Говорят, что в успехе компании 20% являются заслугой сотрудников, 80% – руководителя. И действительно, только руководитель может сплотить коллектив, воодушевить его на достижение поставленных целей и пробудить творческие силы и стремление к успеху в каждом, без чего невозможны никакие свершения. Но сделать это очень трудно. Зато вызвать у подчиненных отвращение к выполняемой работе и к начальнику проще простого – для этого последнему достаточно иметь несколько отрицательных черт или привычек поведения. Ниже перечислены семь смертных грехов руководителя, некоторые из которых совпадают с известными христианскими грехами, но в данном случае рассматриваются с сугубо практической точки зрения.
1 Некомпетентность
– Что это? – Синхрофазотрон, товарищ генерал! – Сам вижу, что синхрофазотрон! Почему не покрашен, спрашиваю? СОВЕТ: не стесняйтесь и задавайте подчиненным любые вопросы. Так вы продемонстрируете, что уважаете их как специалистов и покажете свою любознательность. Любознательного же человека никто не окрестит неграмотным.
Если человек не умеет управлять собой, ему не стоит даже и пытаться управлять другими людьми. Гневливость, кстати, является смертным грехом и по убеждению Фомы Аквинского. Ничем не может быть оправдана и грубость руководителя, его нетактичность и невоспитанность в обращении с подчиненными. СОВЕТ: представьте себя аристократом и ведите себя подчеркнуто сдержанно и вежливо. В случае срывов – немедленно кайтесь и извиняйтесь. Способный на извинения начальник – редкость, и такому многое простят.
[400x276]
Медлительный, колеблющийся с принятием решений начальник никогда не будет пользоваться авторитетом. Кто захочет подчиняться рохле? СОВЕТ: создайте образ решительного, энергичного человека и старательно его поддерживайте. Повесьте над столом девиз ВВС США: «Трудные задачи выполняем немедленно, невозможные –чуть погодя». Со временем вы, действительно, станете тем, кем стараетесь казаться.
Если сам начальник ленив, нерадив и склонен создавать лишь видимость работы, то, спрашивается, что он хочет от подчиненных? СОВЕТ: занимайтесь самомотивацией. К примеру, Анри де Сен-Симон приказывал слуге каждое утро будить его словами: «Вставайте, граф, вас ждут великие дела!» Применяйте к себе идеи из литературы по мотивации персонала.
Высокомерие – отталкивает, бахвальство – вызывает презрение, а равнодушие – может породить ненависть. Как бы руководитель ни относился к подчиненным в действительности, как бы ни гордился своими успехами, как бы ни был озабочен собственными проблемами, он не имеет права вести себя свысока, хвастливо или проявлять безразличие. Если, конечно, хочет пользоваться уважением. СОВЕТ: всегда ведите себя с сотрудниками так же, как вы ведете себя с клиентами.
[400x223]
«Все искусство управления состоит в искусстве быть честным», – говорил Томас Джефферсон. Достаточно один раз обмануть или не выполнить данное обещание, чтобы раз и навсегда утратить доверие подчиненных и даже порой пробудить мстительность и нажить неприятности. А если деятельность фирмы не во всем «чистая», например, используются схемы для ухода от налогов, то ее руководитель тем более должен быть порядочен в отношениях с сотрудниками. Нельзя обманывать сразу всех: и государство, и подчиненных. Доносы со стороны обиженных работников – совсем не редкость. СОВЕТ: всегда помните, что «доверие – это товар, и у него есть реальная экономическая и практическая ценность». Это слова нобелевского лауреата по экономике Кеннета Эрроу.
7 Жадность
Тахир Базаров, психолог и специалист в области управления персоналом, рассказывал, как к нему обратился один предприниматель на предмет выявления воровства на предприятии. Эксперт задал несколько вопросов, а затем еще один: «У вас в месяц воруют на такую-то сумму, так?», – и прокомментировал пораженному бизнесмену: – Совсем не обязательно работать у вас, чтобы понимать, что люди будут компенсировать то, что вы им не доплачиваете. Жадность является весьма отвратительным качеством в глазах окружающих, а для руководителя – во многих случаях – может оказаться роковым.
СОВЕТ: поменяйте точку зрения и считайте, что зарплата – это вложение средств, а не их расход. Кроме того, превратите недостаток в достоинство, пропагандируя среди подчиненных идею бережливости, которая обеспечит фирме конкурентоспособность и перспективу.
57957919408.22224574.1411370204.2523fc10f1cdb1a6520c0289bcd3d75119408.2378705.1411369945.80a50713042df6a50bfc6cde730d6da4