После смерти моей мамы у меня был очень тяжёлый период, вот только сейчас наконец-то отпустило. Летом муж предложил купить автомобиль в кредит, я очень обрадовалась. Раньше у нас была машина, но после операции позвоночника у мужа её пришлось продать, т.к. муж очень долго восстанавливался, и машина стояла без дела. За несколько лет я уже смирилась, что автомобиля у нас нет и не будет, и вдруг такая радость. Всё лето и осень по выходным и во время отпуска мужа мы ездили в лес, собирали ягоды и грибы. Сейчас просто ездим за город, да и по городу тоже. Вот наша ласточка
Из Иркутска выходят 7 основных дорог, называются они трактами. Все они очень отличаются друг от друга, просто диву даёшься, насколько разнообразна наша природа, как будто едешь по разным климатическим зонам. По 4 трактам можно попасть на Байкал. Это Байкальский, Голоустненский, Качугский и Култукский тракты.
Самый короткий из них – Байкальский (64 км), идёт на юго-восток области. Заканчивается он в посёлке Листвянка, это ближайшее от Иркутска место на Байкале. Далее вдоль Байкала идёт небезопасная горная пешеходная тропа. В другие места на Байкале из Листвянки можно попасть на теплоходе.
Протяжённость Голоустненского тракта составляет 120 км. Мы в прошлом году открыли его для себя. Необычайно красивая дорога. Об этом тракте расскажу в следующем посте.
Качугский тракт имеет протяжённость 256 км. Он идёт в северные районы Иркутской области. Большая часть его проходит по Усть-Ордынскому Бурятскому округу. Здесь, в основном, степи, поля и перелески. Летом там очень жарко, зато растёт земляника, а кузнечики стрекочут так, что заглушают шум двигателя автомобиля. Именно по этому тракту все и ездят отдыхать на Байкал, на Малое море, остров Ольхон и т.д. До побережья Малого моря от Иркутска 250-300 км. Чтобы попасть туда, нужно в селе Баяндай свернуть с Качугского тракта на восток. К сожалению, я никогда не была в тех местах, но не теряю надежду побывать там.
И наконец, Култукский тракт. Пожалуй, самая красивая, но и самая аварийно-опасная дорога области. Проходит по горам, покрытым лесными массивами. На дороге много опасных поворотов и серпантина, к тому же это одна из самых оживлённых трасс, по которой движется множество фур. Трасса идёт до рабочего посёлка Култук, расположенного на юго-западной оконечности Байкала, расстояние от Иркутска – 100 км. Далее дорога идёт по южному берегу Байкала, в Бурятию и Читу.
Зимой мы решили побывать в интересных местах нашей области. Прежде всего съездили в Листвянку. Листвянка – северо-западная оконечность Байкала, где из него вытекает Ангара. Так как Байкал со всех сторон зажат горами, практически во всех городах и посёлках побережья Байкала вдоль самого озера находится только узкая прибрежная полоса. Листвянка не является исключением, и почти вся она застроена домами, гостиницами, кафе, ресторанами и т.д. Народу много, толкучка, шум. Поэтому мы не очень любим Листвянку и редко ездим туда. И в этот раз побыли там совсем недолго, фото делать не стали. Скажу только, что меня поразило, что было начало января, а льда на Байкале в Листвянке не было. Видимо потому, что зима в этом году тёплая, сильных морозов не было. Предприимчивые местные жители зазывали на теплоходные экскурсии. Теплоходная экскурсия зимой? Брр...
Следующие наши поездки были удачнее. Сначала мы съездили в Мальту. Да-да, не удивляйтесь, у нас есть своя сибирская Мальта, правда с ударением на последний слог Мальта́ (от бурятского слова мойлон – «черёмуха», «черёмуховое место»). Находится село сразу за городом Усолье-Сибирское, на реке Белая. На въезде всех встречают вот такие симпатичные мамонты.
Дело в том, что на месте современной деревни была стоянка древнего человека времен позднего палеолита (24-26 тысяч лет назад). Там было найдено (и до сих пор находят) множество костей мамонтов и древних носорогов, а также были обнаружены и другие находки. Ещё одну стоянку древнего человека нашли в селе Буреть Боханского района Усть-Ордынского Бурятского округа, село находится в 13 км от Мальты.
В общей коллекции с Мальтинской стоянки насчитывается более 850 предметов: человеческие фигурки и их фрагменты, фигурки птиц и различных животных, украшения, браслеты, орнаментированные жезлы и диски, и т.д. Самые известные фигурки – это женские статуэтки. Сибирские палеолитические венеры заметно отличаются от безликих европейских, выполненных в более примитивной манере. Головки наших статуэток крупные и часто обладают схематически моделированным лицом и причёской. Поверхность большинства из них покрыта орнаментом, так изображалась меховая одежда. Почти все они изготовлены из бивня мамонта, одна – из рога северного оленя. В Мальте и Бурети найдено около 40 статуэток от 3,7 см до 13,6 см в высоту. А всего в мире найдено около 100 палеолитических венер.
К сожалению, абсолютно все находки были вывезены в Москву и Санкт-Петербург. Как ни упрашивали наши власти, нам не досталось ничего. Хотя кое-что осталось – огромный котлован, вырытый археологами, который местные жители приспособили под свалку. Но не будем о грустном. В 2015 году в честь 90-летия Усольского района возле Мальты были установлены скульптурные композиции «Мамонты» и «Носороги». А теперь наши фотографии мамонтов и носорогов, и я на их фоне.
Несколько раз мы ездили в село Шаманка, по Качугскому тракту. Оно находится рядом с селом Моты. В Мотах живут не те, кто любит проматывать деньги. Название села происходит от эвенкийского слова моты – «лось». Местность когда-то изобиловала лосями, которые теперь здесь не встречаются.
Шаманка – одно из самых живописных сёл Шелеховского района, недаром его жители подали заявку на вступление в Ассоциацию самых красивых деревень России. Нам оно очень понравилось. Село расположено на месте слияния двух рек – Иркута и Шаманки, у подножия знаменитого Шаманского утёса, который является памятником природы. Шаманский утёс имеет 33 выступа, за что в народе его зовут «33 богатыря».
Главная рукотворная достопримечательность села – это подвесной пешеходный мост через реку Иркут, летом только по нему и можно попасть в село. При ходьбе по мосту чувствуется порядочная амплитуда, особенно если по мосту идут несколько человек. Мне понравилось на нём раскачиваться. Но думаю, при сильном ветре ощущения не слишком приятные. Летом в село можно ещё попасть, воспользовавшись паромной переправой, а зимой – по льду.
А теперь наши фотографии, сделанные в Шаманке. Надо будет обязательно съездить туда летом, чтобы походить по мосту, когда внизу течёт Иркут.
Ещё одна наша поездка была в посёлок Раздолье Усольского района. Там также находится подвесной пешеходный мост, но уже через реку Китой (название реки обозначает «Волчья пасть» на тофаларском или тунгусском наречии). Правда, мост оказался не таким живописным, как в Шаманке. И конструкция более основательная, мост не раскачивается.
Последней нашей зимней поездкой была поездка по Качугскому тракту до села Баяндай (в переводе с бурятского означает «богатый край», «богатая земля»). Здесь, в основном, мы видели пасущиеся стада в бурятских степях. Интересна фигура всадника в посёлке Усть-Ордынский.
И вот такого замечательного оленя с золотыми рогами мы сфотографировали при въезде в Баяндаевский район.
Но самым замечательным была наша встреча с хищником, который вдруг почему-то приземлился на обочину дороги. Сфотографировать его не успели, быстро ехали, но выглядел он примерно так.
Посмотрели в интернете, кто у нас водится, и пришли к выводу, что это беркут. Во-первых, это самый большой из наших орлов, а во-вторых, только беркуты остаются у нас зимовать. Скажу честно, если бы я не ехала на машине, а шла по дороге, и рядом со мной приземлилось бы такое чудо, я бы умерла от страха. Самое непонятное, что ему было нужно на дороге. Машины так носятся, что запросто могут снести кого угодно. Но очень надеемся, что всё у нашего хищника хорошо.
Вот и всё, что я хотела вам рассказать о наших зимних поездках по достопримечательностям Иркутской области. Остальные поездки были просто в лес, на природу. Ещё расскажу вам немного о Голоустненском тракте и о необычных названиях населённых пунктов и рек Иркутской области.