[334x450]
«Гамлет». Открылась страница с напутственным монологом Полония к сыну:
…Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу…
В тот же день на уроке библиографии, между прочим, спросила: «А вот вы как, господа, живете? Стихийно, по течению? Быстрее течения? Против течения? Или, может, по правилам? Родительским, по неписаному кодексу компании, по чьим-то заветам и установкам или по своим собственным, не задумываясь над тем, что они, оказывается, есть?»
Получился разговор живой и почти откровенный. Достали Библию, том дневников Толстого, Моруа, мифы, кое-какие журналы, стали перебивать чтение замечаниями, дополнениями, пояснениями, уточнениями.
Возникла после урока идея, по отношению к которой я постепенно сама попала в рабство. Работа захватила, и вот почему: сейчас тьма книг, набитых поучениями по всяким конкретным жизненным сюжетам и случаям. Как найти работу? Как выбрать мужа; собаку? Как быть богатым и здоровым? Как похудеть? Как поправиться?
Голова идет кругом, и аллергия неизбежна. Почему-то помучивает неприязнь к такой очень полезной мудрости. Ведь мудрость – понятие относительное. Она ветшает,
и она обновляется. Библиотека мудрости должна быть сугубо личной, личным «умственным резервуаром» (термин А.И.Ракитова), из которого каждый черпает основы для собственных взглядов, собственных правил.
Вот и померещилось впереди другое чтение – правила внутренней жизни, никому не подвластной, самому себе непонятной; внутренней работы, о которой хорошо размышляет мальчик Чик: «Он считал, что его голова в разных частях работает по-разному. В одной части колесики кружатся весело, быстро, легко, в другой – медленно, со скрипом, как колеса арбы. Он только не знал, где какая часть расположена. Вернее, он предполагал, что там, где виски, работа головы ни к черту не годится, а вот затылочная часть работает хорошо. Может быть, он так думал, считая, что, как говорят, “силен задним умом”. Когда он вспоминал давным-давно прошедшие дела, он видел с необыкновенной ясностью, как надо было тогда действовать, а когда они происходили, он этого не замечал».
Чик живет напряженной жизнью, в которой есть место и маленьким подвигам, и опасностям, и соблюдению сложных ритуальных правил мира подростков, и ежеминутному самоизучению. «Во всяком случае, Чик точно знал одно, что та часть головы, которая определяет, что справедливо и что несправедливо, у него работает очень здорово. Этого Чик не сказал бы про многих взрослых».
Когда работу хочешь делать, она сама начинает тебя любить. Правила жизни стали сами идти в руки из разнообразного, иногда вынужденного, иногда пристрастного, планового и непланового, служебного и домашнего, непредсказуемого чтения.
Хрестоматия складывалась без заданной заранее системы – течением жизни. Слово «хрестоматия» употреблено без малейшей важности и дрожания в голосе – это опыт, попытка…
Такой сборник каждый может себе составить – и ваши собственные правила будут соседствовать с Декалогом, письмом Пушкина, речью Бродского. Книжка будет иметь свое лицо.
А в смысле прикладном – замечательная «провокация» для детей.
…По одной восточной легенде, однажды боги решили сотворить мир. Они создали звезды, луну, моря, горы, цветы, облака. Затем создали человека. И, наконец, создали истину. Задумались боги: куда спрятать истину, чтобы человек ее сразу не нашел. Им хотелось, чтобы он искал ее подольше. «Давайте спрячем ее на самой высокой горной вершине», – сказал один. «Давайте спрячем ее на самой далекой звезде», – сказал другой. «Давайте спрячем ее во мраке морских глубин». Наконец, самый древний и мудрый бог сказал: «Нет, мы спрячем ее в душе человека. Он будет искать истину по всей Вселенной, не подозревая, что носит ее в себе».
Не отказывай никому ни в воде, ни в огне,
Не указывай ложной дороги.
Не оставляй ничьих останков без погребения,
Не убивай вола, тянущего плуг.
…Я вдруг вспомнил речь моего учителя русского языка, которую он сказал на выпускном акте:
– Вы начинаете жить, и вам придется участвовать в том, что называется борьбой за существование. Грубо говоря, есть три ее вида: борьба на поражение, борьба на уничтожение и борьба на соглашение. Вы молоды и полны сил, и вас, конечно, притягивает именно первый вид. Но помните всегда, что самый гуманный и самый выгодный вид – это борьба на соглашение. И если вы из этого сделаете принцип всей вашей жизни, то это будет значить, что та культура, которую мы старались вам передать, не прошла бесследно, что вы стали настоящими гражданами мира и что мы, стало быть, тоже не даром прожили на свете. Потому что, если бы это оказалось иначе, это значило бы, что мы только потеряли время. Мы старые, у нас нет больше сил создавать новую жизнь, у нас остается одна надежда – это вы...
<...>
...Самое большое счастье на земле – это думать, что ты хоть что-нибудь понял из окружающей тебя жизни. Ты не поймешь, тебе будет только казаться, что ты понимаешь, а когда вспомнишь об этом через несколько времени, то увидишь, что понимал неправильно. А еще через год или два убедишься, что и вто-рой раз ошибался. И так без конца. И все-
таки это самое главное и самое интересное в жизни...
<...>
…Нам дана жизнь с непременным условием храбро защищать ее до последнего дыхания…
Шесть «заповедей» Иосифа Бродского выпускникам Мичиганского университета 1988 года:
1. И сейчас, и в грядущем – я думаю, это окупится – следите за точностью своего языка. Постарайтесь строить свой словарь и обращаться с ним так же, как вы обращаетесь со своей чековой книжкой...
2. И сейчас, и в грядущем постарайтесь по-доброму относиться к родителям... Не бунтуйте против них, ибо, по всей вероятности, они умрут раньше вас, и таким образом вы избавите себя если не от горя, то от чувства вины...
3. Не слишком полагайтесь на политиков – не потому, что они глупы или бесчестны, хотя чаще бывает именно так, а не иначе, но потому, что масштабы их задач слишком велики даже для лучших из них...
4. Старайтесь не вылезать вперед, старайтесь быть скромными.
5. Любой ценой старайтесь избегать признания за собой статуса жертвы... в тот момент, когда вы начинаете винить кого-то другого, вы подрываете свою способность что-то изменить...
6. У мира, в который вы вступаете, дурная репутация. Географически он приятнее, нежели исторически, визуально привлекательнее, нежели социально. Сильно сомневаюсь, что он станет симпатичнее к моменту, когда вы его покинете. Но это единственный мир, у нас имеющийся: альтернативы не существует, а если бы таковая и имелась, нет никакой гарантии, что она была бы намного лучше наличного... Старайтесь не обращать внимания на тех, кто будет стараться делать вашу жизнь непереносимой. А таких будет много – и официально назначенных, и добровольцев. Если их нельзя избежать, претерпите, но как можно скорее забудьте о них...
…Научитесь вспоминать, научитесь предвидеть.
...Пишу некоторые правила, которые, как мне кажется, много мне помогут, ежели я буду им следовать.
1. Что назначено непременно исполнить, то исполняй несмотря ни на что.
2. Что исполняешь, исполняй хорошо.
3. Никогда не справляйся в книге, ежели что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.
4. Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силою.
5. Читай и думай всегда громко.
6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают; сначала дай почувствовать, а ежели он не понимает, то извинись и скажи ему это...
…По дневнику весьма удобно судить о самом себе. Потом, т.к. я нахожу необходимым определять все занятия вперед, то для этого тоже необходим дневник...
Нахожу для дневника, кроме определения будущих действий, полезную цель – отчет каждого дня, с точки зрения тех слабостей, от которых хочешь исправиться. ...«На гимнастике хвалился (самохвальство)». «Долго не вставал (недостаток энергии). «Много слишком ел за обедом (обжорство)». «Выписки не делал, лень». «На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал одной штуки того, что больно (нежничество)». «Дома не занимался английским языком (недостаток твердости)».
Победа – это еще не все, поражение – это ничто.
...О.Ю.Шмидт рассказал, как в молодости составил план на всю жизнь. Но план оказался великоват: для его выполнения требовалось 200 лет. Ограничившись 80 годами, Шмидт оставил главное. «Мне за 50, и многое из того, о чем мечтал, мне удалось сделать…»
…Когда мы учились в 4-м классе, я увидел, как Саша (сосед по парте) надписывал толстую тетрадь: «Собрание сочинений. Том 1-й». А сверху: «Александр Солженицын».
Первый совет – не упускать золотое время. Тут ведь, как у бегунов на длинные дистанции: если сильно отстал на старте, потом уж никакой финишный спурт не поможет догнать.
Второе – не бояться трудных задач. Творческие способности человека складываются из разных элементов. Это и умение мыслить логически, и упорство в достижении цели, и богатая интуиция, и эрудиция… Изобретательность или способность к логическому мышлению могут раскрыться достаточно рано, уже в начальной школе. Причем раскрыться в той мере, в какой они будут нужны для успешной творческой работы в зрелом возрасте...
…Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив…
…Стань под благословенье
И заруби-ка вот что на носу:
Заветным мыслям не давай огласки,
Несообразным ходу не давай.
Будь прост с людьми, но не запанибрата.
Проверенных и лучших из друзей
Приковывай стальными обручами,
Но до мозолей рук не натирай
Пожатьями со встречными. Старайся
Беречься драк, а сцепишься – берись
За дело так, чтоб береглись другие.
Всех слушай, но беседуй редко с кем.
Терпи их суд и прячь свои сужденья.
Рядись во что позволит кошелек,
Но не франти – богато, но без вычур
По платью познается человек.
Во Франции ж на этот счет средь знати
Особенно хороший глаз. Смотри
Не занимай и не ссужай. Ссужая,
Лишаемся мы денег и друзей,
А займы притупляют бережливость.
Всего превыше: верен будь себе.
Тогда, как утро следует за ночью,
Последует за этим верность всем.
Прощай, запомни все и собирайся.
Правила мисс Бернейб, выдающейся учительницы штата Вашингтон (для пятиклассников):
«Будьте добрыми, уважительными и заботливыми.
Слушайте друг друга.
Счастье не в том, чтобы иметь, что любишь, а в том, чтобы любить, что имеешь».
Правила директора одной из американских школ:
«Будь здесь.
Включайся.
Действуй сознательно и ответственно.
Каждый день узнавай что-нибудь новое».
…Затруднение и неудача ослабляют силу безвольного человека и укрепляют силу волевого. Волевой человек рассуждает так: «Не удалось – значит, мало сил собрал, значит, соберу их вдвое…»; «Непреодолимо – значит боролся не так, как надо… Затруднение заставляет волевого человека извлечь из самого себя еще больше силы...»
Хрестоматия складывалась без заданной заранее
|
…Тебе придется иметь дело с людьми, которых ты еще не знаешь. С самого начала думай о них все самое плохое, что только можно вообразить: ты не слишком сильно ошибешься. Не суди о людях по собственному сердцу… презирай их самым вежливым образом – это средство оградить себя от мелких предрассудков и мелких страстей…
…Вот тебе советы твоего глупого отца.
Чего надо добиваться:
Постарайся быть смелой,
Чистоплотной,
Умеющей хорошо работать,
А также хорошо держаться на лошади
И так далее…
Чего добиваться не надо:
Не старайся, чтобы ты всем нравилась
И чтобы твои куклы не болели.
И не задумывай о прошлом,
А также о будущем
И о том, что с тобой будет, когда вырастешь,
И о том, как бы тебя кто-нибудь опередил,
И о своих успехах,
А также о неудачах, если они происходят не по твоей вине,
И о том, как больно жалят комары,
А также мухи
И прочие насекомые.
Не раздумывай о своих родителях
И о мальчишках.
И о своих разочарованиях,
Как и о своих радостях
Или просто приятных ощущениях.
О чем надо думать:
К чему я в жизни стремлюсь.
Лучше я или хуже других:
а) в учебе,
б) в умении понимать людей и ладить с ними,
в) в способности владеть собственным телом.
…Вам внушили, что мы живем на краю пропасти и что сознание смертельной опасности отнимает у нас последние крохи разума. Но люди всегда жили на краю пропасти, и это не мешало им любить, трудиться, созидать. Почему бы вам не последовать их примеру? Мне возразят: «Все изменилось. Людей прошлого поддерживала вера. К тому же им в отличие от нас не грозила опасность погибнуть вместе с планетой, на которой они живут».
А кто мешает верить и вам? Боги умерли? Думаю, они просто стали иными. Не забывайте, что в вас есть нечто более великое, чем вы сами; не забывайте, что это величие заложено в каждом человеке: недаром подлеца терзают угрызения совести... не забывайте о том, что даже если мы идем по краю пропасти, ничто не толкает нас вниз...
…Нельзя жить для себя. Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу причин чувствовать себя несчастным... «Подлинный внешний мир – это подлинный внутренний мир».
…Надо действовать. Вместо того чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобразить тот уголок, куда забросила нас судьба...
…Надо верить в силу воли. ...Не в моей власти помешать войне, но мои устные и письменные призывы, помноженные на призывы миллионов других людей, ослабят угрозу войны...
…Надо хранить верность. Верность слову, обязательствам, другим, себе самому...
…Если вы не можете побороть свои слабости, смиритесь с ними, но не забывайте, в чем ваша сила.
Заповеди первоклассника:
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
Не дерись без обиды.
Не обижайся без дела.
Сам ни к кому не приставай.
Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
Играй честно.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителями из-за отметки не спорь и на учителя из-за отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
Не ябедничай за спиной у товарища.
Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе домой пойдем.
И не выставляйся! Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, а я буду ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись!
Обрати свой взор внутрь себя и смотри: если ты еще не видишь в себе красоты, поступай, как скульптор, придающий красоту статуе… Смотришь ли ты на самого себя прямым взглядом, без всякой примеси двойственности? Ты видишь себя в этом состоянии? В таком случае ты получил свой видимой образ; верь в себя... смотри и постигай.
Не ищите ничего вне себя!
Основные правила счастья.
...Истинное счастье... – это счастье возрастания и как таковое оно поджидает нас на намеченном пути:
1) углубления в сердцевину своего существа;
2) объединения нашего существа с другими, равными нам;
3) подчинения нашей жизни жизни более возвышенной, чем наша.
...Три правила счастья:
1. Чтобы быть счастливым, надо прежде всего противодействовать тенденции наименьшего усилия, склоняющей нас или оставаться на месте, или искать обновления преимущественно во внешней суете жизни. Разумеется, надо пускать глубокие корни в окружающие нас обильные и осязаемые материальные реальности. Но только в труде нашего внутреннего совершенствования – духовного, эстетического, морального – нас ждет бесконечное счастье. Самое важное для Жизни, говорил Нансен, это найти самого себя. Трудолюбиво воздвигнутый через материю и над нею Дух – это и есть концентрация.
Когда работу хочешь делать, она сама начинает тебя любить. Правила жизни стали сами идти в руки из разнообразного, иногда вынужденного, иногда пристрастного, планового и непланового, служебного и домашнего, непредсказуемого чтения. |
2. Чтобы быть счастливым, во-вторых, надо бороться с эгоизмом, который толкает нас или слишком замыкаться в себе, или ограничивать нашей властью возможности других. Существует весьма негодный и бесплодный способ любить – когда мы стремимся обладать вместо того, чтобы давать. Именно здесь, на примере пары или группы людей, проявляется закон наибольшего усилия, который упорядочивает внутренний ход нашего развития. Единственная любовь, которая приобщает нас к подлинному блаженству, – это та, что выражается в духовном развитии, осуществленном вместе с другими. Это смещение центра.
3. И чтобы быть счастливым, полностью счастливым, в-третьих, – нам нужно тем или иным способом, непосредственно или путем постепенно расширяющегося действия, – перенести конечную цель нашего существова-
ния (в поиске, в почине, в идее, в деле) в движение и достижения рода человеческого вокруг нас. Как Кюри, как Термье, как Нансен, как первые авиаторы, как все те пионеры, о которых я говорил выше. Чтобы достичь сферы постоянной и возвышенной радости, надо переместить полюс нашей жизни к более великому, чем мы. Но не думайте, что для обретения счастья требуется совершать только выдающиеся и необычайные поступки. Счастье станет доступно всем, если мы осознаем нашу живую общность с более великим Целым. Тем самым возвеличится и само скромное дело.
Прибавить одну-единственную точку, как бы мала она ни была, к великому узору жизни; распознать Бесконечность, суть которой раскрывается даже в самой незначительной деятельности и пленяет нас; распознать и присоединиться к ней – таков в конечном счете великий секрет счастья. «Именно в глубоком и инстинктивном единении с общим потоком Жизни кроется самая великая из всех радостей», – отмечал Бертран Рассел, один из наиболее тонких и наименее спиритуалистических умов современной Англии. Этосверхконцентрация.
Если вы сосредоточены на том, что у вас есть, – его со временем прибавится, но если вы только и думаете, чего у вас нет, – вы останетесь недовольным собой всю жизнь.
Если я не сделаю этого – кто сделает? И если я не сделаю этого сейчас – то когда же мне это сделать? Но если я сделаю это только для себя самого – то кто я?
«Я это сделал», – сказала мне память.
«Но я не мог этого сделать», – возразила гордость, и память сдалась.
Пять свобод:
Свобода видеть и слышать то, что происходит здесь и сейчас, а не то, что было, будет или должно быть, – и свобода поделиться этим с другими.
Свобода думать то, что человек думает, а не то, что следует думать, – и свобода поделиться этим с другими.
Свобода чувствовать то, что человек чувствует, а не то, что следует чувствовать, – и свобода поделиться этим с другими.
Свобода хотеть и выбирать то, что человек хочет, а не то, чего следует хотеть, – и свобода поделиться этим с другими.
Свобода намечать пути самореализации, а не разыгрывать жестко заданную или заведомо безопасную роль, – и свобода поделиться этим с другими.
Людей можно различать по тому, насколько они готовы извлекать пользу из опыта других, причем изобразить это можно в виде определенной шкалы, начав с личностей, которые утверждают, что могут полагаться только на свои чувства, кончая учеными, предпочитающими скорее процитировать опубликованные высказывания, нежели поверить собственным глазам и ушам. Торо был склонен впадать в одну крайность, а Плиний, римский энциклопедист, – в другую.
Из беседы с ученым мужем я всякий раз делаю вывод, что счастье нам не дано; когда же я говорю с садовником, то убеждаюсь в обратном.
Вот еще какую мудрость видел я под солнцем, и она показалась мне важною: город небольшой, и людей в нем немного; и к нему подступил великий царь, и обложил его, и произвел против него большие осадные работы; но в нем нашелся мудрый бедняк, и он спас своею мудростию этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке.
И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают.
Должно быть, только тот и мудр... кто злейшим врагом своим почитает себя самого и кто не доверяет ни воле своей, ни разуму.
Вот ты сам говоришь, что не любишь себя. Как же будут любить нас другие, если мы не любим себя сами?
Господь наш учит: люби ближнего своего, как самого себя. Он говорит: как себя самого. Мы должны принять себя, а как раз этого ты не делаешь…
Любить – это сейчас и здесь, любовью можно наслаждаться только здесь и сейчас. Ею нельзя запастись впрок…
…На свете нельзя жить без любезной снисходительности к человеческим слабостям и чужому тщеславию, в сущности невинному, хоть, может быть, порой и смешному. Если мужчине хочется, чтобы его считали умнее, чем он есть на самом деле, а женщине – чтобы ее считали красивее, заблуждение это благотворно для них обоих и безобидно для окружающих.
…Ты часто жаловался мне, что тебя не понимают! На это даже Гете и Ньютон не жаловались… Жаловался только Христос, но Тот говорил не о Своем «я», а о своем учении… Тебя отлично понимают… Если же ты сам себя не понимаешь, то это не вина других…
...Все твои хорошие качества я знаю…
...Недостаток же у тебя только один. В нем и твоя ложная почва, и твое горе, и твой катар кишок. Это – твоя крайняя невоспитанность... Чтобы чувствовать себя в своей тарелке в интеллигентной среде, чтобы не быть среди нее чужим и самому не тяготиться ею, нужно быть известным образом воспитанным...
Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходят, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку.
3. Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.
4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках... Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают...
5. Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали...
6. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства со знаменитостями...
7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища... сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающе влиять на них. К тому же они брезгливы.
8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу... Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт...
…Дело в том, что подвиг, собственно говоря, легкая вещь и мало ценная, он продукт мгновения, электризующих событий, воодушевляющей обстановки, человек с сердцем не может не вдохновиться, когда идет решительная борьба за свободу и благоденствие. Но вдохновение – ненормальное состояние, трагические минуты в народной жизни – редкость. Истинный деятель не тот, кто довершает дело в чаду событий, но тот, кто упорно работает в годы наружного спокойствия, в годы страдания втихомолку, в обыкновенные годы. Для работы такого рода нужны упорный ум, упорная воля да неугасаемая, тихая любовь к добру и к истине… Этого-то и нет у меня. Что же после этого мои умные и честные порывы?..
Своеобразный кодекс пигмеев (18 грехов человеческих), включающий шесть законов об охране окружающей среды:
жестокое обращение с детьми;
убийство;
бессмысленное уничтожение животных;
неуважение к родителям и старшим;
отказ в помощи раненому или заблудившемуся;
порча пищи;
загрязнение воды;
колдовство;
прелюбодеяние;
трусость на охоте;
битье мужа;
битье жены;
рубка крупных деревьев;
богохульство;
заманивание животных в ловушки как проявление расточительства и коварства;
воровство;
поедание яиц – «семян жизни»;
наговор.
Француз Жан-Пьер Алле, проживший много лет среди пигмеев и помогавший им в критический период, когда вырубка Итури приняла катастрофические масштабы, суммирует эти заповеди в следующей формуле: «Относись к природе так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе».
С целостностью мира, с его единством человек имеет дело всегда и на каждом шагу, знает он о том или нет…
Мудрость Кормака
– О Кормак, внук Конала, – спросил Койрбре, – каковы были твои обычаи в юности?
– Нетрудно сказать, – отвечал Кормак.
–Я слушал лес,
я глядел на звезды,
я избегал тайн,
я молчал в толпе,
я говорил с людьми,
я был кроток на пирах,
я был горяч в бою,
я был нежен в дружбе...
я не был высокомерен, хотя был силен;
я не обещал ничего, хотя был богат;
я не хвастал ничем, хотя был искусен во многом...
я не поносил, а восхвалял;
я не просил, но давал,
ибо только эти обычаи делают юношу мужем...
Не смейся над старым, если ты молодой;
и над бедным, если ты богатый...
Не будь слишком умен и не будь слишком глуп;
Не будь слишком самонадеян и не будь слишком застенчив;
...Не будь слишком суров и не будь слишком добр...
Если ты будешь слишком умен, от тебя будут ждать слишком многого;
Если ты будешь слишком самонадеян, тебя будут избегать;
...Если ты будешь слишком добр, тебя растопчут;
Если ты будешь слишком суров, от тебя отшатнутся.
– О Кормак, внук Конала, – спросил Койрбре, – а какие обычаи хороши для короля?
– Нетрудно сказать, – отвечал Кормак. – Для него лучше всего: твердость без гнева, настойчивость без спора, вежливость без надменности; пусть он охраняет древние науки: почитает поэтов... Пусть будет нежен, пусть он будет суров, пусть он будет страстен, пусть он будет милостив... пусть он будет терпим... пусть ненавидит ложь... пусть не помнит зла... пусть за столом его будет людей много, а на тайном совете мало...
Ибо именно по этим качествам и узнаются истинные короли.
В Сьене некогда жил богатый гражданин, который, будучи при смерти и имея единственного сына лет двадцати, оставил ему в числе других наставлений три завета. Первый – чтобы он никогда ни с кем не водился дольше, чем он успеет об этом пожалеть; второй – чтобы он, купив какой-нибудь товар или что-либо еще и имея возможность на этом нажиться, наживался, но давал бы нажиться и другому; третий – чтобы, собравшись жениться, он вы-брал кого-нибудь по соседству, а если не по соседству, то все же из своих мест, а не из чужих краев.
Говори не все, что знаешь,
Иначе дурака сваляешь.
Тебя за честь не похвалят,
А шутовской колпак напялят!
…Уж если кто-нибудь действительно что-то знает, так это тот, кто уверен, что ничего не знает.
....Когда оказалось, что