• Авторизация


История создания сонаты "Аппассионата" Людвига ван Бетховена 01-08-2021 10:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Это несравненное по силе своего драматизма произведение, посвященное горячему почитателю Бетховена графу Францу Брунсвику (Франц был братом Терезы и Жозефины — двух женщин, которых Бетховен любил. Сочинялось в 1804 году, закончено было, возможно, лишь в 1806 году, опубликовано — в 1807 году.
R-8861020-1470299655-6767.jpeg (599x555, 124Kb)

Название «appassionata» не принадлежит Бетховену, оно было дано сонате гамбургским издателем Кранцем. Тем не менее, это название хорошо выражает сущность произведения и поэтому прочно за ним закрепилось.
Основной год сочинения сонаты,1804, был годом тяжелых переживаний Бетховена. Душевная реакция после окончания «Героической симфонии», окончательное разочарование в Наполеоне, принявшем императорский титул (а, следовательно, и в целой эпопее свободолюбивых иллюзий), болезнь, прогрессирующая и нестерпимая для музыканта глухота, мучительные невзгоды любви и дружбы, постоянное душевное одиночество — все это создало предпосылки мрачного, трагического произведения. Но мощный дух Бетховена, вдохновленный лучшими, революционными идеями передовой части человечества, вышел из испытаний. Если первые эскизы «аппассионаты» свидетельствуют о преобладании трагического начала, то затем великий композитор и человек обретает в самой трагедии победу воли, энергии, неистребимой силы борьбы со злом.
Уже сто пятьдесят лет тому назад величие «аппассионаты» было оценено русскими музыкантами. Ленц сравнивал ее с «извержением вулкана», Улыбышев называл «вулканической сонатой», «композицией одновременно исступленной и возвышенной».
Если Ленц и Улыбышев еще чувствовали некоторую робость перед бурями «аппассионаты», то последующие поколения приняли эти бури как искусство подлинно родное и близкое.
Нельзя не вспомнить красноречивого свидетельства И. С. Тургенева в его рассказе «Несчастная». Здесь рассказчик, описывая исполнение «аппассионаты» Сусанной, отмечает: «С самых первых тактов стремительно-страстного allegro этой сонаты я почувствовал то оцепенение, тот холод и сладкий ужас восторга, который мгновенно охватывает душу, когда в нее нежданным налетом вторгается красота. Я не пошевельнулся ни одним членом до самого конца. Я не хотел и не смел вздохнуть».
Музыка «аппассионаты» настолько эмоциональна, настолько насыщена страстными переживаниями от первой до последней ноты, что понимание ее образов представляет особые трудности. Сильнейшее волнение композитора передается слушателю, исполнителю, исследователю и порой даже отнимает у него потребность трезвого анализа. 
Но безраздельное господство эмоционального начала в «аппассионате» — лишь кажущееся. На деле, как и обычно у Бетховена, чувство и разум, эмоция и мысль находятся тут в единстве. Необыкновенное напряжение страстей в «Аппассионате» потребовало и невиданной мощи обуздывающей, покоряющей их логики. Прав был Ромен Роллан, писавший, что эта соната — «пламенный поток в гранитном русле».
Понятно, что осуществить замысел этого гигантского по масштабам идейно-художественной содержательности произведения не удалось Бетховену сразу. Сочинение сонаты растянулось на несколько лет. Зато Бетховен был удовлетворен конечным результатом и, судя по воспоминаниям Черни, считал «аппассионату» лучшей из своих сонат. Такая оценка стала впоследствии общепризнанной.
«Аппассионата» безусловно выражает страстный порыв Бетховена к более последовательному, чем раньше, пониманию им героики, как героики народной и революционной.
Драгоценное свидетельство именно такого содержания, таких образных тенденций «аппассионаты» мы имеем в известной, чрезвычайно высокой оценке этого произведения, данной В. И. Лениным в первые годы строительства Советского государства.
По воспоминаниям А. М. Горького, Ленин, слушая однажды в Москве исполнение фортепианных сонат Бетховена, сказал:
«Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!».



Описание содержания сонаты

Первая часть «аппассионаты» (Allegro assai, f-moll) носит характер героической лирики. Но эта лирика вмещает и переплавляет в себе широкий круг объективных интонаций. Взять хотя бы первую тему.

 Очевидны здесь интонации настороженного ожидания и душевного трепета. В основу первых Бетховен кладет гармонические фанфарные ходы, а в основу вторых — тревожную попевку с трелью. 
Первый образ уже очень широк. Это буря души, обогащенная бурями внешнего мира. Возникают ассоциации и с предгрозовым затишьем, прерываемым ударами грома, и с призывами сражения. 
Первый порыв бури — лейтмотив «судьбы» из трех нот:
Новый порыв уже грохочет тяжелыми аккордами, образующими резкий контраст с трепетностью трелей. 
Момент отрады, привнесенный началом побочной партии, быстро иссякает в горестном раздумье и сменяется новой бурей, где свирепый рокот прорезан фанфарами «судьбы». Тем печальнее звучит затихающий каданс в ля-бемоль-миноре с его расстоянием в пять октав между правой и левой руками. Трудно представить более выразительный эффект растворяющегося, затухающего звука.
Это — конец экспозиции, которая не повторяется (вопреки обыкновению), а непосредственно переходит в разработку.

Источник: https://www.belcanto.ru/beethoven_ps_23.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (8):
komor_valerya 01-08-2021-12:46 удалить
Обалденно! Все-таки Ленин был прав, когда так охарактеризовал эту сонату. Именно "нечеловеческая музыка"! У меня когда-то тоже был пост про историю создания сонаты. Но что-то в то время было так мало заинтересованных читателей! Не вызвала интереса. А ведь на самом деле потрясающая музыка! Спасибо, Ниночка, за доставленное удовольствие!
Дорогая! Ниночка, спасибо! Вы делаете большое дело! И ваши посты интересны, интересны посты всей вашей команды. Спасибо ещё раз! Обнимаю вас и целую! [382x328]
Нина-Ник 01-08-2021-20:54 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, Музыка потрясающая, конечно. Жалко, что и сейчас к ней интереса особого нет. Такая музыка уходит в прошлое. Еще люди старшего поколения помнят и любят ее. А вот молодое воспитано на рэпе. Недавно иду по улице и впереди молодой папаша с малышом в коляске идет, а у малыша в руках смартфон и оттуда слышен этот идиотский рэп. Как то даже не по себе становится от этого. Спасибо, Валерия, за внимание и отклик.
Нина-Ник 01-08-2021-21:43 удалить
Ответ на комментарий Ratsevich_Svetlana # Ratsevich_Svetlana, Светлана, спасибо Вам огромное.за внимание и такой оптимистичный отзыв. Команда наша сильно поредела. Да и читателей тоже поубавилось. Спасибо Вам за Ваше внимание и к музыке и к нам!!! Всего Вам доброго!!!
komor_valerya 02-08-2021-06:49 удалить
Ответ на комментарий Нина-Ник # Доброе утро, дорогая! Ты права: меня рэп просто выводит из себя и становится так тошно, что я даже всегда переключаю ТВ, когда там показывают одну рекламу, где два идиота твердят рэп! Это не музыка! Но вроде он уже постепенно уходит! думаю, что это течение ненадолго. Но придет на смену что-нибудь похуже! Вот, что страшно! Ладно! Зато у нас есть эта группа. где мы можем сполна насладиться хорошей музыкой!
Потрясающе!Иного и не скажешь!Благодарю,Нинель!
Нина-Ник 02-08-2021-11:06 удалить
Ответ на комментарий Кахетинка # Кахетинка, спасибо, Нина, и Вам за внимание!
Нина-Ник 02-08-2021-11:17 удалить
Ответ на комментарий komor_valerya # komrik_valerya, Доброе утро, Валерия! Все идет к тому, что культура вообще исчезнет, а будет хаос какой-то безобразный. Ну что же, будем в своем сообществе общаться, даже не в сообществе, как ты пишешь в группе. Ты права, что на смену рэпу прейдет что - то худшее. Оно уже пришло. Уже слышу частенько из окон проезжающих машин что то ужасное, да такое, что земля дрожит.


Комментарии (8): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник История создания сонаты "Аппассионата" Людвига ван Бетховена | Искусство_звука - Дневник Музыкальная классика | Лента друзей Искусство_звука / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»