• Авторизация


Без заголовка 14-03-2024 18:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Майя_Пешкова Оригинальное сообщение

Дом Пиковой дамы в Санкт Петербурге

Дом Пиковой дамы (известен также как Дом камергера князя С. В. Гагарина, Дом княгини Н. П. Голицыной, Дом министра А. И. Чернышёва, «особняк бывший Балашова») — особняк в Санкт-Петербурге на Малой Морской улице, 10, где жила княгиня Н. П. Голицына (урождённая Чернышёва; 1741/1744—1837), ставшая прообразом графини в повести А. С. Пушкина «Пиковая дама»

Княгиня Наталья Петровна Голицына, урождённая Чернышёва (17 [28] января 1741 или 1739, Берлин, Германия — 20 декабря 1837 [1 января 1838], Санкт-Петербург) — фрейлина «при дворе четырёх императоров — от Екатерины II до Николая I»; статс-дама и кавалерственная дама Ордена Святой Екатерины , была известна в обществе как «Princesse Moustache» («Усатая княгиня») (от фр. moustache — усы) или «Fée Moustachine» («Усатая фея»). Прототип главной героини повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».


 

По всем углам торчали фарфоровые пастушки, столовые часы работы славного Leroy, коробочки, рулетки, веера и разные дамские игрушки, изобретённые в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом. Германн пошёл за ширмы. За ними стояла маленькая железная кровать; справа находилась дверь, ведущая в кабинет; слева, другая — в коридор. Германн её отворил, увидел узкую, витую лестницу, которая вела в комнату бедной воспитанницы...

А. Пушкин. Пиковая дама

В Санкт-Петербурге по адресу улица Малая Морская, 10 расположились хоромы той самой княгини Голицыной. Хотя кто-то может и усомнится в точности адреса — «а действительно ли это то место, описываемое в великом произведении?». Почему Александр Сергеевич поселил главную героиню именно сюда? Можно ответить просто — не зря Пушкин запечатлел в своем дневнике строки, согласно которым, между княгиней Натальей Петровной Голицыной и литературной графиней в народе выявили сходство, но отнеслись к этому снисходительно. Именно эта отсылка развеивает все сомнения в точности адреса персонажа. 

В настоящее время каждый желающий имеет возможность прикоснуться к дому, ставшему «героем» произведения, а также заметить сходства реального объекта и здания, описанного в книге Александра Сергеевича. Конечно, проблематичнее будет оценить внутреннее содержание, а точнее роскошную парадную лестницу из мрамора, которая ведет к площадке с камином, ну и совсем избранным удостоится лицезреть изящную лестницу, с которой спускался Герман после рандеву с Лизой.

В 1730-х годах в Морской слободе на месте дома № 10 по Малой Морской улице располагался дом скрипача оркестра придворного театра и комика-буффа итальянской труппы неаполитанца Мира Пьетро Педрилло, впоследствии ставшего придворным шутом императрицы Анны Иоанновны и получившего имя Козьма Петров Педрилло. Дом неаполитанца сгорел во время пожаров 1736—1737 годов

«Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны» (1872). Картина В. И. Якоби. Композиция включает 26 фигур; Пьетро-Мира Педрилло — играет на скрипке, стоя на одной ноге, также изображены другие знаменитые шуты, в том числе Балакирев (возвышается надо всеми), Голицын (стоит согнувшись), д’Акоста (с бичом).

с торца

В 1738 году проектом «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были намечены новые линии застройки — согласно плану этот участок состоял из двух отдельных владений. В 1740-х годах в левой части участка был построен каменный двухэтажный «с мезонином в три окна» «дом камергера князя Гагарина». В 1760-х годах участок и дом перешли к Степану Степановичу Апраксину — сыну фельдмаршала и мужу Екатерины Владимировны Голицыной. Постепенно дом расширялся — к 1770-м в нём появились четырёхмаршевая лестница, боковой флигель, на присоединённом угловом соседнем участке был разбит регулярный сад

Гороховая улица. Вид в сторону реки Мойки от перекрёстка с Малой Морской улицей. Дом 10 слева.

В 1777 году владелицей дома стала сестра Апраксина Мария Степановна Талызина.

Мария Талызина

Стараниями её мужа дом был капитально перестроен — фасад, выходящий на Малую Морскую, вытянулся на всю длину участка, со стороны Гороховой появились боковой флигель и каменная ограда с двумя воротами: парадными и служебными. Ограда разделяла внутренний двор на парадную и хозяйственную части. Добавился флигель и в юго-западном углу участка. Фасад дома Гагарина был повторён в западной части строения

После смерти Талызина, в 1787 году дом был заложен вдовой. В 1790 году в нём поселились князья Голицыны — Владимир Борисович и Наталья Петровна, дочь которых Екатерина была женой бывшего владельца дома Степана Апраксина. Голицыны перебрались в Петербург из Франции после революции. В доме Голицыных давались обеды для высшего света, где бывали члены царской семьи, «изобретатель животного магнетизма» Фридрих Месмер, художница Мари Виже-Лебрён и другие известные личности

Перед тем, как создать свое творение, Пушкин жил совсем неподалеку от этого дома и водил дружбу с племянником княжны. Именно последний поведал Александру Сергеевичу мистическую историю о том, как в очередное его фиаско, одна, теперь уже известная всем старая женщина, рассказала ему о тайне трех карт. Самой старушке про это донес популярный на весь Питер тогдашний чаровник и маг — граф Сан-Жермен.

Александр Сергеевич Пушкин проживал совсем неподалеку с осени 1832 года по май 1833-го. Это была квартира на третьем этаже в доме на углу Большой Морской и Гороховой улиц. В 1830-х годах домом владел купец Петр Алексеевич Жадимировский. Впрочем, состояла квартира из 12 комнат и кухни, а еще к ней прилагались: сарай для экипажей, конюшня на 4 стойла, небольшой сарай для дров, ледник и чердак для сушки белья. Времени, чтобы вдохновиться, прочувствовать атмосферу места и максимально точно описать его в произведении, автору хватило.

Правда, сомнительно, что Александр Сергеевич когда-либо бывал в спальне княгини. Но расположение комнаты, убранства, лестниц и даже черного хода совпадают с реальной комнатой до удивления точно. А в том, что именно Наталья Петровна Голицына стала прототипом пушкинской Пиковой дамы, не остается сомнений.

 Существует легенда, что поэту доводилось гостить в доме «Усатой княгини» После выхода «Пиковой дамы», 7 апреля 1834 года Пушкин записал в дневнике:

Наталья Петровна Голицына. Художник Владимир Боровиковский.

Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…

По мнению исследователей, образ графини в повести собирательный, однако детали её биографии и дом позаимствованы у Натальи Петровны Голицыной. В городском фольклоре особняк на углу Малой Морской и Гороховой именуется «Домом Пиковой дамы», а пересечение улиц, где он находится — «Пиковым перекрёстком»

[показать]

Очутился он в одной из главных улиц Петербурга, перед домом старинной архитектуры. Улица была заставлена экипажами, кареты одна за другою катились к освещённому подъезду. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара. Германн остановился.
— Чей это дом? — спросил он у углового будочника.
— Графини ***, — отвечал будочник 

В петербургской мифологии у Пиковой дамы существует ещё один дом — бывший особняк княгини Юсуповой на Литейном проспекте, 42 — однако он был построен через 22 года после смерти Пушкина

Пиковая дама — это один из персонажей в гадальных картах Таро. Первое упоминание о такой колоде датируется XIV веком. При этом Пиковая дама не считалась такой злодейски опасной, как воспринимается сейчас. Если человек, обращающийся к ней, чист, имеет благие намерения, то она предстанет ему справедливой и благородной защитницей, правдивой и жестокой по отношению к его обидчикам. А вот если человек имеет корыстную цель или дурной умысел — она становится к нему безжалостной, как и случилось в романе Александра Сергеевича, где главный герой сошел с ума.

 

В детстве многие вызывали Пиковую даму. Дожидались темноты и рисовали на зеркале помадой 13 ступеней, а над ними дверь с ручкой. Рядом с картой пик зажигалась свеча, и трижды произносился заговор «Пиковая дама, появись!». А дальше надо было ждать, затаив дыхание. И если послышится, как открывается дверь, как гулко звучат шаги на лестнице или раздается смех, надо как можно скорее стирать нижние ступеньки, чтобы дама не вышла из зеркала и не случилась беда.

В случае с книжной Пиковой дамой беда все же случилось. Известно, что год выхода «Пиковой дамы» — 1834. Через три года после этого погибает Александр Сергеевич Пушкин. Но не только он: в этот же год умирает и княгиня Голицына. Спустя время за произведение берется Петр Ильич Чайковский, премьера его оперы «Пиковая дама» проходит в 1890 году в Петербурге. Через три года композитор умирает.

Связь доказать невозможно. Однако существует легенда, что по зданию ходит призрак Пиковой дамы, и те, кто видел ее, жили после этой встречи тоже три года. Тем не менее, желающих посетить здание на Малой Морской хоть отбавляй. Конечно: там теперь находится поликлиника. 

В настоящей жизни княжна была чрезмерно суеверной, поэтому ее образ как никакой лучше подходил в качестве прототипа героини. Она настолько запечатлелась в памяти современников и запала им в душу, что даже официальная смерть женщины показалась всем очень загадочной. Ходит слух, что ее посетил дух черного офицера, который и унес ее тело в могилу, а душу княжны оставил маяться в доме.

 Александр Иванович Чернышёв

После смерти княгини, в 1838 году дом был выкуплен на средства казны для военного министра, которым в то время был граф А. И. Чернышёв. В 1839—1841 годах в нём проведена масштабная реконструкция по проекту А. А. Тона и его учеников Ф. И. Эппингера, Д. Б. Гейденрейха (2-го) и И. А. Резанцева: заново облицован фасад, увеличена высота помещений второго этажа, изменены внутренняя планировка и отделка.

Изменение междуэтажного пространства отразилось на фасаде скульптурным поясом с рисунком на мотивы северного Ренессанса. Балкон был оснащён золочёной решёткой, на фронтоне появился царский герб. В 1852 году, после выхода Чернышёва в отставку, дом перешёл в его собственность по указу императора Николая I 

В течение XIX—XX веков перестройки дома продолжались — в 1852—1853 годах была пристроена парадная лестница со стороны двора, а вестибюль оформлен в стиле рококо (предположительно, по проекту работы Г. Э. Боссе), в 1864 году по проекту И. Треццини встроен каменный сарай, в середине 1870-х годов над частью дома надстроен четвёртый этаж, в 1910-м пристроена лестничная клетка к южному корпусу. После смерти Чернышёва в 1857 году владелицей особняка стала его вдова Елизавета Николаевна, в 1879-м он перешёл к их дочерям — Александре Александровне Лобановой-Ростовской и Марии Александровне Чернышёвой, которая владела им до 1917 года 


Усатая княгиня.
Рисунок А. С. Пушкина
XX век
В 1902 году Малая Морская переименована в улицу Гоголя (в связи с 50-летием со дня смерти писателя, который жил на ней в 1833—1836 годах)  В справочнике «Весь Петроград» на 1917 год владелицей участка № 10 значилась «фрейлина светлейшая княгиня Мария Александровна Чернышёва, проживавшая в своём особняке».

Николай Петрович Балашов- обер-егермейстер, член Государственного совета.

Среди жильцов указан также член Государственного совета, обер-егермейстер Императорского двора, тайный советник Николай Петрович Балашов. После революции особняк был реквизирован, в нём разместились советские учреждения, в числе которых — Центральная комендатура, I-й совдеп 2-й Адмиралтейской комендатуры и Управление Уголовного розыска

В 1918—1927 годах улица носила название Комиссаровской. Согласно архивным документам, хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга, «особняк бывший Балашева» был арендован Управлением Российского общества Красного Креста (РОКК). 1 сентября 1923 года на третьем этаже особняка открылась Лечебница Красного Креста.

Описание дома из повести "Пиковая дама" А.С. Пушкина: Просторный вестибюль. Парадная мраморная лестница ведет к камину на площадке. Над ним высокое полуциркульное зеркало, а в нем небольшие круглые часы. Полустершиеся римские цифры на циферблате. Внизу надпись: Leroy Paris. - соответствуют реальной обстановке дома.

Кроме неё, в здании помещались Управление, амбулатория, лаборатории, на втором этаже — аукционный зал и постоянная художественная выставка. В справочнике «Весь Ленинград» на 1926 год по указанному адресу значилась Лечебница комитета по оказанию помощи бедным евреям (ЛЕКОПО)

Выявленные историком М. И. Кунките в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга записи в домовых книгах 1917—1931 годов свидетельствуют о принадлежности дома в эти годы Жилтовариществу. С 1917-го до середины 1920-х годов большая часть обитателей квартир состояла на службе в Красном Кресте — дом населяли представители медперсонала, врачи, начальники санитарных управлений

К началу 1930-х социальный состав жильцов изменился — стал шире представлен рабоче-крестьянский элемент, кустари, безработные, появились сотрудники ОГПУ. Часть квартир перешла под нужды хоз- и санчасти данной организации, затем в доме открылась ведомственная поликлиника

Производились соответствующие новым нуждам перепланировки, в результате которых была практически полностью уничтожена внутренняя художественная отделка. Здание было оснащено лифтами. Во время Великой Отечественной войны в доме графини находился госпиталь, непосредственно в её «опочивальне» была спальня для медицинского персонала

Во время одного из авианалётов восточное крыло здания было повреждено бомбой — не разорвавшись, она разрушила часть стен и перекрытие. При восстановлении здания ворота бывших каретных сараев были переделаны в окна, добавилась железобетонная лестница. В 1980-х годах, помимо поликлиники, в доме располагалось ленинградское отделение издательства «Машиностроение» Госкомиздата СССР. В 1990-х годах в бывших парадных залах были проведены реставрационные работы

В 1993 году улице было возвращено историческое название — Малая Морская; дом Пиковой дамы включён в Единый государственный реестр объектов культурного наследия Российской Федерации регионального значения


 

В начале XXI века в бывшем особняке располагается городская поликлиника № 1 MСЧ ГУВД Санкт-Петербурга. В доме частично сохранились интерьеры части парадной анфилады второго этажа, разгороженные под кабинеты, входные двери (с выбитыми филёнками), фрагменты лепнины в вестибюле, каминное зеркало с часами марки «Leroy Paris», винтовая лестница, по которой Германн покидал дом после свидания



=================================

https://www.citywalls.ru/photo585394.html

https://stroygaz.ru/publication/projection/dom-pikovoy-damy/

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Елена_Борисовна410 - Дневник Елена_Борисовна410 | Лента друзей Елена_Борисовна410 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»