Михаил Иванович Глинка - 20 мая (1 июня) 1804, с. Новоспасское, Смоленская губерния - 3 (15) февраля 1857, Берлин) — русский композитор.
Михаил Глинка с матерью и сестрой
Если русская наука началась с Михаила Ломоносова, поэзия – с Александра Пушкина, то русская музыка – с Михаила Глинки. Именно его творчество стало отправной точкой и примером для всех последующих русских композиторов. Михаил Иванович Глинка – для нашей отечественной музыкальной культуры это не только выдающаяся, но весьма значимая творческая личность, так как, основываясь на традициях народного искусства и опираясь на достижения европейской музыки, он завершил формирование русской композиторской школы. Глинка, ставший первым в России композитором-классиком, оставил немногочисленное, но впечатляющее творческое наследие. В своих проникнутых патриотизмом прекрасных произведениях, маэстро так воспевал торжество добра и справедливости, что ими и в нынешнее время не перестают восхищаться и открывать в них всё новые совершенства. Михаил Глинка в равной мере известен и своими операми, и романсами. Именно с камерной музыки началась его композиторская деятельность. В 1825 году он написал романс «Не искушай». Как нечасто бывает, одно из первых его творений оказалось бессмертным. В 1830-е были созданы инструментальные сочинения по мотивам оперной музыки В. Беллини, Соната для альта и фортепиано, Большой секстет для фортепиано и струнного квинтета, «Патетическое трио». В этот же период Глинка пишет свою единственную симфонию, которую так и не закончил.
К сожалению, планы Глинки прервала судьба. Но благодаря его творчеству, русская музыка получила значительное развитие, в стране появились многие поколения талантливых композиторов, было положено начало российской музыкальной школе.
40-50 годы вышли два фильма. Первый из них, «Глинка», был создан в 1946 году режиссером Львом Арнштамом, в заглавной роли – Борис Чирков. Образ композитора – живой и достоверный, много внимания уделено его личности и частной жизни. Примечательно, что второй по важности персонаж картины – крепостной человек Ульяныч прототипом которого послужил дядька Илья, сопровождавший Михаила Ивановича в течение многих лет. Фильм 1952 года «Композитор Глинка», снятый Г. Александровым с Борисом Смирновым в заглавной роли охватывает более узкий период жизни музыканта, относящийся ко времени создания двух его опер.
Михаил Глинка с женой
Как это часто бывает с гениями, значение Михаила Ивановича Глинки для русского искусства стало очевидно только после его смерти. Композитор оставил небольшое по числу, но впечатляющее по размаху, новаторству и мелодичности музыкальное наследие. Его оперы – нечастые гости подмостков, прежде всего потому, что их постановка требует масштабности и качественных разноплановых голосов, которые могут себе позволить только крупнейшие театры. В то же время невозможно представить вокальный вечер романсов без его сочинений. Его именем названы улицы и учебные заведения, память о нем увековечена и на родине, и за рубежом. Это говорит о том, что Глинка получил именно такую славу, о которой мечтал – народное признание и любовь.
1. Увертюра к опере "Руслан и Людмила"
2." Вальс-Фантазия"
3. Марш Черномора из оперы "Руслан и Людмила"
4. Лезгинка. Восточные танцы в замке Черномора из оперы "Руслан и Людмила"
5. Арабский танец. Восточные танцы в замке Черномора из оперы "Руслан и Людмила"
6. Танцы в замке Наины из оперы "Руслан и Людмила"
7. Музыка к трагедии "Князь Холмский"
8. Полонез из оперы "Иван Сусанин"
9. Вальсы из оперы "Иван Сусанин"
10. Мазурка из оперы "Иван Сусанин"
11. Краковяк из оперы "Иван Сусанин"
12. Ноктюрн фа - минор
13. Испанская увертюра №2. Воспоминание о летней ночи в Мадриде
14. Полька си-бемоль мажор
15. Фуга для органа ми-бемоль мажор
Источник: https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/veliki...itory/mikhail-ivanovich-glinka