"Промысл Божий (слово промысел - относится к ремеслу; народный промысел, но промысл Божий) - непрестанное действие в мире всеблагой, всепремудрой и всемогущей воли Божией, всё обращающей ко благу и направляющей к вечному спасению каждого человека в отдельности и человечество в целом".
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge2/davudenkov_dogmatika_1g_04_all.shtml
"Громко вскрикнул Иван Дмитрич. Должно быть, и его били. Затем всё стихло. Жидкий лунный свет шел сквозь решетки, и на полу лежала тень, похожая на сеть. Было страшно. Андрей Ефимыч лег и притаил дыхание; он с ужасом ждал, что его ударят еще раз. Точно кто взял серп, воткнул в него и несколько раз повернул в груди и в кишках. От боли он укусил подушку и стиснул зубы, и вдруг в голове его, среди хаоса, ясно мелькнула страшная, невыносимая мысль, что такую же точно боль должны были испытывать годами, изо дня в день эти люди, казавшиеся теперь при лунном свете черными тенями. Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят. Он вскочил, хотел крикнуть изо всех сил и бежать скорее, чтоб убить Никиту, потом Хоботова, смотрителя и фельдшера, потом себя, но из груди не вышло ни одного звука и ноги не повиновались; задыхаясь, он рванул на груди халат и рубаху, порвал и без чувств повалился на кровать..."
А. П. Чехов. Палата № 6
Из лекции профессора МДА А. И. Осипова:
"Говорят, что христианство заимствовало понятие судьбы у стоиков. Отсюда речь идёт о роке.
Однако христианство решительно отвергает учение о судьбе или о роке. И более того, если исходить из того принципа христианской веры, что Бог есть неизменяемая, постоянно действующая Любовь по отношению к человеку, то вывод такой: мы творим свою судьбу - своим отношением, своим поведением. Мы можем эту постоянно действующую Любовь отвергнуть, закрыться от нее, чуть-чуть принять или совсем принять. В результате мы творим свою судьбу.
Недаром Марк Подвижник говорил: «Всё скорбное, что происходит с нами, совершается за возношение наше»".
"По выражению Макария Египетского, это возношение наше есть медная стена между человеком и Богом. И когда мы закрываемся от этого света Божественной любви и попадаем в темноту, то мы начинаем падать через пень-колоду, из одной грязной лужи в другую.
Мы творим свою судьбу не потому, что отвергаем Бога, не потому, что без Бога могли бы что-то сделать, а потому, что от нашей воли зависит, как мы воспримем этот Свет Любви Божией, примем или нет.
Антоний Великий об этом писал: «Когда мы живем по заповедям, то соединяемся с Духом Божиим, когда же мы живем противно этому - соединяемся с демонами-мучителями». А мы кричим – ах, со мною скорби! Но не Бог и не диавол соединяет с демонами-мучителями, а мы сами, добровольно, своим добром или злом.
Т.е. христианство утверждает, что у человека есть свобода – а стоики отвергали её.
Итак, христианство категорически отвергает идею судьбы, как её часто выражают: «Чему быть, того не миновать».
Ведь было Божие определение о разрушении Ниневии – что через три дня она будет разрушена. Садится пророк Иона под тыкву – и какой результат – Ниневия остается. Иона был возмущен сначала – зачем же его Бог посылал? И какой ему был ответ. Вот, оказывается, что делает покаяние – т.е. изменение наших мыслей. Когда мы меняем свои мысли – тогда меняется все вокруг.
Каков исток стоического учения о судьбе («чему быть, того не миновать»)? Действительно, что-то есть в природе, склонное к такому пониманию нашей жизни. Стоическое сознание сформулировало это четко: что Логос есть тот безусловный закон, которым всё живет и существует. Отсюда у стоиков и понятие о судьбе (рок, фатум) – как нечто безусловное, чего человек не может избежать. Идеалом стоиков является бесстрастный мудрец, которого можно представить в виде мраморной статуи – он просто понимает, что все будет так, как будет.
Но действительно ли в жизни человека совершается то, от чего он никуда не денется?
Есть кальвинизм и реформатство, которые прямо догматизировали эту классическую стоическую идею, только выразили это в иных словах – так называемое учение о предопределении. Что Бог предопределил – то и будет.
Здесь тонкая вещь, связанная с двумя понятиями – предведение и предопределение. Ведь даже мы иногда можем предвидеть некоторые события, или некоторые факты, или некоторый образ поведения того или иного человека, который попадет в какую-либо ситуацию (например, обязательно напьется, его не удержать).
Оказывается, Господь Бог тоже может предвидеть, как это ни удивительно. Итак, есть предведение – как человек себя поведет в том или ином случае, а есть предопределение, которое означает уже закон поведения его – это безусловный закон, от которого он никуда не уйдет. Куда ты ни беги – попадешь сюда, никуда не денешься.
Учение о предопределении связано с ложным пониманием свободы человека. Протестантизм решительно отвергает православное учение о синергии (что ни Бог не может ничего сделать с человеком без человека, ни человек не может спастись без Бога. То есть требуется согласованность двух воль). Когда было осуждено монофелитство во Христе, то тем самым оно было осуждено и в принципе, а не только во Христе.
Т.е. осуждено то учение, что только Бог определяет всю нашу жизнь.
Во многом от человека, от его произволения зависит его земная жизнь, а не только спасение. На наших глазах это совершается, мы видим, как человек может испортить себе жизнь, всё зависит от него. Христианство именно это утверждает – богоподобие человека в этом смысле – т.е. он способен сам от себя принимать решения, действовать. Христианство исповедует только синергию.
Отсюда – вывод: даже наша земная жизнь во многом обусловлена нашим личным произволением, личной волей. Во многом – не во всём, но в самом главном.
Не во всем – потому что мы все рождаемся с различными наклонностями, различными свойствами характера и различными способностями. Нельзя же сказать, что жизнь человека зависит только от его воли (например, он хотел быть музыкантом, а ему медведь на ухо наступил).
Но главным остается воля, произволение человека. Именно своей волей он может избежать множества скорбей. И своей волей он может приобрести множество страданий. Яркий пример – Ниневия. Более того, Господь в Евангелии, когда Ему сообщили, что Силоамская башня упала и побила 18 человек, ответил – «думаете, они были грешнее всех в Иерусалиме? – Нет, но если не покаетесь – так же погибнете».
Т.е. случай с Ниневией Господь подтвердил этими словами – что это не просто случай, а принцип жизни, в котором человеческая воля является главнейшим фактором. А как Он об Иерусалиме плакал – «сколько раз посылал Я к вам…»
Оказывается, свобода личности является важнейшим из условий, благодаря которым наша земная жизнь (я не говорю о небесной – это само собой разумеется) – мы говорим о стоическом понимании судьбы, даже не о спасении, а о судьбе – оказывается, все жизненные ситуации, в которые попадает человек, обуславливаются не каким-то предопределением и Божественным произволением, нет. Самое главное – наша воля, наше сознание.
А мы не придаем значения своим мыслям, а это – беда. Не придавая этому значения, мы искривляем свой путь, уходим с прямой дороги в канавы, рвы и т. д.
Благодаря, например, нечистым мыслям - человек может быть по наружности вполне приличным, а изнутри полностью сгнить.
Итак, наше отношение к судьбе во многом определяется нашим внутренним миром.
Недаром св. Игнатий [Брянчанинов] называл мысль рулем, который поворачивает весь корабль в ту или другую сторону. Итак, своей мыслью мы можем решительно влиять на судьбу (не только когда мы принимаем какие-то решения – это очевидно; а я говорю о любых мыслях). Нет такого, что подумал – и прошло. Нет. Каждым этим актом мы влияем на душу определенным образом (например, наносим раны – нечистыми мыслями). А затем – это определяет нашу жизненную ситуацию. Как для больного или здорового требуются разные внешние условия жизни (например, для больного туберкулезом – сосновые, еловые леса), для другой болезни – другие внешние условия – так и здесь. Мы сами себе создаем все предпосылки для условий нашей внешней жизни.
А потом удивляемся, разводим руками, как слепые котята.
Итак, поскольку Бог есть постоянно действующая любовь, то свою судьбу уже здесь, в земных условиях, определяем мы сами в большей степени.
В этом вопросе мы чрезвычайно расходимся со всеми остальными протестантами, как и с кальвинистами. Здесь есть один момент: кальвинизм сказал: 2х2=4. А весь остальной протестантизм сказал: 2х2 – и замолчал в страхе. – «Ну что же, 4?» - Опустили голову стыдливо.
Это отрицание духовной жизни человека, непонимание того, что человек – это духовная личность, а не игрушка.
Это о стоическом учении о роке, судьбе, фатуме.
Далее – даже в одних и тех же одинаковых внешних обстоятельствах человек может себя чувствовать очень различно. При правильном внутреннем отношении даже к очень тяжелым житейским обстоятельствам он может переживать их достаточно легко. При менее правильном – он может страдать тяжело.
Что такое промысл Божий? – это такое действие Божие, которое создает внешние условия нашей жизни адекватно, соответствующе нашему духовному состоянию, чтобы помочь человеку осознать себя с точки зрения добра и зла.
Промысл Божий не ставит нас насильно в условия, когда мы вынуждены что-то признать. Нет – он ставит нас в наилучшие, оптимальные условия, при которых мы можем познать сами себя, видеть себя, оценить себя – и сделать выбор.
И как часто люди, с которыми что-то происходит, начинают искать причину в других людях – кто меня оскорбил, кто меня подставил? Кто меня «испортил»? Все вокруг меня!
Христианство же призывает: человек, к себе обратись! Всё, что случается с нами – это голос Божий, перст Божий, призывающий: посмотри на себя, обрати внимание, посмотри трезво. И сделай выбор – продолжить или покаяться.
Вывод – каждый человек в любой момент времени, в любое мгновение – находится в наилучших условиях спасения. Ибо спасение и гибель человека состоят в его свободном самоопределении.
И во все времена люди находились и находятся в таком наилучшем состоянии для спасения. Все – в абсолютно равных условиях, так как все поставлены перед необходимостью осознания своей жизни и последующего выбора.
Поэтому не будем думать, что тот, кто жил среди монахов Нитрийской горы, где были величайшие подвижники, и тот, кто родился в лоне Каина – что они находятся в разных условиях спасения, так как Бог тогда не был бы Любовью.
Или история о двух девочках [у аввы Дорофея ] – как одна попала в монастырь, а другая – в публичный дом. И когда обе умерли, то оказалось, что та, кто жила в публичном доме оказалась спасенной, а та, что в монастыре – погибла.
Разбойник и негодяй рядом со Христом получил откровение – «Ныне же будешь со Мною в раю».
А как только я почувствовал, что я «несмь, якоже прочии» - всё – гибель, гордыня. Надев на себя форму священнослужителя, возомнить себя – кем?..
Никто не спасётся внешними подвигами, если при этом человек не приходит к большему великодушию, милосердию и любви к людям. Нет истины там, где нет любви. И если настоящему Квазимодо вы скажете, что он Квазимодо, то вы скажете ложь! А если скажете ему, что он – симпатичнейший человек – вы скажете истину – не из-за лести, а из-за любви. Вот какая разница в понимании истины в христианстве и вне его.
Еще один из моментов, который связан со стоическим учением – это их положение о равенстве всех людей. Критики христианства говорят – вот откуда в христианстве эта идея, из стоицизма!
Но у стоиков о каком равенстве идет речь? – о том, что все равны перед лицом рока – мудрец и глупец, царь и раб. Бездушный закон всех перемелет. Только мудрец это понимает, а глупец – думает, что он что-то может.
Христианство – совершенно в другом ключе это рассматривает. Мы равны не с той точки зрения, что все мы умрем, так как подвержены какой-то судьбе. Все равны в том, что все равно являются носителями образа Божия. Для всех открыта возможность богообщения, богосыновства. «Вы боги и сынове Вышнего вси» - сказано всем. Поэтому Господь предупреждает: смотрите, не презрите единаго от малых сих! А, этот бомж несчастный, презренная личность, ходит тут! – Смотрите, не презирайте никого из малых сих, ибо очень возможно, что он окажется неизмеримо выше вас, что у вас шея переломится смотреть.
Итак, христианство говорит, что мы равны в достоинстве, и не знаем, кто выше окажется.
Еще один момент, о котором тоже надо сказать, - это учение о так называемом космополитизме. Цицерон говорит: мы – граждане всего мира. Наше отечество – весь мир.
Это учение, проистекающее, казалось бы, из учения о равенстве, что человек не связан особыми связями со своим народом, своей родиной – космополитизм (греч. «космос» - мир, «политис» - гражданин) – в какой степени оно соответствует христианскому учению?
Христианство обвиняли в космополитизме, что раз все мы дети Божии, то «не имеем зде пребывающего града, но грядущего взыскуем».
Однако смысл слов апостола здесь иной – здесь речь идет не о родине и не о народе, а о земном бытии.
Да, здесь – не наш дом, и даже не гостиница, а наша больничная палата. Скоро нас выпишут, и выписывают одного за другим. Но как мы должны относиться к своей больничной палате? Это как у себя в квартире – нам что, безразлично, есть ли у нас дома порядок? Или мы пойдём к другим в квартиру порядки наводить?.."
Фото Валерия Мельникова