"Самоценное в живописном творчестве
есть цвет и фактура - это живописная сущность,
но эта сущность всегда убивалась сюжетом."
Казимир Малевич
Автопортрет, 1908
Почему вдруг Малевич?! Я несколько дней мучился, пытаясь найти ответ на этот вопрос. Неважно что явилось непосредственным толчком к созданию этой записи. Важно, что в предметной живописи, меня (подобно Малевичу) никогда не интересовал сюжет, как таковой, но всегда увлекала "чистая" живопись: созвучие красок, тонов, полутонов, цветовых пятен, линий, гармония и сбалансированность композиции. Живопись обладает собственной красотой не связанной с сюжетом. Люди, интересующиеся только сюжетом, на самом деле, бывают далеки от понимания живописи. Она открывает новый взгляд на окружающее пространство. Живопись позволяет отвлечься от серых будничных тонов, увидеть мир во всей его многокрасочности. Средний обыватель различает максимум 5-6 цветов, гораздо меньше, чем он может увидеть на полотнах художников. Живопись, как и музыка, позволяет постигнуть мир во всей его гармонии и красочной полноте, делает жизнь эмоционально богаче и интереснее.
Каземир Малевич (1878-1935 гг.) прошел в живописи путь через все стили своего времени от реализма, импрессионизма, кубизма, примитивизма, абстракционизма и символизма, до открытого им супрематизма, родоначальником которого он стал в 1915 г., с момента выставки "Трамвай B" в Петрограде. Название нового направления произошло от латинского корня SUPREM, что в переводе означает доминирование, превосходство. Смысл, вложенный в этот термин Малевичем, заключался в освобождении живописи от служения сюжету. Супрематизм должен был выражать акт "чистого творения", раскрывающего живописную сущность мироздания. Символами супрематизма стали черный квадрат, черный круг и черный крест. Черный квадрат изображен на белом фоне, что символизирует погружение в некую запредельную "белую бездну". Это не совсем квадрат. Он написан от руки, без использования чертежных инструментов, и противоположные стороны квадрата не являются строго параллельными. Похоже, что черный квадрат возник случайно, когда один из неудачных этюдов Малевич записал черной краской. Это подтверждается обнаруженными в трещинах (на одном из четырех вариантов черного квадрата) слоями других разноцветных красок. Черный квадрат Малевич определил, как базисный элемент творения мира и обозначил его, как "нуль-форму". По одной из многочисленных версий Малевич усмотрел в черном квадрате «космическое зрелище», подтверждение идеи беспредметности, возможно, возвращение к космическому хаосу. Черный квадрат будит воображение и, рассматривая его, можно представить себе всё, что угодно. Многие считают эту картину розыгрышем художника, эпатажем зрителей, протестом против застоя в искусстве. Сам же Малевич в своих книгах и лекциях представлял черный квадрат как символ провозглашенного им направления в живописи - супрематизма, последнего её этапа. В наш век черный квадрат можно представить, как ЧЕРНУЮ ДЫРУ, поглощающую всё многоцветие поднебесного мира.
Достаточно полное описание биографии и творчества Каземира Малевича можно найти в отличном реферате Анастасии Силенко. Её тексты многократно цитируются в интернете, как правило, без ссылок на автора http://www.vevivi.ru/best/Tvorchestvo-Kazimira-Malevicha-ref180421.html.
В приведенных ниже иллюстрациях мне хотелось показать, что Малевич не был шарлатаном от искусства, а был большим, честным и интересным художником, родоначальником одного из современных направлений в живописи.
1.
[567x700]
Красный дом, 1932
2.
[показать]
Пейзаж с желтым домом, 1906
3.
[показать]
Портрет актрисы, 1908
4.
[показать]
Портрет жены художника, 1933
5.ч
[показать]
Жница, 1929
6.
[показать]
Река в лесу,1908
7.
[показать]
Точильщик
8.
[показать]
Черный квадрат, 1915