• Авторизация


Мария Башкирцева 04-05-2014 18:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Lusiya78 Оригинальное сообщение


Ей даровал Бог слишком много!


И слишком мало - отпустил.



О,звездная ее дорога!



Лишь на холсты хватило сил...



Я с этой девушкой знакома



Увы,конечно не была!



Но,как она- сидела дома



И золотой узор ткала



В привычной клетке одиночеств.,



Где и живет одна- душа



Как много в дневниках пророчеств



Когда Любви тебя лишат!



Ей даровал Господь так много!



А Жизнь -крупинками считал



О,звездная ее дорога!



И Смерть -признанья пъедестал!



[показать]



В ее жизни было все. Богатство,роскошь,предвосхищение малейших желаний,обожание,переходившее со стороны деда и матери в боготворение.Она родилась в богатой и родовитой семье Башкирцевых,- чьё имение славились роскошью и хлебосольством на Полтавщине,и уступало по величине лишь имению знаменитого гр.Кочубея,-но почти не помнила Украины,так как в десятилетнем возрасте была увезена за границу- из-за слабого здоровья,по настоянию обожавшего ее деда-,англомана,аристократа,библиофила,тонкого ценителя искусства.Почти не помнила она и отца,с которым мать рассталась,выиграв бракоразводный процесс,что тогда была редкостью для России.



[показать]



Мари проведет свое детство,вдыхая аромат миндальных садов на юге Франции,слушая негромкий шум моря на Лазурном берегу,засыпая под его рокот.Многие места старой Европы,знаменитые одним своим звуком,станут ей родными:Ментона,Лондон,Париж, Ницца. Не будет ни одного музея, ни одной картины,ни одного спектакля,концерта, который Мари,Муся,Мусенька- так обожающе звали ее родные-не увидела,ни посмотрела,не оценила бы, не записала в свой знаменитый сенсационный (позже,позже!)"Дневник"...Она живет в каждодневном общении с прекрасным,оно дает ей как бы второе дыхание.Ее дневник",подобен великолепной ткани,вывороченной наизнанку"- по отзыву современников.



[показать]



Одиночество,его золотая клетка,(из-за рано развившихся болезней-хронического ларингита похитившего голос,великолепный от природы, и слух,данный лишь редкостным пианистам,может быть,таким,как Лист или Шопен,-а позже -туберкулез,уже приведший к могиле ) и "было той силой,что поднимало со дна ее души,все что там находилось."(Мстислав Князев) Больше всего ее терзала мысль о бесследности, полном исчезновении Если" душа чувствует,любит,ненавидит,желает,если, наконец,одна только эта душа заставляет нас жить,каким же образом происходит,что какая -нибудь царапина этого бренного тела,какой - нибудь внутренний беспорядок,какой - нибудь излишек вина или пищи- каким образом все это может заставить душу покинуть тело?" Этим вопросом Мари озабочена постоянно,сколько бы не было ей лет...Может быть, поэтому



у девочки,постоянно окруженной врачами,их советами и порой слишком навязчивой опекой родных,развивается стремление заявить о себе,развить свои недюжинные таланты- в музыке,пении,рисовании,покорить ими,этими талантами, Мир?



Многие потом писали о сильно развитом у Башкирцевой чувстве тщеславия,самолюбования и гордыни.Но мне кажется, здесь другое.



Просто- напросто,как все недюжинные натуры,она быстро перерастает уровень,окружающих ее людей- пусть и беззаветно любящих,пусть и преданных, -и начинает осознавать свою обреченность на одиночество.



"Кому много дано,с того многое и спросится!"-написано и придумано не нами.Трудная, похожая на блеск рано сорвавшейся с неба звезды жизнь Марии Башкирцевой- тому подтверждение .



Она не имела внешности" синего чулка",ее дарования и познания в литературе,музыке,живописи,химии поражали современников,но в итоге такое блистательное вступление в жизнь,такой каскад упоительных возможностей обрывается столь внезапно,что,впервые увидев даты ее жизни ,думаешь не опечатка ли это?!



Образ Марии Башкирцевой в расцвете ее таланта и за несколько месяцев до смерти взволнованно рисует рассказ известного в своё время во Франции критикаФрансуа Коппе.Вот отрывок из него...



"В эту минуту вошла мадемуазель Мари. Я видел ее только раз,я видел ее в течении какого- нибудь часа-и никогда не забуду ее.В свои 23 года она казалась гораздо моложе,небольшого роста,при изящном сложении,лицо круглое,безупречной правильности:золотистые волосы,темные глаза,светящиеся мыслью,горящие желанием всё видеть и всё знать,губы,выражавшие одновременно твердость,доброту и мечтательность,вздрагивающие ноздри дикой лошади.М-ль Башкирцева производила с первого взгляда впечатление необычайное...



воли,прячущейся за нежностью,скрытой энергии и грации.Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под этой женской прелестью чувствовалась железная,чисто мужская сила.На мои поздравления,она отвечала мне мелодичным,приятным голосом,без всякой ложной скромности признаваясь в своих горделивых замыслах... [показать]



"ЖЕНСКОЕ ЛИЦО ИСКУССТВА"



«Я люблю Марию Башкирцеву с безумной болью.

  Она для меня также жива, как я сама».

                Марина Цветаева



В 1877 году Башкирцева переезжает в Париж, где её давнее увлечение живописью и скульптурой становится самым сильным. Сначала она пытается самостоятельно заняться рисунком, но осенью 1877 года поступает в частную Академию Жульена. Уже через неделю занятий учителя признали в ученице природную одаренность. Сам мэтр, Рудольф Жюльен, не мог поверить, что маленькая Мари Рюс (так он называл Башкирцеву) никогда ранее не брала уроки рисования. [показать]



"ЖАН И ЖАК"



[показать]



«Молодая женщина с букетом сирени», 1881



[показать]



"Портрет брата Павла"



[показать]



"Парижанка" ("Жоржетта")



[показать]



«Три улыбки. Младенец», 1883.



[показать]



«Три улыбки. Девочка», 1883.



[показать]



«Три улыбки. Женщина», 1883.



[показать]



"Парк"



[показать]



"Портрет девочки"



Начинающая художница работает полубольная по 12-14 часов в день, почти ночует у мольбертов и холстов. Она терзает себя тем, что не начала заниматься живописью значительно раньше и что теперь слишком поздно. Организм не выдерживает напряженного ритма – Мария практически теряет слух, боли в груди не прекращаются. Она вынуждена прерывать занятия для медицинских консультаций и поездок на воды. И всё же одаренной и не менее трудолюбивой Марии удается освоить семилетний курс Академии за два года (!) с медалью.



В 1880 году под псевдонимом «Mademoiselle Mari Russ» Башкирцева принимает участие в парижском Салоне. Первая её картина «Молодая женщина, читающая А. Дюма» была замечена и одобрена критикой. [показать]



Вечерний дым над городом возник,

Куда-то вдаль покорно шли вагоны,

Вдруг промелькнул, прозрачней анемоны,

В одном из окон полудетский лик.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



С той девушкой у темного окна

- Виденьем рая в сутолке вокзальной

Не раз встречалась я в долинах сна.

Но почему она была печальной?

Чего искал прозрачный силуэт?

Быть может ей - и в небе счастья нет?



М.Цветаева



Мария даже находила в себе силы торговаться с богом: «Дай мне дожить до 30 лет, испытать любовь, добиться славы, а после забирай».

Бог дал ей только славу.

В 1884 году её изящный пейзаж «Осень», вместе с картинами «Митинг» и «Портрет натурщицы» были приобретены французским правительством для Люксембургского музея в Париже.

Это уже была настоящая слава.

Облик Марии Башкирцевой дает взволнованный рассказ известного тогда критика Франсуа Каппе: «Я видел мадмуазель Мари только раз и никогда не забуду её.

В свои 23 года она казалась гораздо моложе. Небольшого роста, изящного сложения, лицо безупречной правильности, золотистые волосы, серые глаза, светящиеся мыслью и желанием всё видеть и всё знать.

Всё обличало в этой очаровательной девушке высокий ум».

И снова дадим слово Марии Башкирцевой: «Мне кажется, никто не любит всего так, как я люблю – искусство, музыку, живопись, книги, свет, платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, любовь, холод, солнце, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя. Я хотела бы всё видеть, всё иметь, всё обнять».

Не дожив 12 дней до своего 24-летия, Мария Башкирцева скончалась и была похоронена на парижском кладбище Пасси.

На её посмертной выставке было представлено 150 картин, акварелей, рисунков и скульптурных этюдов.

В 1887 году на выставке в Амстердаме картины Башкирцевой раскупили самые известные галереи мира, в том числе и представители Музея Александра III.

В этом же году впервые был издан «Дневник Марии Башкирцевой» („Journal de Marie Bashkirtseff“). Он был написан талантливо и  предельно откровенно, подобных ему произведений почти нет в истории литературы. Может быть, поэтому «Дневник» вызвал как восторженные отклики, так и яростную критику.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Lusiya78 04-05-2014-19:48 удалить
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА ЦИТИРОВАНИЕ
Ответ на комментарий Lusiya78 # )


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Мария Башкирцева | Любоначалия - Дневник Любоначалия | Лента друзей Любоначалия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»