Ей даровал Бог слишком много!
И слишком мало - отпустил.
О,звездная ее дорога!
Лишь на холсты хватило сил...
Я с этой девушкой знакома
Увы,конечно не была!
Но,как она- сидела дома
И золотой узор ткала
В привычной клетке одиночеств.,
Где и живет одна- душа
Как много в дневниках пророчеств
Когда Любви тебя лишат!
Ей даровал Господь так много!
А Жизнь -крупинками считал
О,звездная ее дорога!
И Смерть -признанья пъедестал!
В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея,-но почти не помнила Украины,так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью для России.
Мари проведет свое детство,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, который Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.
Одиночество,его золотая клетка,(из-за рано развившихся болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении Если" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставляет нас жить,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно,сколько бы не было ей лет...Может быть, поэтому
у девочки,постоянно окруженной врачами,их советами и порой слишком навязчивой опекой родных,развивается стремление заявить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?
Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия,самолюбования и гордыни.Но мне кажется, здесь другое.
Просто- напросто,как все недюжинные натуры,она быстро перерастает уровень,окружающих ее людей- пусть и беззаветно любящих,пусть и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.
"Кому много дано,с того многое и спросится!"-написано и придумано не нами.Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой- тому подтверждение .
Она не имела внешности" синего чулка",ее дарования и познания в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в жизнь,такой каскад упоительных возможностей обрывается столь внезапно,что,впервые увидев даты ее жизни ,думаешь не опечатка ли это?!
Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своё время во Франции критикаФрансуа Коппе.Вот отрывок из него...
"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз,я видел ее в течении какого- нибудь часа-и никогда не забуду ее.В свои 23 года она казалась гораздо моложе,небольшого роста,при изящном сложении,лицо круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,светящиеся мыслью,горящие желанием всё видеть и всё знать,губы,выражавшие одновременно твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное...
воли,прячущейся за нежностью,скрытой энергии и грации.Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная,чисто мужская сила.На мои поздравления,она отвечала мне мелодичным,приятным голосом,без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах...
[показать]
"ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ИСКУССТВА"
«Я люблю Марию Башкирцеву с безумной болью.
Она для меня также жива, как я сама».
Марина Цветаева
В 1877 году Башкирцева переезжает в Париж, где её давнее увлечение живописью и скульптурой становится самым сильным. Сначала она пытается самостоятельно заняться рисунком, но осенью 1877 года поступает в частную Академию Жульена. Уже через неделю занятий учителя признали в ученице природную одаренность. Сам мэтр, Рудольф Жюльен, не мог поверить, что маленькая Мари Рюс (так он называл Башкирцеву) никогда ранее не брала уроки рисования.
[показать]
"ЖАН И ЖАК"
«Молодая женщина с букетом сирени», 1881
"Портрет брата Павла"
"Парижанка" ("Жоржетта")
«Три улыбки. Младенец», 1883.
«Три улыбки. Девочка», 1883.
«Три улыбки. Женщина», 1883.
"Парк"
"Портрет девочки"
Начинающая художница работает полубольная по 12-14 часов в день, почти ночует у мольбертов и холстов. Она терзает себя тем, что не начала заниматься живописью значительно раньше и что теперь слишком поздно. Организм не выдерживает напряженного ритма – Мария практически теряет слух, боли в груди не прекращаются. Она вынуждена прерывать занятия для медицинских консультаций и поездок на воды. И всё же одаренной и не менее трудолюбивой Марии удается освоить семилетний курс Академии за два года (!) с медалью.
В 1880 году под псевдонимом «Mademoiselle Mari Russ» Башкирцева принимает участие в парижском Салоне. Первая её картина «Молодая женщина, читающая А. Дюма» была замечена и одобрена критикой.
[показать]
Вечерний дым над городом возник,
Куда-то вдаль покорно шли вагоны,
Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,
В одном из окон полудетский лик.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
С той девушкой у темного окна
- Виденьем рая в сутолке вокзальной
Не раз встречалась я в долинах сна.
Но почему она была печальной?
Чего искал прозрачный силуэт?
Быть может ей - и в небе счастья нет?
М.Цветаева
Мария даже находила в себе силы торговаться с богом: «Дай мне дожить до 30 лет, испытать любовь, добиться славы, а после забирай».
Бог дал ей только славу.
В 1884 году её изящный пейзаж «Осень», вместе с картинами «Митинг» и «Портрет натурщицы» были приобретены французским правительством для Люксембургского музея в Париже.
Это уже была настоящая слава.
Облик Марии Башкирцевой дает взволнованный рассказ известного тогда критика Франсуа Каппе: «Я видел мадмуазель Мари только раз и никогда не забуду её.
В свои 23 года она казалась гораздо моложе. Небольшого роста, изящного сложения, лицо безупречной правильности, золотистые волосы, серые глаза, светящиеся мыслью и желанием всё видеть и всё знать.
Всё обличало в этой очаровательной девушке высокий ум».
И снова дадим слово Марии Башкирцевой: «Мне кажется, никто не любит всего так, как я люблю – искусство, музыку, живопись, книги, свет, платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, любовь, холод, солнце, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя. Я хотела бы всё видеть, всё иметь, всё обнять».
Не дожив 12 дней до своего 24-летия, Мария Башкирцева скончалась и была похоронена на парижском кладбище Пасси.
На её посмертной выставке было представлено 150 картин, акварелей, рисунков и скульптурных этюдов.
В 1887 году на выставке в Амстердаме картины Башкирцевой раскупили самые известные галереи мира, в том числе и представители Музея Александра III.
В этом же году впервые был издан «Дневник Марии Башкирцевой» („Journal de Marie Bashkirtseff“). Он был написан талантливо и предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.