• Авторизация


СТАРОЕ КИНО. НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ- к 95-летию со Дня рождения 13-12-2025 14:14 к комментариям - к полной версии - понравилось!





РЫБНИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
(13 декабря 1930 — 22 октября 1990)
советский киноактёр; народный артист РСФСР.

Николай Рыбников один из самых ярких советских актеров периода «оттепели». Его герои - добродушные и ироничные «соседские парни», образы, хорошо знакомые каждому советскому зрителю. Песни из кинофильмов с Рыбниковым напевала вся страна, а в кассы кинотеатров выстраивались многочасовые очереди. Несмотря на повальную любовь зрителя, жизнь актера в большом кинематографе практически прекратилась уже в начале 70-х.

Детство и юность

Биография Николая Николаевича началась в Борисоглебске (Воронежская область), где он родился 13 декабря 1930 года. По национальности русский. Его отец, которого тоже звали Николаем Николаевичем, был актером, играл на сцене Борисоглебского драматического театра, а мать Клавдия Александровна занималась домашним хозяйством. В семье Рыбниковых воспитывались двое детей - у Николая был брат Вячеслав.

С началом Великой Отечественной войны Рыбников-старший ушел на фронт, а мать забрала сыновей и переехала в Сталинград (современный Волгоград) к сестре, посчитав, что там будет безопасно. С фронта им пришла новость о гибели отца. Вскоре после получения трагического известия скончалась и Клавдия Александровна, а детям на время кровопролитных боев пришлось убегать из города. Рыбников вспоминал, что эвакуация шла спешно, а сам он с братом чудом выбрался из горящего города вплавь по реке, цепляясь за чужие лодки.

После войны Николай вернулся в Сталинград. Во время учебы в школе он активно участвовал в самодеятельности и даже входил во вспомогательный состав местного драматического театра. Но после выпуска пошел учиться в медицинский институт. Через два года, окончательно поняв, что медицина не для него, 18-летний студент бросил институт и отправился в Москву за мечтой.

Он поступил во ВГИК (курс Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова) с первой попытки. Преподаватели говорили, что Рыбников был человеком с большим темпераментом. Ему всегда доставались самые трудные персонажи. Он исполнял роли шекспировских Ромео и Гамлета, пушкинских Бенкендорфа и Дон Гуана, Петра Первого и др. Блестящая игра не раз спасала Рыбникова от отчисления из института за неудачные розыгрыши, связанные с пародированием голосов известных личностей.



Один из таких случаев чуть не сломал ему жизнь. Голосом Юрия Левитана Николай, сидя в шкафу и настроив микрофон на вещание по институтской радиосвязи, известил о сезонном снижении цен. Тогда происшествие спустили на тормозах, но из вуза Рыбникова исключили. Спустя некоторое время он был восстановлен в рядах будущих актеров, а розыгрыш впоследствии был взят за основу сюжета фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра».

Окончив ВГИК в 1953-м, Рыбников стал играть в Театре-студии киноактера.

Артист всегда любил экспериментировать с персонажами, на сцене он исполнил множество разных ролей. Ему довелось играть Клочкова в постановке рассказа Антона Чехова «Анюта», Нагульного в «Поднятой целине», Кошевого в «Тихом Доне» и других.

Фильмы

Николай Николаевич начал появляться на экранах в начале 50-х. Первые фильмы с его участием не имели популярности.
Дебютом в кино стала эпизодическая роль в фильме «Сельский врач» (1951). Впервые снялся со своей будущей женой Аллой Ларионовой в киноленте «Команда с нашей улицы». Актерский талант он показал в 1954 году в фильме Александра Алова и Владимира Наумова «Тревожная молодость», сыграв Котьку Григоренко. В роли актер был немногословен и сдержан, скуп на эмоции. О его работе положительно отозвались критики.
С 1953 года — актёр Театра-студии киноактёра.
В 1955 году сыграл главную роль механизатора Фёдора Соловейкова в фильме Михаила Швейцера «Чужая родня».

Полностью актерский потенциал Рыбников раскрыл в киноленте «Весна на Заречной улице», поставленной Феликсом Миронером и Марленом Хуциевым. Артист появился на экране в роли передовика-сталевара - этот образ стал настоящим символом времени. Зрители и кинокритики увидели в нем искреннего и обаятельного персонажа.


"Когда весна придёт" (муз. Б.Мокроусова - сл. А.Фатьянова)
из к\Ф "Весна на Заречной улице"


«Весна на Заречной улице», которую посмотрело более 30 млн зрителей, стала одной из самых популярных картин 50-х. В ленте Николай Николаевич проявил себя и как певец, исполнив песню «Когда весна придет, не знаю» — она также получила всенародную любовь и была обязательной к исполнению на домашних застольях.

Следующая картина с участием Рыбникова, «Высота», подарила советским зрителям еще один шлягер - «Марш монтажников». Работой в этой картине актер вновь подтвердил, что «чудесно играет обаятельного, смышленого рабочего паренька с тонким чувством юмора, активным отношением ко всему, что его окружает». Это обаяние затмевало непритязательность сюжета и слабость драматургической композиции, причем не только для советских зрителей - производственная драма получила главную премию на МКФ в Карловых Варах и золотую медаль на Московском МКФ.



"Марш монтажников-высотников" (муз. Р.Щедрина - сл. В.Котова)из к\Ф "Высота"


А играя бригадира Илью Ковригина в культовой кинокомедии «Девчата», Рыбникову приходилось со всей съемочной группой и артистами работать в невыносимых условиях. Часть сцен снималась на Северном Урале при температуре -45 °С, а съемки финала проходили летом в Ялте, где исполнителям приходилось терпеть в тулупах жару.



Коллеги отмечали, что в жизни актер заметно отличался от своих общительных и веселых героев - был сдержан, имел ограниченный круг друзей. Сам Николай Николаевич небезосновательно считал себя звездой, поэтому отношения на съемочной площадке «Девчат» складывались у него далеко не со всеми. Рыбникову не нравилось играть с Румянцевой, которая, по его мнению, не соответствовала своей роли. Кроме того, он хотел, чтобы Анфису сыграла его жена, но переубедить режиссера не удалось.

"Душа ни по ком до сих пор не страдала" (муз. А.Лепина - сл. В.Лифшица)
из к/ф "Девушка без адреса"


"О чём я печалюсь"(муз. А.Лепина - сл. В.Лифшица)
из к/ф "Девушка без адреса"


"Тишина за Рогожской заставою"(муз. Ю.Бирюкова - сл. А.Фатьянова)
из к/ф "Дом. в котором я живу"(1957) (поет за кадром)


"Татьяна" (муз. Р.Щедрина - сл. К.Симонова) из к/ф "Нормандия-Неман"(1959)



В 1960—1970-е годы Рыбникова много снимали, на его счету значатся такие фильмы как «Им покоряется небо»(1963), «Разбудите Мухина!»(1967), «Война и мир»(1967), «Освобождение»(1968), «Седьмое небо»(1971) и другие.

Уже в конце 70-х - начале 80-х годов актера приглашали сниматься в кино все реже, в основном на эпизодические роли. Он набрал лишний вес, что негативно отразилось на внешности, да и рабочий типаж оказался неактуальным - новыми героями кино стали интеллектуалы. Самой известной работой Рыбникова того периода стала роль в ленте «Выйти замуж за капитана» - читатели «Советского экрана» назвали его лучшим исполнителем эпизода в 1986-м.

Последней работой в фильмографии артиста стала лента «Изыди!», которая вышла на экраны в 1991 году, уже после смерти Рыбникова.


Личная жизнь

Рыбников оказался однолюбом. В его личной жизни была только одна женщина - Алла Ларионова. Николай Николаевич познакомился с ней в ранней молодости, в годы учебы во ВГИКе. Он был безответно влюблен в начинающую актрису. Однажды даже решил повеситься, но, к счастью, рядом оказался его друг. Узнав о попытке суицида, один из преподавателей пристыдил Рыбникова, сказав, что настоящий мужчина не пойдет на такое и что любимую нужно завоевывать. После этого случая Николай начал вести себя по-другому.

Он ухаживал за Ларионовой несколько лет, а она встречалась с другими мужчинами. Среди них был и актер Иван Переверзев, от которого девушка забеременела. Но избранник не торопился звать артистку под венец. Тогда подруга Аллы с ее подачи сообщила Николаю «невзначай», что та свободна. Рыбников не заставил себя ждать. Он сделал любимой предложение, а 2 января 1957 года они подали заявление в загс.



Пара расписалась в Минске - исполнитель приехал в столицу БССР, где снималась Алла, на новогодние праздники и уговорил работниц загса расписать их за один день и без свидетелей. Это было несложно: дворец бракосочетания стоял напротив кинотеатра, на котором красовалась огромная афиша с портретом актера.

Вскоре у Аллы родилась дочь от Переверзева, которую назвали Аленой. Рыбников признал ее своей и любил как родную. Но он мечтал о собственном ребенке, и через четыре года супруга родила дочь Арину. Дети знаменитой пары не стали связывать жизнь с актерской карьерой, не подарили Алена и Арина родителям и внуков.



Несмотря на то что у Николая Николаевича даже в старости сохранялся вспыльчивый и ревнивый характер, он преданно любил жену и заботился о ней. Артист не позволял ей усомниться в своей верности. В браке супруги прожили 33 года, до самой смерти актера.

Друзья пары вспоминают, каким хлебосольным был дом Рыбникова и Ларионовой. Николай Николаевич мастерски делал засолки, а Алла Дмитриевна готовила отменный борщ и грибную икру.

Скончался 22 октября 1990 года от сердечного приступа на 60-м году жизни в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище.

Фрагмент передачи «Голубой огонек» (1963). Николай Рыбников исполняет песню из кинофильма “Весна на Заречной улице”, ему аккомпанируют на гитаре корреспондент Всесоюзного радио Юрий Визбор и кинооператор ЦСДФ Владимир Копалин.
СТАРОЕ КИНО.АЛЕКСАНДР БОРИСОВ - к 120-летию со дня рождения
смотрите:
https://my.mail.ru/communit...                                                                
https://my.mail.ru/community/flirtsyper/3D9DECCA7D77083D.html             
Ирина
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СТАРОЕ КИНО. НИКОЛАЙ РЫБНИКОВ- к 95-летию со Дня рождения | Васмак - Дневник Васмак | Лента друзей Васмак / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»