История создания
В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты.
В следующем году он женился на Констанце Вебер. Оба эти поступка вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю выздоровления Констанцы.
Месса к этому времени не была закончена композитором: он успел написать лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа 1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.
Большая месса отличается удивительной гармоничностью, красотой и трогательностью. Ее 18 номеров отразили влияние Баха и Генделя, чьи произведения Моцарт углубленно изучал в те годы, но проникновенная кантилена отдельных эпизодов заставляет вспомнить о пленительной мелодике итальянской оперы — жанра, которым Моцарт владел в совершенстве. Переплавленные его творческим гением, оба эти начала органично сочетаются, рождая неповторимый моцартовский стиль.