• Авторизация


Абрамцево-кудринская резьба - художественный промысел резьбы по дереву. 09-04-2025 20:27 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[700x466]
Абрамцево-кудринская резьба по дереву – это художественный промысел, который зародился в окрестностях усадьбы Абрамцево в Подмосковье в конце 19 века. Своим возникновением она обязана кружку художников села, организованному Еленой Дмитриевной Поленовой в поместье Саввы Ивановича Мамонтова. Он был известным в России меценатом, который помогал сохранять и развивать народные промыслы своего края. На основе данного кружка в 1882 году открылась столярно-резницкая мастерская, давшая старт трудовой деятельности многих мастеров из ближайших сел – Кудрино, Хотьково, Ахтырки и Мутовки.
[700x416]

Жена Саввы Мамонтова организовала в усадьбе школу грамотности для деревенских ребят из окрестных сел и деревень. Помимо уроков школьной программы, было принято решение обучить детей мастерству резчиков по дереву, чтобы они после окончания учебы могли зарабатывать на хлеб своим трудом. Так появилась мастерская, где преподавали столярное и резницкое дело. Многие ребята с радостью пошли туда учиться. Обучение было полностью бесплатным в течение трех лет. 
[700x605]

Ученикам преподавали основы рисунка и живописи, всячески содействовали творческому подходу ребят к работе. Занятия проводились на территории музея усадьбы, в котором были собраны предметы народных промыслов. Ученики имели возможность знакомиться с экспонатами огромной коллекции. После окончания учебы им преподносили в дар верстак и инструменты для резьбы по дереву, чтобы они могли самостоятельно начать работу у себя дома.
[564x395]

В 1885 году мастерскую возглавила художница Е. Д. Поленова, которая оказала огромное влияние на развитие абрамцево-кудринской резьбы. Именно по ее эскизам мастера делали резную мебель – полочки и шкафы, стулья и комоды, столы и кресла, которые в конце 19 века распродавались в московских магазинах, сначала при Кустарном музее у Никитских ворот, а затем – на Петровке.
Хотя сейчас многие исследователи критикуют ее стиль резьбы, называя его формальным и тяжеловесным, но именно это и придает изделиям яркость и самобытность.
[700x438]
Одним из талантливых и предприимчивых учеников мастерской в Абрамцево был будущий основатель производства, ставшего основой промысла кудринской резьбы. Это был житель деревни Кудрино, которая располагалась в 4 км от школы, сын простого крестьянина Василий Петрович Ворносков. Одиннадцатилетним мальчиком он отправился обучаться грамоте в школу Мамонтовой. Как раз в то время открылась столярно-резницкая мастерская, куда решил записаться и Василий.
[500x495]

Мальчик учился усердно, к тому же имел организаторские способности, которые и помогли ему после окончания учебы создать производство, прославившее его на многие годы. Мальчик с друзьями подолгу засиживался в музее, рассматривая образцы работ других мастеров, изучая рисунки и эскизы художников. Василий старался не только четко выполнять работу по данным эскизам, но и самостоятельно придумывать рисунки и узоры. Преподаватели всячески поощряли творческие порывы паренька.
[500x439]

После окончания учебы в 1890 году В. П. Ворносков открыл небольшую мастерскую в родном Кудрино, однако еще выполнял заказы, поступающие из абрамцевской мастерской. Со временем у Василия Петровича сформировался собственный стиль. Такой стиль называли в честь мастера ворносковской резьбой. Второе название происходит от наименования села, где работал мастер. Это кудринская резьба, или в простонародье “кудринка”, которая сразу завоевала большую популярность по всей стране, работы выставлялись в Париже и получали золотые или серебряные награды.
[700x525]

Еще на первых этапах своей истории кудринская резьба имела богатую цветовую гамму. Используя морилки и красители разных оттенков, работам придавали все оттенки коричневого, от золотистого до глубокого темного цвета. Еще В. П. Ворносков применял темное морение под дуб, а также добивался серых и оливковых тонировок. Однако, каким бы способом ни проводилось окрашивание, на изделиях четко просматривалась структура древесины.
[700x700]

Любая отделка призвана только подчеркнуть красоту дерева и выделить линии орнамента, сделать их более объемными. Иногда изделия с кудринской резьбой по дереву только прошкуривались и обрабатывались белым воском.
[699x700]

К сожалению, художественный промысел в наши дни угасает и не имеет особой популярности. Фабрика, которая раньше находилась в г. Хотьково, закрылась. Выпускники Абрамцевского колледжа имени В. М. Васнецова работают в частных мастерских, которые занимаются кустарным производством поделок на продажу в качестве сувениров. Это мелкие утилитарные предметы быта – тарелки, шкатулки, солонки, настенные панно или курительные наборы.
[700x525]
[700x503] [700x449]
[468x700]
[525x700] [404x700] [700x700] [500x545]

[700x443] [700x485] [393x700] [700x525]
[640x419]

источник и просторы интернета

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Абрамцево-кудринская резьба - художественный промысел резьбы по дереву. | Хильда56 - Всё, что мне интересно | Лента друзей Хильда56 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»