[294x54]
Хореограф Раду Поклитару — о том, как он ставил танцы для церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи
[700x525]
[740x528]
[294x54]
Раду Поклитару родился в 1972 году в Кишиневе (Молдова), в семье артистов балета.
[350x300] В Молдове прошло и взросление будущего хореографа.
В 1991 году Поклитару окончил Пермское государственное хореографическое училище, в 1999 Белорусскую государственную академию музыки по специальности «балетмейстер»
С 1991 по 2001 Поклитару уже был артистом балета Национального академического театра республики Беларусь. После окончания академии, Раду начинает ставить собственные хореографические постановки
С 2002 года Раду Поклитару приобретает статус хореографа-скитальца: не принадлежа ни одной труппе или театру – ставит целый ряд выдающихся постановок по всему пространству бывшего СНГ.
Молдова, Беларусь и Россия называли Поклитару «своим» хореографом, но с 2006 года, благодаря меценату Владимиру Филлипову, именно в Киеве был создан театр Раду Поклитару – «Киев Модер Балет».
Каждая из работ балетмейстера – смелый эксперимент и дерзновенный поиск, привлекающий неожиданным прочтением всемирно известных театральных сюжетов, обновлением и обогащением формы и лексики современного танца, всегда подчиненный музыке и глубоко раскрывающий сложный внутренний мир человека, - пишут критики.
[700x432]
Пожалуй, никогда еще русский балет не притягивал внимание такого количества людей одновременно: 7 февраля 2014 года «Первый бал Наташи Ростовой» на церемонии открытия Олимпиады посмотрели около 3 млрд телезрителей. Хореограф-постановщик Раду Поклитару рассказал корреспонденту «Известий» Ярославу Тимофееву о том, как подбирал артистов и почему отказался участвовать в торжественном закрытии Сочи-2014.
— Как вы оказались в числе постановщиков?
— Мне позвонил главный режиссер церемонии открытия Андрей Болтенко, он же — главный режиссер вашего «Первого канала». Мы с ним встретились, выпили кофе, он рассказал, что от меня требуется, и я сказал: «Согласен».
— Вы были хореографом всей церемонии?
— Нет, я отвечал за сегмент под названием «Имперская Россия»: появление Петра Первого, марш солдат, строительство Петербурга, первый бал Наташи Ростовой, конец эпохи империи и переход в наше пролетарское прошлое.
— А кто ставил остальные сцены?
— Мне очень стыдно, но у меня ужасная память на иностранные фамилии. Средневековую Россию ставил Себастьян (сооснователь канадской труппы «7 пальцев» Себастьян Солдевила.), а советский сегмент — Даниэль (американский хореограф Даниэль Эзралов).
[699x466]
— Часть публики недоумевает по поводу того, что многие авторы церемонии — не россияне.
— Я тоже не россиянин (Поклитару является гражданином Белоруссии). Но, знаете, сегмент «Первый бал Наташи Ростовой» по-другому называется «Триумф русского классического балета». Так вот, я честно признаюсь, что являюсь представителем русского классического балета. Моя мама закончила Пермское хореографическое училище, отец — Вагановское, и сам я выпускник Пермского училища, так что по своим балетным корням абсолютно русский. Просто с гражданством не сложилось.
— Насколько жесткие условия поставили перед вами руководители проекта?
— С самого начала я знал, что будет «Война и мир», что перед этим будет некий марш, а затем дворянский мир должен рухнуть с приходом советской власти. Как все это сделать — было полностью в моей компетенции. Например, ппервоначально в «Войне и мире» планировалось около 20 действующих лиц, но потом я понял, что за пять минут музыки Евгения Доги невозможно рассказать столько разных историй, и лучше сосредоточиться на одной.
— Кто подбирал балетный каст?
— Все кандидатуры — мои. Я выбирал танцовщиков по двум критериям: во-первых, это должны быть гениальные актеры, а во-вторых, люди, с которыми мне комфортно работать. Когда в очень короткие сроки нужно сделать большое дело, лучше, если у тебя есть команда единомышленников.
[716x486]
Артисты балета Данила Корзунцев и Светлана Захарова
[420x280]
— Владимир Васильев выступил в амплуа принца-консорта. Почему его роль была такой скромной?
— Владимиру Викторовичу скоро будет 74 года, и для своего возраста он находится в великолепной форме. Но я реально оценивал ситуацию, и его роль с самого начала планировалась не технически насыщенной, а актерской, теплой. Для отца Наташи он со своей харизмой, со своим богатым жестом подходил идеально.
[558x372]
— Комментаторы «Первого канала» гадали, кого олицетворяет Иван Васильев — Курагина или Долохова.
— На самом деле это обобщенный образ героя Отечественной войны.
— Где вы набирали кордебалет?
— Вальсирующие гости бала — это ребята из Федерации бальных танцев России, и за них я очень благодарен президенту федерации Валентину Юдашкину. Еще 20 пар были приглашены из краснодарской балетной труппы Юрия Григоровича. Миманс (официально они называются «лакеи», но во время репетиций мы обращались к ним: «господа») был собран по всей стране.
[700x393]
— На сколько процентов был реализован ваш замысел?
— Когда что-то из твоей идеальной модели уходит, все равно что-то приходит взамен. Я абсолютно удовлетворен тем, что получилось. В моем сегменте все сработало так, как надо.
— На церемонии закрытия ваша хореография тоже будет присутствовать?
— Такой вариант рассматривался. Это была мгновенная, спонтанная идея, и я даже рад, что она не реализовалась — все-таки я люблю готовиться к работе заранее.
[740x494]