• Авторизация


"Я живу только для России". Иван Ильин 19-08-2013 17:28 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Морполит Оригинальное сообщение

http://www.ihtus.ru/


3 октября 2006 г. произошло знаменательное для нашей страны событие - останки генерала Антона Деникина и философа Ивана Ильина были привезены на Родину и захоронены в Москве, в некрополе Свято-Донского монастыря. Теперь мы имеем возможность посетить эти могилы, помолчать благодарно, положить цветы и поставить свечи в часовне, которая будет построена на территории монастыря в память о всех россиянах, погибших в междоусобных бранях ХХ столетия.

[498x480]

[198x313]
Еще десять лет назад имя Ивана Александровича Ильина было известно только специалистам по истории и философии, а что касается трудов Ильина, то они были надежно сокрыты от глаз исследователей. Все изменилось с конца 80-х годов, когда в ряде журналов и сборников стали появляться первые исследования об этом мыслителе. В 1995 году к 40-летию со дня смерти И.А. Ильина была проведена специальная научная конференция; наследие мыслителя стало предметом диссертационных исследований; статьи о нем появились в ряде энциклопедических изданий, сборниках и периодической печати. О жизни и творчестве Ильина был снят двухсерийный документальный фильм "Возвращение", показанный по российскому телевидению.

Помимо многочисленных переизданий работ Ильина в периодической печати, отдельными изданиями вышли его общественно-политические труды, литературно-критические статьи, религиозно-философские работы.

Выдающийся русский философ, правовед, религиозный мыслитель и общественный деятель Иван Александрович Ильин родился в Москве 9 апреля (28 марта) 1883г. С детских лет на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье. Впоследствии в тяжелые минуты жизни Ильин нередко обращался, как бы ища совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал требуемую духовную поддержку. Неслучайной была эта тяга, исходившая из тайников души молодого человека. <У моего деда, - писал И.А. Ильин, - философия вырастала из сердца, питалась созерцанием и сливалась с жизнью."

Особо следует сказать о прадеде. Вся его биография, жизнь трудового мастера - живой пример для Ильина неистребимости русского духа в традициях народной жизни. Хотя ничего, что выделяло бы предка философа из традиционного и типичного для многих людей русского быта, в его жизни не случилось. Выросший в многодетной семье, обделенный лаской рано умерших родителей, едва дотянувший городское училище, он, тем не менее, подчинился не меркантильному и прагматичному понуждению старших, а душевному зову - стал учиться резьбе по дереву и игре на скрипке.

"Это был добрый и привлекательный человек: Ему было уже 76 лет, когда Господь отозвал его в Свои селения. Он был резчиком по дереву, большой мастер; и тонкие работы удавались ему прямо удивительно: кружево да и только, и с каким вкусом! А больше всего он радовался, когда мог подарить какую-нибудь изящнейшую вещицу значительному, талантливому человеку. Тогда он приговаривал: <ведь этим я вошел в его жизнь, я помог ему найти в жизни хоть маленькую радость:" - и улыбался счастливой улыбкой".

И прабабушка Ильина "была необычайной доброты, бедна, но умна. И первая певунья на свадьбах.

От них, своих предков, мальчик унаследовал многие секреты земного счастья, один из которых состоял в искусстве владения вещами. "Тут главное в том, - научал не раз прадед правнука, - чтобы не зависеть от своего имущества, не присягать ему. Имущество должно служить нам и повиноваться: Оно призвано служить нашему сердцу и выражать нашу любовь: Дело в том, чтобы, не отменяя имущество, победить его и стать свободным. Эта свобода не может прийти от других людей; ее нужно взять самому, освободить свою душу".

С детской поры, таким образом, закладывались в сознание ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию, представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепло сознание, что духовность есть ключ к истинному счастью. Этим убеждением освещена вся жизнь И.А. Ильина, пронизана каждая его мысль и насыщена каждая написанная строчка.

Окончив гимназию с золотой медалью, он учился на юридическом факультете Московского университета, после окончания которого в 1906 году был оставлен на факультете для подготовки к профессорскому званию.

[359x437]

Ильин Иван Александрович, 1909 г.

Круг юношеских увлечений поражает многоплановостью замыслов, глубиной анализа, стремлением выявить исторические предпосылки философии, овладеть ее методом и применить его к праву. Научный итог жизни И.А. Ильина оказался поистине впечатляющим: несколько сот статей, свыше тридцати книг и брошюр. И каких книг, каких статей!

В 1909 году Ильин получил звание приват-доцента, после чего более 10 лет преподавал в Московском университете. В 1910-1912 гг. находился в научной командировке в университетах Германии и Франции. Вернувшись в 1912 году в Россию, вел преподавательскую деятельность. Научный и общественный авторитет И.А. Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе.

После Февральской революции Ильин активно включился в общественно-политическую жизнь, опубликовав пять небольших брошюр по злободневным вопросам. После Октябрьской революции Ильин начал борьбу с новой властью. В апреле 1918 года был впервые арестован по подозрению в участии в организации "Добровольческая армия", вскоре был амнистирован и отпущен на свободу. Огромное значение в освобождении Ильина сыграло то, что в его защиту дружно выступили видные представители отечественной науки. Многие ученые даже предложили пойти в заложники на время защиты Ильиным его диссертации. 18 мая того же года Ильин защитил магистерскую диссертацию <Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека>. В качестве оппонентов на защите выступили Е.Н. Трубецкой и П.И. Новгородцев. Последний приехал на защиту, рискуя свободой. Накануне у него был обыск, и в любой момент мог последовать арест. Защита прошла на высоком уровне, и ученый совет единогласно проголосовал за присуждение Ильину степени доктора государственных наук и одновременно звания профессора.

В 1922 году Ильин был арестован в шестой раз, допрошен, немедленно судим и приговорен к смертной казни.

[635x644]

Нестеров. Мыслитель: Портрет И. А. Ильина (1921-22, Санкт-Петербург, Русский музей)

Казнь Ивана Александровича Ильина заменили высылкой. Президиум ВЦИК постановил лишить Ильина гражданства и конфисковать все его имущество.

Так, в октябре 1922 И.А. Ильин оказался в Берлине. Началась первая половина его эмигрантской жизни, которую пришлось устраивать в сложных обстоятельствах: политическое противостояние соперничающих групп, новая этническая и культурная среда, неустроенность быта. Одно оставалось незыблемым - научная деятельность, которая не прерывалась никогда. Более одиннадцати лет Ильин - профессор Русского научного института. Непродолжительное время занимал должность декана юридического факультета. Крепнет европейское призвание - и в 1924 году его избирают членом-корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Ширится круг научно-познавательных интересов. Стараясь осмыслить происшедшее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении реальных исторических процессов, подвергая скрупулезному анализу политические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво стремится проникнуть в природу философии, эстетики, истоки и механизмы морали. Ученый исходил из того, <что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто "политический и не только хозяйственный, а духовный".

Сложно было добиться продуктивной работы, сосредоточиться на основном направлении, тем более подчинить жизнь ритму, навязываемому внешними обстоятельствами. А Ильину это пришлось делать в условиях чужой страны, неустроенности и неприкаянности. Вот только названия регулярных и эпизодических курсов, которые он читал: энциклопедия права, история этнических учений, методология юридических наук, система этики, введение в философию, введение в эстетику, история греческой философии, философия немецкого идеализма, логика, философия религии, учение о правосознании, философия Гегеля, религиозная идея восточного православия, о духовных причинах революции в России, современная русская изящная литература, сущность и судьба коммунизма, о формах государственного устройства, основы советского государства.

Трудно представить - какой универсальной подготовкой, педагогическим мастерством должен был обладать ученый, взваливший на свои плечи такой груз! А ведь наряду с преподаванием он множество раз выступал с публичными лекциями в самых разнообразных аудиториях Европы.

В эмиграции Ильин стоит особняком. Он никогда и раньше не жаловал шумливые политические кампании. Покинув же пределы России, Ильин повысил требовательность к идеологическим проявлениям общественного сознания, критически воспринимал притязания политических лидеров различных эмигрантских группировок. Глубокая проницательность, своего рода интуиция позволяли ему безошибочно чувствовать истинных заступников свободы России, отмежевываться от крикливых политиков, которым утраченная родина служила лишь средством исполнения тщеславных амбиций. Ильин обрушивался всей силой своего негодования на эту дряблую часть русской эмиграции, некогда немало потрудившуюся над разрушением российской государственности. В свою очередь, поборники революционной установки и за пределами России отказывались принять идею русского Православия. "Левая", так сказать, "прогрессивная часть эмиграции не останавливалась даже перед клеветой в адрес И.А. Ильина.

После прихода к власти нацистов Ильин в 1934 году был уволен из Русского Научного института. Через два года последовал запрет на его преподавательскую деятельность, ему так же было запрещено печатать свои работы. Оставшись без средств к существованию, под угрозой ареста и заключения в концлагерь, Ильин был вынужден в 1938 году эмигрировать в Швейцарию. Последние годы он жил в Цолликоне, в окрестностях Цюриха, где и скончался 21 декабря 1954 года.

[510x331]

Н.Н. Ильина и И.А. Ильин. Цюрих, 1954 г.
Из альбома «Иван Ильин и Россия» Автор-составитель
Лисица. Из-во «Русская книга», 1999 г.

Для нас осталось его духовное наследие. Многое для сохранения трудов Ильина сделала его вдова - Наталия Николаевна. Созданное им предназначалось не на потребу времени - с мыслью о возрождении России, с надеждой, что ее будущие восстановители обратятся к его опыту, писалась каждая строка, выводилось каждое слово. "Теперь, - писал И.А. Ильин, мне 65 лет, я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал уже по-немецки, но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России".

В число основных работ И.А. Ильина входят: "Религиозный смысл философии. Три речи" (1924), "О сопротивлении злу силою" (1925), "Пути духовного обновления" (1935), "Аксиомы религиозного опыта" (в 2-х томах, 1953), "Путь к очевидности" (1957), <Поющее сердце. Книга тихих созерцаний> (1958). Особое место в творчестве И.А. Ильина занимает цикл статей "Наши задачи", которые представляли собой ряд периодических бюллетеней "Русского Обще-Воинского Союза", рассылавшихся по списку небольшому кругу единомышленников. Только в 1956 году 215 выпусков этих бюллетеней были объединены в двухтомник и изданы в Париже Русским общевоинским союзом.

Все сочиненное мыслителем - к неоправданному сожалению, до сих пор недоступное его соотечественникам - есть результат духовного подвига, непрестанного горения во имя любимой Родины и своего народа.

Главные труды:

1. Кризис идеи Субъекта в Наукоучении Фихте Старшего. 1911г.
2. Философия Гегеля, как учение о конкретности Бога и человека. 2 тома. 1916-1918гг.
3. Учение о Правосознании. Доселе не напечатано. 1919г.
4. Основные задачи правоведения в России 1921г.
5. Религиозный смысл философии, 1924г.
6. О сопротивлении злу силою, 1925г.
7. Путь духовного обновления. Вера. Любовь. Свобода. Совесть. Семья. Родина. Национализм, 1935г.
8. Основы художества. О совершенном искусстве, 1937г.
9. Основы христианской культуры, 1937г.
10. О тьме и просветлении. Книга литературной критики. Творчество Бунина. Творчество Ремизова. Творчество Шмелева.1938г.
11. Огни жизни. Книга утешения. 1938-1939.
12. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний.
13. Сущность и своеобразие русской культуры. 1942. 1944.
14. О грядущей русской культуре. Книга заданий и надежд. 1945.
15. Аксиомы религиозного опыта. 1953 г.
16. О грядущей России.
 


P.S. Виктор Вексельберг (11,4 млрд. долларов по списку «золотой сотни» журнала «Forbes», май 2008) выкупил для России архив корреспонденции Ивана Ильина, находившийся в университете штата Мичиган, заплатив за него, по данным «Коммерсанта», 60 тысяч долларов.

При этом (отмечают ГРАНИ.ру) член Общественной палаты Сергей Марков заявил, что возвращение трудов Ильина было «инициировано высшей госвластью».

[454x698]

Владимир Путин у могилы Ивана Александровича Ильина

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник "Я живу только для России". Иван Ильин | Любоначалия - Дневник Любоначалия | Лента друзей Любоначалия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»