• Авторизация


Берем на карандаш! 28-07-2013 08:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 

[показать]Карандаш – одно из самых простых и гениальных изобретений человечества. Удобство и легкость пользования этим приспособлением для письма сделало его одним из главных орудий человеческой культуры. С появлением карандаша процесс сохранения и передачи исторического опыта человечества стал намного легче.

Вспомним, что многие века письменность была сопряжена с такими атрибутами, как палочки-стилосы, гусиные, а позже металлические перья, чернила или тушь. В этом случае человек пишущий был прикован к столу.

Появление карандаша позволило вести записи налегке: в пути или в процессе работы, когда надо было моментально зафиксировать что-то. Недаром в наш язык прочно вошел фразеологический оборот: «взять на карандаш», то есть что-то быстро зафиксировать для памяти.

Без карандаша стал немыслим труд не только художников, но и писателей. Стейнбек, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день. И Хемингуэй писал тоже только деревянными карандашами.

Само слово «карандаш» тюркского происхождения. Оно восходит к тюркскому karadaš – «черный камень» и турецкому karataš – «черный сланец». Под этим словом мы подразумеваем прежде всего графитный карандаш, появившийся в XVI веке. Но были у графитного карандаша и предшественники.

Прототипы современного карандаша известны уже в Средние века. С XII столетия появились свинцовые и серебряные стержни, вставлявшиеся в металлические зажимы и дававшие темно-серые или коричневые тона. Начиная с XIV века эти «серебряные» и «свинцовые» карандаши использовали по большей части художники для подготовительных набросков.

Появлению графитного карандаша мы обязаны английским пастухам из местности Камберленд. Они нашли в земле темную массу, но из-за цвета, схожего с цветом свинца, месторождение приняли за залежи этого минерала. Определив непригодность нового материала для изготовления пуль, начали производить из него тонкие заостренные на конце палочки. Эти палочки были мягкими, пачкали руки и подходили только для рисования, но не для письма. Пастухи стали ими метить овец.

Первые деревянные карандаши появились в Германии, в Нюрнберге, в XVII веке. Самый ранний документ, в котором упоминается деревянный карандаш, датирован 1683 годом. Забавно, что поводом для изобретения послужило желание скрыть плохое качество грифеля, который немцы делали, смешивая графит с серой и клеем. В деревянный корпус карандаша в начале и на конце вставляли кусочки чистого графита, в середине находился низкокачественный искусственный стержень. А порой нюрнбергский карандаш и вовсе был пустышкой. Тем не менее, идея оправки графитового стержня в деревянную оболочку оказалась удивительно жизнеспособной.

В конце XVIII века появилась технология, лежащая и в основе современных карандашей. Считается, что карандаш таким, как мы его знаем, был изобретен в 1795 году французом Николя Жак Конте. Он получил государственное задание на изобретение карандаша от знаменитого французского политического деятеля, физика и инженера Лазара Карно. Дело в том, что в то время республиканская Франция находилась в экономической блокаде, экспорт графита из английского Камберленда был невозможен. Поэтому Конте предстояло создать свой, независимый от внешних поставщиков французский карандаш. Задание революционного правительства было с честью выполнено. Конте разработал рецептуру смешивания графита с глиной и производства из этих материалов высококачественных стержней. С помощью обработки высокими температурами была достигнута высокая прочность, однако еще более важным был тот факт, что изменение пропорции смеси давало возможность делать стержни различной твердости.

Одновременно с Конте свои разработки в этой области вел австрийский архитектор и изобретатель Йозеф Хардтмут. Он придумал искусственный графит и запечатал его в деревянный футляр. В 1790 году в Вене появилась первая карандашная фабрика «KOH-I-NOOR», названная в честь знаменитого индийского алмаза. Ведь алмаз – это по сути тот же графит, но самой высокой пробы! Ныне «KOH-I-NOOR» – всемирно известное карандашное производство.

В 1858 году американец Хаймен Лимпан патентует карандаш со стирающей резинкой на другом конце. Чуть позже, в 1869 году американец Алонсо Таунсенд Кросс изобрел механический карандаш, в котором графитный стержень размещался в металлической трубке и мог по необходимости выдвигаться на соответствующую длину.

В России первые графитные стержни изготовил Ломоносов. Михаил Васильевич силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Однако производство карандашей, хоть и кустарное, появилось в России только в 1848 году. Русские карандаши были плохого качества и не могли составить конкуренцию немецким карандашам солидной фирмы Фабера и Хардтмута, наводнившим царскую Россию.

После революции поступление карандашей из Германии прекратилось, а первая карандашная концессия была создана у нас по предложению американского предпринимателя Арманда Хаммера в 1926 году. Тогда же в Москве открылась фабрика имени Леонида Борисовича Красина.

В 1930 году государство выкупило концессию у Хаммера, и это предприятие стало известно как «Московский завод пишущих принадлежностей имени Сакко и Ванцетти». Последний выпуск карандашей «имени Сакко и Ванцетти» состоялся в 2003 году, а затем фабрика закрылась. Сейчас в России всего две фабрики, выпускающие карандаши –  «Сибирская карандашная фабрика» в городе Томске и «Карандашная фабрика имени Красина». Остается только пожелать старому доброму карандашу долгих лет жизни в тяжелой борьбе с современной компьютерной графикой.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Берем на карандаш! | Любоначалия - Дневник Любоначалия | Лента друзей Любоначалия / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»