Свято-Введенский монастырь Оптина пустынь много десятилетий остается одним из наиболее почитаемых святых мест России. О мудрости оптинских старцев, молившихся за всех, готовых поддержать ослабевшего, поднять оступившегося, помочь духовным советом, говорили в разных уголках огромной державы. Люди и сегодня едут в обитель, стремясь изменить что-то в своей жизни, вырваться из череды нескончаемых проблем, дать небольшой отдых душе, прикоснуться к чему-то светлому и чистому. Здесь можно получить помощь, мудрый совет.
Место, выбранное некогда для Оптиной пустыни, сохранило особую чистоту и умиротворенное спокойствие. Река Жиздра с одной стороны, сосновый бор с другой, отделяют монастырь от всего
мирского, оберегая его обитателей и гостей, ищущих тишины и покоя
Достоверных сведений о дате основания обители нет, зато есть несколько версий, более или менее правдоподобных. По одной основателем был некий разбойник Опта, грабивший в округе, затем раскаявшийся в злодеяниях и принявший постриг под именем Макарий. Какое-то время монастырь даже назывался Макарьевским. Вторая называет основателем князя Владимира Храброго, правителя чтившего монашеский образ жизни.
Некоторые знатоки истории утверждают, что название пошло от устройства монастыря, включавшего в число насельников монахов и монахинь. Такие обители звались "оптиными".
Но, скорее всего, история обители началась с нескольких монахов-отшельников, искавших уединения подальше от городов и деревень. Эти места долго были почти незаселенными. Позже были выстроены несколько монастырей, но Оптина была среди первых. К 1630 году обитель состояла из деревянной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и шести келий с 12 монахами под управлением иеромонаха Феодора
В годы царствования Михаила Федоровича Пустынь получила земельный надел в окрестностях Козельска и мельницу. Братьями Шепелевыми был построен Введенский собор в 1689 году, обитель разрасталась
Петровские реформы лишили Оптину главных источников доходов – рыбной ловли, лодочного перевоза через Жиздру и мельницы в 1704 году. Через двадцать лет Священный Синод издаст указ об упразднении "малобратного монастыря". Через два года разоренную полностью обитель начнут восстанавливать. Процесс будет идти медленно, и только в 1795 благодаря вмешательству Митрополита Московского Платона работы ускорятся. Монастырю удалось не только возродиться, но и стать настоящим духовным оазисом, привлекающим людей из разных социальных слоев. В этом большая заслуга отца Авраамия, сумевшего восстановить старые строения, организовать в обители строгий порядок и значительно расширить вверенное ему. Увеличившиеся пожертвования местных жителей позволили начать новое строительство. Помогли и значительные царские пожалования – большой пруд, мельница и ежегодные 300 рублей, назначенные императором Павлом. Маленькую общину позволено было увеличить до 30 человек. Под руководством игумена Авраамия монастырь пережил войну 1812 года
Другой важный этап в истории обители начался благодаря митрополиту Филарету, покровительствовавшему ей и поддержавшему появление здесь старчества. Им в 1821 году был основан скит святого Иоанна Предтечи при монастыре и приглашены монахи-отшельники принявшие учение Паисия Величковского. Старцы были людьми, сочетавшими знание духовных законов и человеческой психологии. Большой опыт позволял вести других к Богу. Они обладали необычными дарованиями, от пророчеств и способности предвидеть события до сотворения чудес. Имена сохранились в монастырских записях и памяти получавших от них духовную помощь, от первых иеросхимонахов Льва, Макария, Моисея и Амвросия до последних, схиархимандрита Варсонофия, иеромонахов Анатолия и Нектария, умерших в двадцатые годы прошлого века
Пустынь всегда славилась попечением над сиротами, заботами об обездоленных, открытыми при монастыре госпиталями и школами. Привлекали паломников долгие службы, шедшие в нескольких храмах, но все это не сравнится с влиянием оптинских старцев.
Расцвет обители пришелся на 1830-1861 годы. В Оптиной проживало 159 иноков, 20 из них были иеромонахи. Архимандриту Моисею, долгое время бывшему отшельником в лесах Рославля, удалось установить должное благочиние служб в храмах, а их продолжительность, внутренний распорядок жизни и особенности духовного строя сохраняются до сегодняшнего времени. Велось большое строительство – монастырь окружили каменной высокой оградой с башнями, возвели корпуса для братии, реставрировались и перестраивались старинные храмы, шли работы над новыми
Духовную литературу в обители издают с 1839 года, на церковнославянском и в переложении на русский. Монастырь по значению и духовному влиянию на народ сравнивали с Саровским.
Оптина пустынь была островком света и чистоты, к которому обращались, чтобы заполнить пустоту в своей душе, обрести надежды или получить необходимую творческим людям энергию. Здесь часто бывал Ф.М.Достоевский, взявший в Пустыни многие образы своих "Братьев Карамазовых". Приезжали к старцу Амвросию В.Соловьев, К.Леонтьев. Неоднократно бывал в обители Л.Толстой. С монастырем связаны имена известных священнослужителей и богословов.
Хорошие времена закончатся после 1891 года. Революция, смена власти и начавшиеся гонения на церковь приведут к упадку, а в 1923 к закрытию одного из самых старых монастырей. На территории начнет работать лесопилка сельхозартели. Позже в монастыре открыли сельскохозяйственное училище
Возрождение Пустыни
Это случится в 1987 году, когда осенью Русская Православная Церковь вновь получит все, что осталось от монастырских строений. В июне следующего года возобновились службы в скромной надвратной церкви, немного позже откроется Введенский собор.
В этом же году Поместный Собор прославит преподобного Амвросия Оптинского и состоится обретение святых мощей преподобного. Раку поместят в Введенский собор. Летом 1996 года пройдет причисление других преподобных старцев Оптиной пустыни к лику святых. Через 4 года юбилейный Архиерейский Собор прославит их для всеобщего почитания.
С того времени монастырь вернулся к жизни и начал принимать паломников.