Тишина посольских переулков
25-09-2017 09:45
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Кино про жизнь и про любовь
Встреча с московским сценаристом, режиссером документальных фильмов Валерием Бакировым. Он почти всегда в дороге, в пути – то в Мурманске, то в Ставрополе, то в Донецке. Недавно, будучи на фестивале документальных фильмов в Самаре, вырвался оттуда на несколько дней и заглянул в родные края. В Башкирии у него живут мама, сестра с семьей. И друзья. Они и организовали встречу-просмотр новых работ во ВНИИГИС. Тагир Мамлеев сидел за монитором, обеспечивая показ. Все остальные – прийти смогли немногие – расположились за большим столом зала ученого совета.
Любимый хлеб
Валерий сам пишет сценарии, часто выступает в качестве режиссера, ведущего. Иногда в фильмах звучат его стихи и песни. Он лауреат Всероссийского сценарного конкурса «Россия. Большая и многонациональная» 2007 года. Автор книги «Склонность к побегу». В списке его достижений в основном документалистика, есть и художественный фильм по его сценарию – «Белый ягель» (руководитель проекта режиссер и актер Владимир Меньшов). В 2014 году «Белый ягель» получил приз зрительских симпатий на Московском международном кинофестивале, а в 2015-м был отмечен жюри XXI Лос-Анджелесского кинофестиваля, получил более 70-ти призов на различных кинофорумах, а также был номинирован на «Оскар».
В Октябрьском мы увидели новый документальный фильм «Слово о бородинском хлебе». Оказалось, что его пекли в монастыре, которому покровительствовала вдова погибшего в Бородинском сражении генерала Тучкова. Она построила на месте гибели мужа часовню. В монастыре и придумали рецепт этого заварного хлеба без дрожжей, и готовят его все так же до сих пор. Сверху хлеб посыпался травами, которые монахини собирали на бородинском поле и сушили. После революции нарком Анастас Микоян, который занимался вопросами продовольствия, решил внедрить этот хлеб в пищевую промышленность. Рецепт изменили – стали делать на дрожжах, а сверху посыпали семенами кориандра, который напоминал картечь. После фильма возникла дискуссия по поводу хлеба, который многие любят. Знатоки утверждали, что в Москве можно купить настоящий «Бородинский», в Самаре тоже, а вот в Октябрьском – нет, совсем не то.
«Осень в дубовых лесах»
Нетрудно пересказать сюжет фильма, но передать созданную там атмосферу, облик людей – практически невозможно, потому что документальный фильм на самом деле сложная конструкция, маленькая и поэтому очень выразительная. В общем, это жизнь, которую мы проживаем за двадцать минут экранного времени, эти минуты встраиваются в наше сознание, мысли, входят в наш мир. Так, как «Осень в дубовых лесах» – история про кино, про жизнь и про любовь. Не так давно по каналу «Культура» прошел фильм «Любовь», снятый в 60-годы, и показали его, видимо, в связи со смертью режиссера. Фильм состоял из четырех новелл, и одна -- «Осень в дубовых лесах» – была снята по рассказу Юрия Казакова. Героиню играла молодая, необыкновенная Светлана Светличная. Тогда фильм не был допущен до массового показа в кинотеатрах и по телевидению. Все эти годы Светлана не знала, что играла реальную женщину – Марину Литвинову. Она переводчик с английского, профессор Лингвистического университета, знаменитый шекспировед, единственная женщина, которая является действительным членом Британского бэконианского общества. Она любила знаменитого советского писателя Юрия Казакова, которого считали основателем мощного литературного течения «деревенская проза». «Осень в дубовых лесах» – это история их романа. К сожалению, Юрий Казаков пил, и это его скоро погубило. Обо всем этом не знали ни режиссер, ни актеры фильма «Любовь...». Историю волей случая раскопал Валерий Бакиров. Он со студенческих лет дружил с дочерью Марины Литвиновой, и только недавно у них завязался разговор, из которого все это стало ясно. Валерий отправил эту информацию в Израиль, где находился в последние годы перед смертью режиссер Михаил Калик, и надеется, что он успел получить известие. А потрясенная Светлана Светличная, которую мы больше знаем по фильму «Бриллиантовая рука», встретилась со своей героиней в старом московском дворе. «Осень в дубовых лесах»... Две знаменитые женщины, ученый и актриса, две сложные судьбы. В общем, Валерий Бакиров снял потрясающий документальный фильм. Судьба благоволит подлинному мастеру, подкидывая такие подарки, как этот сюжет.
Еще мы увидели фильм «Тишина посольских переулков». Речь о Самаре, которая в годы войны была запасной столицей СССР. Когда фашисты подошли к Москве, в Куйбышев, как назывался город в советское время, были переведены все посольства. Их устроили в старинные дворянские особняки. Старожилы помнят разные истории. Например, о том, как американские дипломаты дрались с японскими, когда стало известно о бомбежке Перл-Харбор. О том, как во многих исторических дворцах с большими позолоченными залами в спальнях было невозможно уснуть -- донимали клопы. О том, как удачно устроились шведы -- у них здание оказалось на редкость чистым и уютным, все остальные им завидовали. Дипломаты тоже просто люди.
Еще сохранились эти улочки, где стоят особняки, вызывающие воспоминания о прошлом. Но многие из них неухожены, обречены на снос. Грустная картина, которая происходит сейчас в любом городе с большой историей.
Валерий Бакиров поделился с нами не только своими фильмами. Вокруг творческого человека создается особенная атмосфера, в которой легко дышать, хочется говорить, улыбаться, думать. Она воодушевляет. И за этот дар – спасибо.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote