Когда я рассказываю в своих статьях о Российском камнерезном искусстве, многие с удивлением пишут в комментариях - "Надо же, а я думал(а), что и камнерезов-то у нас уже не осталось!" На самом деле расцвет камнерезной миниатюры и скульптуры в России начался уже больше четверти века назад. Сейчас же это искусство достигло настолько высокого уровня, что многие произведения находятся как в частных, так и в музейных коллекциях
Санкт-Петербург и Екатеринбург неофициально признаны камнерезными центрами страны. И сегодня я хочу рассказать об одном из самых талантливых скульпторов Санкт-Петербургской школы резьбы по камню - Александре Веселовском. И конечно показать его работы
Александр родился в 1975 году в городе Апатиты Мурманской области. И как это часто случается среди одаренных мастеров, профессию поначалу он выбрал очень далекую от мира искусства - в планах было стать радиоинженером. Но судьбу не обманешь
Первые серьезные шаги в камнерезном деле будущий скульптор сделал в камнерезной мастерской «Эболи». А в 2000 году Александр вместе с Антоном Ананьевым организовали свою творческую мастерскую - «Каменный Гость»
В Петербурге на тот момент было несколько компаний, занимавшихся резьбой по камню. Например, группа Александра Левенталя. Или "Школа камнерезного искусства", большая мастерская, которой руководили Шиманский и Корнилов, два очень талантливых мастера. Однако так уж вышло, что Александру Веселовскому пришлось учиться большинству вещей самостоятельно. И хотя базовые знания и навыки начинающий художник по камню получил от Бориса Павловича Игдалова - директора Царскосельских янтарных мастерских - полагаться приходилось в основном на себя, и нарабатывать представления о работе с камнем самостоятельно
Путь к овладению мастерством занял годы, первые авторские работы были созданы лишь спустя несколько лет, уже в 2000-х. Как раз тогда и появилась большая камнерезная мастерская «Каменный гость».
Александра Часто спрашивают, как рождаются работы, откуда приходят идеи. Он улыбается, и вспоминает поговорку - "Гений ворует у Бога". "Мы смотрим на природу, смотрим на людей, подмечаем какие-то моменты. А дальше все это нужно просто отобразить в камне" - говорит скульптор
Александр Веселовский считает очень важным понимать камень, знать его структуру, видеть и чувствовать цвет. По его словам искусство - это эмоция, вызванная предметом, который сделал художник. А ремесло - это умение сделать предмет, но не обязательно вызывать эмоции
Работы Александра Веселовского поражают мастерством и сложностью исполнения. Он умеет талантливо сочетать традиционные техники камнерезного искусства с глубоким символизмом. А еще - скульптор, работающий с твёрдым камнем, часто обращается к мифологическим, религиозным и философским темам
Образ Харона из серии «Лики страха» заставляет задуматься о вечных темах - жизни и смерти. Древнегреческого перевозчика душ Александра Веселовский создал в виде гондольера. Но только перевозит он людей не через венецианские каналы, а от жизни к смерти. А приглашающий жест словно намек на принятие неизбежного
"Харона" художник создал в 2005г, и повторил, немного изменив, в 2024г
Интересно посмотреть, как художник по камню представляет Тесея - героя, победившего Минотавра.
Тесей Александра Веселовского не привычный нам героический спаситель, а скорее безжалостный воин, человек действия, а не раздумий. То, что он носит шлем из головы поверженного Минотавра, говорит о том, что это не просто триумф, а демонстрация силы, возможно, даже трофей, напоминающий о звериной сущности, как врага, так и самого Тесея
Скульптура "Медуза" из джамбульского халцедона. Продана на аукционе Sotheby's
Очень необычна скульптура «Scorpions». Вырезанная из нефрита, она посвящена знаменитой музыкальной группе, и той музыке, которую Александр любил слушать в детстве.
В 2022 году композиция Александра Веселовского «Scorpions» вошла в постоянную экспозицию Государственного Эрмитажа в разделе «Современное камнерезное искусство»
Совсем по другому смотрится трогательная и нежная флористическая композиция "Колокольчик", созданная из зеленого нефрита, горного хрусталя и афганского лазурита.
В миниатюрной вазе, вырезанной из прозрачного горного хрусталя, непринужденно расположился колокольчик. Синие цветки склонили головки над острыми листьями. Темный и яркий оттенок синего — редкий по цвету афганский лазурит, добытый на Бадахшанском месторождении. Глухая непрозрачность цветков колокольчика красиво перекликается с полупрозрачно-зеленым нефритом листьев, а сияющий золотом стебель делает сине-зеленый образ будто пронизанным светом закатного солнца
За 30 лет работы Александр Веселовский создал около 350 работ. В 2010–2011 годах его авторские объекты продавались на аукционе Sotheby’s в рамках проекта общества London Friends of Hermitage. А его камнерезная студия в Санкт-Петербурге и сейчас продолжает выполнять работы на заказ, в том числе букетики цветов в стаканчиках из горного хрусталя, на уровне Faberge.
Если Вам, как и мне, было интересно творчество Александра Веселовского, вы можете заглянуть на его сайт - veselovsky.ru - и узнать о проектах, планах и выставках мастера и его Камнерезной мастерской