старыми мастерами.
Зрителю предлагается некая интеллектуальная игра - отталкиваясь от реальностей натюрморта, выйти на путь сложных ассоциаций. Это значит, что для зрителей, не знакомых с традициями той эпохи «многослойность» натюрмортов часто не доступна. Однако любые интеллектуальные игры при «чтении» натюрмортов не должны затмевать изумительной красоты полотен и восхищения мастерством художников.
Возникновение жанра голландского натюрморта необходимо рассматривать в контексте кальвинизма (направления протестантизма), как духовного движения, наиболее характерного для Голландии. Картины из церквей удалялись, ибо считалось, что искусство не касается существа веры, и протестантская служба не нуждается в чувственном обрамлении - она более для слуха, чем для глаза. Искусству оставлялась лишь задача укрепление морали.
Это ускорило развитие светских тенденций в искусстве, и картины стали переселяться в дома бюргеров. Это поощряло обращение голландских художников к жанру натюрморта.
Первые «stilleven» были сюжетно просты, изображение в них выстраивалось торжественно
и чинно: хлеб, бокал вина, рыба - символы Христа, нож - символ жертвы, лимон - символ неутоленной жажды; орехи в скорлупе - душа, скованная грехом; яблоко напоминает о грехопадении и так далее.
Постепенно сформировался классический натюрморт с его излюбленными сюжетами:
Читать далее...